Введение
Глава 1. Теоретические аспекты административно-правовых споров
1.1.Понятие и сущность административно-правовых споров
1.2.Содержание и виды административных споров
Глава 2.Объекты и субъекты административно-правовых споров
2.1.Административно-правовые споры как предмет судебного разбирательства
2.2.Особенности субъектов и объектов административно-правовых споров
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы работы обусловлена глубокими преобразованиями, произошедшими в сфере взаимодействия органов и лиц, наделённых государственно-властными управленческими полномочиями с физическими лицами и организациями, а также в сфере взаимодействия внутри системы государственного управления. Провозглашённый Конституцией Российской Федерации 1993 года[1] приоритет прав и свобод человека требует теоретического осмысления основополагающих понятии механизма защиты публичных управленческих прав, свобод и законных интересов, как отдельной личности, так и организаций. От того, насколько чётко действующая административно-правовая доктрина, а вслед за ней и нормативные акты определяют суть спорных взаимоотношений в сфере государственного управления, в равной мере зависит и эффективность защиты публичных управленческих прав, свобод, законных интересов лиц и организаций, и эффективность реализации новых форм и принципов взаимодействия органов, наделённых государственно-властными полномочиями, между собой. Важным фактором актуальности данного исследования является то, что в условиях, демократического общества объём административно-правовых споров многократно возрастает, они становятся многообразнее и сложнее. Отсутствие легального определения такого основополагающего понятия как административно-правовой спор негативно влияет на установление критериев подведомственности административных дел.
Необходимость подобного анализа диктуется также задачами разработки законодательных и подзаконных актов, определяющих порядок предупреждения и разрешения административно-правовых споров. Возрастание степени нормативной урегулированности государственно-властной управленческой деятельности ещё не перевело эту деятельность в ту качественную стадию, которая позволяет минимизировать развитие конфликтных ситуаций в государственном управлении. Вследствие этого, исследование проблематики административно-правового спора представляется актуальным.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с административно-правовым спором.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регламентирующие административно-правовые споры.
Цель работы - охарактеризовать сущность и особенности административно-правовых споров.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью последовательного решения следующих задач: 1) изучить понятие и сущность административно-правовых споров; 2) рассмотреть содержание и виды административно-правовых споров; 3) охарактеризовать объекты и субъекты административно-правовых споров.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты административно-правовых споров
1.1.Понятие и сущность административно-правовых споров
Административный процесс представляет собой урегулированную правом, осуществляемую в особой форме деятельность по разрешению административно-правовых споров, возникающих в ходе реализации компетенции субъектов, наделённых государственно-властными управленческими полномочиями, а также деятельность по привлечению к административной ответственности.[2]
В делах, возникающих из административно-правовых отношений, суд разрешает спор о праве, но о праве не гражданском, а административном. Этот спор свидетельствует о предположительном или действительном нарушении административными органами субъективных прав граждан или о создании иных помех их осуществлению. Он возбуждается в целях устранения этих помех и защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов. Обжалуя в суд административный акт, гражданин заявляет о своем несогласии с действиями органов управления, требует признать их незаконными. В свою очередь, административный орган в лице своего представителя вправе доказывать обоснованность своих действий и неосновательность требований гражданина.
Проверка законности действий административных органов осуществляется судом путем рассмотрения и разрешения споров о праве между гражданами и административными органами, которые выступают как стороны с противоположными юридическими интересами. Таким образом, суд сталкивается при рассмотрении этих споров с двумя взаимно исключающими друг друга требованиями, позициями по одному и тому же правовому вопросу. В силу этого суд обязан в полном объеме определить, чья позиция по делу - административного органа или гражданина - соответствует закону. В задачу суда, следовательно, входит объективное исследование всех доказательств по делу и в соответствии с этим оценка правомерности действий сторон. Разрешение административного спора - это способ судебной проверки законности и обоснованности решений административных органов и должностных лиц.[3]
Возникая из отношений неравного, нетождественного положения сторон, административный спор как охранительное правоотношение разворачивается между равноправными субъектами, ибо в этом случае отсутствует властное управляющее воздействие. В административном споре орган управления реализует не властные полномочия, а такие же права и обязанности, что предоставлены другой стороне - гражданину, т.е. права и обязанности, выражающиеся в формулировании, обосновании и доказывании своих требований и возражений. Во-вторых, правовое равенство гражданина и органа исполнительной власти как субъектов административного спора имеет теоретическое и нормативно-правовое основания. Концептуальными установками правового государства в его основу закладывается равенство власти, гражданина и общества, их правовое равенство перед законом и судом. При этом государство предстает как субъект права, обладающий особыми властными полномочиями, которые ограничены правами других субъектов. В случае неправомерного использования этих полномочий, вызывающего нарушение субъективных прав, между ними возможен спор о праве административном (публичном).
