ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИЗЛИШКА
1.1 История возникновения понятия потребительского излишка
1.2 Концепция потребительского излишка
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗЛИШКА ПОТРЕБИТЕЛЯ
1.2 Измерение избытка потребителя с кривой спроса
2.2 Анализ проблем изучения излишек потребителя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Потребительский излишек является экономической мерой потребительской выгоды, которая рассчитывается путем анализа разницы между желаемыми и способными платить за товар или услугу относительно его рыночной цены или тем, что они на самом деле тратить на пользу или на обслуживание. Потребительский излишек возникает, когда потребитель готов платить больше за данный продукт, чем текущая рыночная цена
Концепция потребительского излишка была разработана в 1844 году для измерения социальных выгод общественных благ, таких как национальные магистрали, каналы и мосты. Это был важный инструмент в области экономики благосостояния и в формулировании налоговой политики со стороны правительств.
Потребительский излишек основан на экономической теории предельной полезности, в которой указывается цена, которую человек готов потратить на определенный товар или услугу, отражает объем полезности, которую он получает от этого товара или услуги. Утилита, предоставляемая услугой или услугой, варьируется от индивидуального к индивидуальному, исходя из его личных предпочтений. Экономическое право гласит, что чем больше потребитель имеет хороший доход, тем меньше он готов потратить на большее из-за уменьшающейся предельной полезности, которую он получает.
Объектом исследования является анализ условий излишек (выгода) потребителя.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы "Излишек (выгода) потребителя и производителя" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике .
Задачи курсовой работы:
- дать общее понятие излишкам потребителя;
- проанализировать взаимодействие спроса и предложения.
курсовой работе будет изучена теория спроса и предложения, отметим, что она претерпела определенные изменения, которые благоприятно сказались на взаимодействии с другими теоретическими концепциями стоимости, ценности и цены. Первоначально предпринимались попытки обосновать положение, согласно которому цена предопределяется исключительно соотношением спроса и предложения. Однако при таком подходе оставался открытым вопрос о субстанции цены при равенстве спроса и предложения.
Кроме того, спрос и предложение, в свою очередь, зависят от рыночных цен. Чем выше цены, тем меньше спрос и больше предложение, чем ниже цены — тем больше спрос и меньше предложение. Поэтому на данном уровне обобщения возникает заколдованный круг, где причина и следствие меняются местами: спрос и предложение формируют цену, в то же время цена определяет соотношение между спросом и предложением. Следовательно, цена выступает составляющей и спроса, и предложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИЗЛИШКА
1.1 История возникновения понятия потребительского излишка
С понятием «излишек потребителя» мы встречаемся ежедневно, поскольку постоянно посещаем торговые точки и делаем потребительский выбор.
Заходя в разные магазины и акцентируя внимание на одном или нескольких идентичных товарах, потенциальный покупатель выбирает: приобрести его только у одного продавца или же совсем не совершать покупку.
Каждый рациональный покупатель выбирает товар по мере его потребности и желания, но также учитываются финансовые ограничения, и если товар не удовлетворяет первичных потребностей, то, возможно, выбор потенциального покупателя будет отрицательным.
Что же такое излишек потребителя? Рассмотрим историю возникновения этого понятия. Первое упоминание его в качестве предмета экономического анализа относится к 1844 г. (в статье Ж. Дюпюи «О
мере полезности гражданских сооружений») [1], где автор доказал несостоятельность применявшегося в то время способа определения эффективности (полезности) хозяйственных мероприятий.
В результате проведенного исследования Ж. Дюпюи вывел общее правило, согласно которому «верхний предел полезности, приобретенной или потерянной в результате изменения цены, равен разнице количеств потребления предметов, умноженной на половину изменения цены» [1].
Первыми, кто внес весьма значительный вклад в развитие идей Ж. Дюпюи, были австрийские бизнесмены Р. Ауспитц и Р. Либен, опубликовавшие работу «Исследование теории ценообразования» («Untersuch ungenüber die Theorie des Preises») [2] в 1889 г., за год до появления маршалловских «Принципов экономической науки».
Подход Р. Ауспитцаи Р. Либена имеет много общего, но также и расхождения с подходом А. Маршалла. Позиция Р. Ауспитца и Р. Либена, с одной стороны, и Ж. Дюпюи, с другой, являются схожими, так как у них введение данного специфического предположения касалось только идеи денежного измерения излишка, в то время как у А. Маршалла без специального условия постоянности предельной полезности денег определение излишка потребителя оказывалось бессмысленным.