Актуальность работы. Представители всех общественных наук всегда уделяли особое внимание исследованию института семьи. И это не случайно. Семья, как одна из форм организации жизни людей, имеет большое значение, как для отдельной личности, так и для общества в целом. Исторический опыт показывает, что семейные отношения во многом определяют социальное и культурное развитие любой общественной группы.
Именно семья является основным носителем культурных примеров, транслируемых из поколения в поколение. В семье человек усваивает социальные роли, получает основы образования, навыки поведения. В семье у ребенка формируется комплекс мировоззренческих ориентиров, определяющих чувство причастности к тому национальному, социальному и политическому сообществам, членом которых он является. От родителей и других родственников ребенок узнает об элементарных гражданских обязанностях, о необходимости их выполнения, усваивает определенный стиль обсуждения политических проблем, отношение к государству, его символам. Таким образом, семьей обеспечивается не только социокультурная, но и первичная политико-правовая социализация личности.
Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием специальных работ, рассматривающих данную проблему на современном методологическом уровне. В последние десятилетия проблема семьи и ее эволюция рассматриваются в рамках социальной истории и исторической демографии.
Обращение к исследованию брачно-семейных отношений в XVII-XVIII вв вызвано и той ролью, которую семья, как первичный структурный элемент любого социального образования, играет в его истории. Исследование такого «негосударственного» регулятора социальных отношений, как семья позволяет сделать еще один шаг вперед в реконструкции истории XVII-XVIII вв.
Семья единственный реально действующий социальный институт, сохраняющий свое значение на всех стадиях развития человеческого общества. Поэтому исследование процесса становления и развития брачно-семейных отношений в XVII-XVIII вв. имеет не только академическое, но и, в известной степени, научно-практическое значение, создавая основу для переосмысления социального опыта предыдущих поколений.
Объектом исследования являются брачно-семейные отношения в XVII-XVIII вв. и их особенности.
Предметом исследования стали институты семьи, брака в XVII-XVIII вв., а также личные и имущественные отношения в семье и регулирующие их морально-нравственные и правовые нормы.
Цель работы – охарактеризовать сущность и особенности брачно-семейных отношений по русскому законодательству XVII-XVIII вв.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить понятие брака; 2) рассмотреть историю становления института брака; 3) проанализировать реформы Петра I в семейном праве; 4) охарактеризовать особенности взаимоотношения супругов в браке и расторжение брака.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. БРАК КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
В семейном законодательстве Российской Федерации определения понятия «брак» нет. Это обусловлено, скорее всего, тем, что брак — это комплексное социальное явление. Комплексность брака заключается в его социально-биологической природе. Кроме того, он находится под воздействием различных социальных норм. С одной стороны, он регулируется нормами права, с другой — находится под воздействием нравственных норм. С учетом этого брак является предметом исследования как социологии, так и правовой науки. Иначе говоря, можно рассматривать брак как социально-правовой институт. Разные ученые, социологи и юристы дают неодинаковые определения брака
A.M. Нечаева считает, что «брак представляет собою союз женщины и мужчины, заключаемый в принципе пожизненно с целью создания семьи»[1]. Такое предельно лаконичное определение брака, возможно, удовлетворит социологов, но никак не юристов. Далеко не всякое сожительство мужчины и женщины признается браком. По мнению А.М. Беляковой, «брак — это юридически свободный и добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные права и обязанности. Брак основывается на чувстве любви, подлинной дружбы и уважения, нравственных принципах построения семьи в нашем обществе»[2].
И.А. Загорский считает, что «брак — это семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям»[3].
Эти определения нельзя считать неправильными, но вряд ли можно признать их совершенными. По мнению Г.М. Свердлова, брак представляет собой свободный и добровольный моногамный союз равноправных мужчины и женщины, образующий семью, порождающий права и обязанности супругов, заключенный с соблюдением правил, установленных законом[4].
Несколько более подробное определение брака давал В.А. Рясенцев, по мнению которого, брак — это заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона добровольный и равноправный в принципе пожизненный союз свободных мужчины и женщины, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности[5]. А.М. Белякова полагает, что брак есть пожизненный юридически оформленный добровольный и свободный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, порождающий для них взаимные личные и имущественные права и обязанности и имеющий целью рождение и воспитание детей[6]. Аналогичное и, как представляется, редакционно более удачное определение брака дано Н.В. Орловой[7].
Сходные с приведенными выше определения брака даны и рядом зарубежных ученых-юристов. Так, венгерский ученый Ене Бачо полагает, что брак является равноправным, свободным, заключенным на всю жизнь добровольным союзом мужчины и женщины, создающим семью и порождающим права и обязанности[8]. Весьма оригинальным является определение брака, которое дает польский ученый-юрист Леопольд Стецкий. По его мнению, брак есть признанный и регулируемый правом союз мужчины и женщины, обладающий признаком постоянства[9]. По мнению Ольги Планковой (Чехословакия), брак — это союз мужчины и женщины, характеризующийся прочностью и гармоничностью отношений между ними[10].
Авторы всех приведенных выше определений рассматривают брак как совместный союз мужчины и женщины. Но такой взгляд на правовую природу брака не является единственным. Ряд болгарских ученых-юристов рассматривают брак лишь как юридический факт семейного права, как бракосочетание, посредством которого мужчина и женщина соглашаются создать семейную общность[11]. Из изложенного видно, что сторонники признания брака юридическим фактом, порождающим семейные правоотношения, оказываются в меньшинстве. На мой взгляд, в этом споре правы сторонники признания брака союзом. Правильность этой позиции подтверждается тем, что после заключения брака правоотношения супругов не прекращаются, а, наоборот, продолжаются в виде длительного правоотношения — состояния в браке. Поскольку заключение брака создает семью, постольку брак и семья теснейшим образом связаны между собой. Это отмечается не только учеными-юристами, но и социологами[12]. Это позволяет в данной работе вопрос о семье рассматривать более подробно. Ни в семейном законодательстве советского периода нашей истории, ни в новом Семейном кодексе РФ легального определения семьи нет. Нет такого определения и в семейном законодательстве стран Восточной Европы. Определения семьи даются учеными социологами и юристами. Некоторые из этих определений излишне кратки и выглядят если не примитивными, то, во всяком случае, вряд ли могут быть признаны научными. Например: Семья — это исторически изменяющаяся форма организации совместной жизни людей обоего пола. Семья как ячейка общества включает отношения между мужем и женой, а также между родителями и детьми[13]. Семья — это союз близких людей, в основе которого лежит брак, родство, усыновление или удочерение[14]. Близко к этому и такое определение: Семья — это сложное общественное явление. Она представляет собой совокупность взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и другими ее членами. Семья — это естественная ячейка общества, объединяющая супругов, родителей и детей, близких родственников, связанных общими духовными и материальными интересами[15].