Рассмотрим признаки административно-правового спора. Во-первых, административно-правовые споры возникают в сфере государственного (иногда муниципального) управления. Вторым признаком административно-правовых споров является их особый субъектный состав. Обязательным участником административно-правового спора является наделённый властными управленческими полномочиями орган государственной власти или государственный орган, орган местного самоуправления, их структурные подразделения или должностные лица, а также иные субъекты, наделённые государственно-властными управленческими полномочиями. Третьим признаком административно-правового спора является его особый объект и предмет. Связь между указанными признаками проявляется в том, что в зависимости от конкретного объекта спора, выраженного в защите от действий или бездействий наделённого государственно-властными полномочиями субъекта, проявляется не только административная правосубъектность лиц, но и раскрывается связь между этими субъектами, выраженная во взаимных управленческих правах и обязанностях.
Правовое равенство сторон в административном споре, так же как и их неравенство в регулятивном административном правоотношении, имеет нормативно-правовое основание. Если законодатель полагает необходимым поставить участников административных отношений в такое положение, когда ни одна из сторон не может своей властью ликвидировать спорность субъективных прав, их конфликт приобретает качество правового спора. В этом плане споры о праве не могут быть ни вертикальными, ни горизонтальными, ибо это всегда конфликты равноправных сторон. Иное дело, что субъекты административного спора неравны фактически: с одной стороны, орган исполнительной власти или должностное лицо, в распоряжении которых находятся значительные информационные, людские и другие потестарные ресурсы, а с другой - гражданин, такими ресурсами не обладающий. Именно это обстоятельство должно в первую очередь предопределять специфику правовых процедур разрешения административного спора.[4]
Таким образом, при определении административно-правового спора необходимо учитывать двойственность его предмета, проявляющуюся в том, что он выступает как разногласия о субъективных публичных правах и/или законности административных актов. Основные черты, характеризующие его специфику, выражаются в том, что он: а) возникает в связи с деятельностью субъектов публичной власти, использующих исполнительно-распорядительные полномочия для реализации возложенных на них управленческих функций;
б) возникает в рамках административных и иных публично-правовых отношений в связи с принятием административного акта, определяющего права, обязанности либо ответственность частных лиц в сфере публичного управления; в) имеет своим основанием правовые последствия, вытекающие из применения, реализации либо нарушения административно-правовых и иных публично-правовых норм; г) имеет в качестве внешней формы определенную законом процедуру его заявления и разрешения.
Спектр публично-правовых отношений, из которых может возникать административно-правовой спор, весьма широк, что предопределяет многообразие его конкретных проявлений. Административно-правовые споры различаются по спорящим субъектам, характеру спорных прав, юридической природе оспариваемых актов управления, основаниям возникновения и т.д. Все это вызывает необходимость их классификации, распределения на взаимосвязанные виды согласно наиболее существенным признакам. Классификация способствует более углубленному пониманию сущности административно-правовых споров, конкретных особенностей их содержания и решению практических вопросов, связанных с определением их подведомственности.[5]
Административно-правовой спор можно интерпретировать как юридический конфликт, характеризующийся такими чертами:
- возникает из конфликтных регулятивных правоотношений, имеющих властную или договорную природу (при нарушении административно-правовых договоров);