Введение
Глава 1.Теоретическеие аспекты права Древней Индии
1.1. Общая характеристика государственного строя Древней Индии
1.2.Правовое положение граждан в древнеиндийском государстве
Глава II. Особенности Законов Ману Древней Индии
2.1.Общая характеристика Законов Ману
2.2. Право собственности и обязательства
2.3.Уголовное право и судебный процесс
2.4. Брачно-семейные отношения по Законам Ману
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы. В последние годы в отечественном и зарубежном правоведении существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся, по единодушному признанию исследователей, «основным, системообразующим элементом в системе культуры каждого общества» , индивидуального и общественного бытия . Эта «вечная» проблема социально-культурного развития человечества прошла через тысячелетия как сложное многомерное явление, тесно связанное с генезисом самих правовых норм, в которых и отражалась концепция прав человека.
Индусское право — одна из древнейших систем права. Важным этапом на пути его становления было появление весьма своеобразных памятников права — дхармасутр и дхармашастр. с их записью дхарм — особых социальных норм, включавших как требования религиозного и морального долга, так и правовые обязанности индуса.
В дхармах нашли отражение основные этапы развития норм социального регулирования, характерные для развития человеческого общества вообще.
В качестве изначальных в любом обществе существовали простейшие нормы морали. Вплоть до возникновения классового общества более или менее осознанное и сознательное регулирование поведения людей происходило посредством определенных моральных норм, определенных моральных представлений. Вслед за моралью как формой общественного сознания возникает религия, требующая уже способности к отвлеченному мышлению. Формой выражения и моральных и религиозных норм является обычай, традиция. На ранних этапах развития человеческого общества эти две формы общественного сознания, выступали чаще всего в синтезированном виде. Моральным нормам придавалось религиозно-авторитарное обоснование и обеспечение.
Основные положения индусской религии, ее принципы содержатся в священных книгах глубокой древности — Ведах. Веды заключают для правоверного индуса божественное предписание, истину. Они — источник всех знаний, порядка, господствующего в мире, и правил поведения, морали, которым должен следовать индус в соответствии с этими божественными предписаниями.
То, что поведение древнего индийца тысячелетиями регулировалось религиозно-нравственными установками, которые по мере развития классовых отношений медленно уступали место нормам права, а в большинстве случаев тесно срастались с ними, определялось в значительной мере рядом социально-психологических и идеологических факторов.
Для древней Индии с ее экономической и национальной раздробленностью, с ее замкнутыми, изолированными друг от друга общинами характерна социальная аморфность, обезличенность, «непроявленность» рядовой личности, безусловная власть общины, касты над личностью, которая была так глубока и постоянна, что входила в. привычную психологию человека, а потому не всегда даже осознавалась им. Индусская религия с ее множественностью богов, идолопоклонством, жертвоприношениями, с целой системой, педантично разработанных ритуалов, регламентирующих снизу доверху общественную жизнь, с таинством боговдохновенных текстов и действий, предписывающая определенный образ жизни, нормы общественного поведения, морали, исключала разум в качестве мерила критического отношения к традиции, обычаю.1
Роль идеологии и общественной психологии в.регулировании поведения личности в древней Индии была столь значительна, что здесь долгое время интересы господствующей части общества не требовали выражения в законе определенных общественных производственных отношений. Первым шагом к формальному закреплению правовых норм явилось создание религиозно-правовых трактатов — дхармасутр — таких, как Гаутама, Апастамба, Баудхаяна2 и др., «авторитет которых признавался сначала среди ограниченных групп населения, и лишь впоследствии они стали рассматриваться в качестве источника священного закона».3На основе старейших дхармасутр возникла впоследствии обширная правовая литература дхармашастр: Законы Ману и др.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с Законами Ману древней Индии.
Предмет исследования - нормы Законов Ману древней Индии.
Цель настоящей работы - охарактеризовать сущность и особенности Законов Ману древней Индии.
Глава 1.Теоретическеие аспекты права Древней Индии
1.1. Общая характеристика государственного строя Древней Индии
Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Первыми жителями древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой. Древнеиндийское государство возникло как рабовладельческое, тем не менее в его праве отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Рабский труд не играл значительной роли в решающих отраслях экономики древней Индии. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства ,направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение. Индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом ,не терял своих семейных, родовых и кастовых связей. [1]
Таким образом, особенность древнеиндийского рабства является его неразвитость: наряду с рабовладельческими отношениями продолжали сохранять значительные пережитки первобытно - общинного строя. Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось непосредственно военной силой кшатриев. Правители первых государственных образований (протогосударств) раджи выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов, знать, собирали ренту-налог. В некоторых государственных образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся полнота правления сосредотачивалась в руках совета старейшин. [2]
По мере укрепления власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе - паришад. Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была неизменной. Примерно в IX - VIII веках до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств возникают первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства кроме воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории. С этого времени и ведут свое начало традиции слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и невостребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндийской цивилизации. Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины и ее натуральным хозяйством, с патриархально-межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами, получившая название «джаджмани». Археологические раскопки дали возможность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга. [3]
Крупные достижения в области производства привлекли за собой расслоение общества. С усилием общественного неравенства военный вождь племени (раджа),который ранее выбирался собранием и не мог быть смещен им ,все более возвышался над племенами, подчиняя себе органы племенного управления. а должность раджи велась борьба между представителями знатных и могущественных родов в племени. Со временем эта должность становиться наследственной. Этому способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских племен, консолидировавшихся годе-то на рубеже III - II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к началу проникновения ариев была заселена этническими общностями мундов и дравидов, которые были или оттеснены к югу, либо ассимилированы арями, носителями более высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли относящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов, а также произведения народного эпоса. Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздействия на исторические судьбы народов Ганга, с которыми и связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до наших времен свои культурные ценности цивилизаций Востока. Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев. Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV - III вв. до н.э. при династии Маурьев, объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Магадхско-Маурийская эпоха характеризуется усилением монархической власти. Основой государства считался царь. [4]