Введение
Глава 1. Назначение административных наказаний как направление административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел
- 1. Общая характеристика административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел
- 2. Система административных наказаний по российскому законодательству
- 3. Административные наказания, применяемые органами внутренних дел
Глава 2. Механизм реализации административных наказаний органами внутренних дел
- 1. Общие правила рассмотрения дел об административных правонарушениях
- 2.Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
- 3.Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования заключается в том, что назначение административных наказаний органами внутренних дел является частью более широкой области социальных отношений, в которые ОВД включены как органы исполнительной власти, а именно - административно-юрисдикционной деятельности.
Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел представляет собой одну из важнейших сфер, в которой последние реализуют возложенные на них законом функции.
Проблемы института административных наказаний, процедуры их применения уполномоченными органами и должностными лицами органов внутренних дел диктуется современными условиями реализации административного законодательства в Российской Федерации и обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных в Конституции РФ основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений; обеспечением защиты государства, поддержанием общего правопорядка, механизма государственного управления, экологии и общественного порядка; 3) правовым – созданием в России совершенного административного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливающего меры административного принуждения, административной ответственности, регулирующего производство по делам об административных правонарушениях.
С момента введения в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях[1] по настоящее время в него более 90 раз вносились изменения, что говорит как о динамичности административно-деликтного законодательства, так и о серьезных проблемах в реализации его отдельных положений. Не является здесь исключением и административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел. В ходе ее осуществления сотрудники полиции сталкиваются с многочисленными проблемами по привлечению физических и юридических лиц к административной ответственности, а также с вынесением решений по делам об административных правонарушениях. Система административных наказаний сегодня весьма уязвима для критики, как с точки зрения ее эффективности воздействия на правонарушителей, так и с точки зрения ее общей превенции и процессуальной реализации.
Практика показывает, что сотрудники полиции сегодня порой не могут реализовать институт административной ответственности из-за его несовершенства. Административные наказания, применяемые милицией, лишь в незначительной степени являются сдерживающим фактором тотального правонарушительства российского общества. Процедура привлечения к административной ответственности еще далека от совершенства, как и сам процесс взимания административных штрафов.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с административными наказаниями, исполняемыми органами внутренних дел.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие административные наказания, исполняемые органами внутренних дел.
Цель настоящей работы – проанализировать сущность и особенности административных наказаний, исполняемых органами внутренних дел.
В соответствие с указанной целью в работе последовательно решены следующие задачи: 1) дать общую характеристика административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел; 2) рассмотреть систему административных наказаний по российскому законодательству; 3) охарактеризовать административные наказания, применяемые органами внутренних дел; 4) проанализировать общие правила рассмотрения дел об административных правонарушениях; 5) охарактеризовать порядок рассмотрения дела об административном правонарушении; 6) рассмотреть виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении.
Методология исследования. В работе были использованы следующие методы: диалектический, логический, системный, функциональный, формально – юридический.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§ 1. Общая характеристика административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел
Административная юрисдикция (лат. jus – право, dico – говорю), по мнению большинства исследователей:
а) является элементом административного процесса. Последний включает в себя как юрисдикционные производства, так и административные производства, не связанные с привлечением лица к ответственности по административному праву (например, по выдаче лицензий, оформлению виз и регистраций, применению поощрений и т. д.);
б) всегда связана с наличием правового спора между сторонами административного правоотношения;
в) осуществляется многочисленными субъектами: органами исполнительной власти, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, иными органами и должностными лицами;
г) имеет правовой характер, то есть всесторонне регламентируется нормами права;
д) направлена на принятие правоприменительного решения на основе правовой оценки действий сторон возникшего спора. Однако в остальном при определении понятия административно-юрисдикционной деятельности единства в теории административного права нет.
Административная юрисдикция определяется как: а) круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций; б) правоприменительная деятельность соответствующей направленности; в) подведомственность, компетенция по осуществлению и само осуществление соответствующей правоприменительной деятельности и т. д.
Под административно-юрисдикционной деятельностью следует понимать деятельность органов внутренних дел по рассмотрению и разрешению административно-правовых споров и дел об административных правонарушениях.
Основным нормативным актом, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)[2]. Именно данный документ определяет основы производства: задачи, принципы, порядок и т. д.
Помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях важное значение в нормативном регулировании производства имеют и иные нормативно-правовые акты, например:
- Конституция Российской Федерации (например, ст. 51 – «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом»).
- Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026–1 «О полиции» (далее – Закон о полиции), например, обязанность полиции осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях (п. 7 ст. 10), право полиции вызывать граждан, получать объяснения, справки, документы и т. д.[3]
- Уголовный кодекс Российской Федерации[4].
- Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3–ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[5].
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации» и др.
Важное значение имеют и подзаконные нормативные акты.
В структуре ОВД нет подразделений, обладающих исключительной компетенцией по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. В последнем принимают участие сотрудники самых разнообразных служб и подразделений. При этом субъектами производства выступают не сами органы (службы, подразделения), а их должностные лица.
Вместе с тем административно-юрисдикционная деятельность ОВД характеризуется наличием внутриведомственной специализации. В частности, например, материалы в отношении несовершеннолетних, как правило, готовятся сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних; в сфере предпринимательства – сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, участковыми уполномоченными полиции, оперуполномоченными подразделений по борьбе с экономическими преступлениями; за нарушения паспортно-регистрационных правил – сотрудниками Федеральной миграционной службы, участковыми уполномоченными полиции и т. д. Кроме этого в органах внутренних дел предусмотрено создание отделов (отделений, групп) по исполнению административного законодательства, а в дежурной части ОВД – должности дежурного по разбору с доставленными и задержанными.