Введение
Глава I. Теоретические аспекты хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
1.1.История ответственности за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
1.2.Ответственность за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств в зарубежных странах
Глава II. Виды хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств и особенности квалификации
2.1.Виды хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
2.2.Особености квалификации хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
Заключение
Список использованной литературы
Схемы (таблицы): разграничение ст.ст.222 и 223, 226 УК РФ
Задача. Составить схемы (таблицы): разграничение ст.ст.222 и 223, 226 УК РФ
Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся криминальной обстановкой в Российской Федерации. Не последним фактором, влияющим на ее ухудшение и способствующим росту преступности, является незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Спрос на оружие со стороны лиц, совершающих преступления, в том числе организованных криминальных структур, возрастает, что стимулирует рост масштабов нелегального оборота оружия. Если у россиян сегодня порядка 5 млн. единиц оружия, то по оценкам некоторых экспертов, нелегально хранится более полутора миллионов его единиц. Незаконная торговля оружием является вторым по прибыльности, после торговли наркотиками, видом незаконного бизнеса.
Обнищание рабочих, с одной стороны, отсутствие заказов и в связи с этим простаивание заводского оборудования, с другой стороны, в сочетании с ослаблением контроля над процессом обуславливают рост нелегального производства и хищений основных узлов огнестрельного оружия.
Преступность в сфере незаконного оборота оружия обладает специфическими особенностями, и является самостоятельным объектом криминологического исследования. В отличие от других видов преступности, образующих ее совокупность, преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, характеризуются высоким уровнем организованности, повышенной общественной опасностью, высокодоходным бизнесом. В то же время личность преступника, осуществляющего незаконный оборот оружия, так же отличается от других преступников, прежде всего, своими социально-психологическими особенностями[1].
Усиление вооруженности преступных элементов становится одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на общее состояние криминогенной обстановки в России, что требует повышения внимания к предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия.
Между тем исследование уголовно-правовых и криминологических аспектов борьбы с незаконным оборотом оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, изучение судебной практики свидетельствуют, что нынедействующее законодательство в этой части нуждается в определенных изменениях и дополнениях.
Главным направлением в борьбе с преступностью и незаконным оборотом оружия является комплексный подход, адекватный новым социально-экономическим и политическим условиям.
Предметы вооружения резко усиливают преступный потенциал их обладателей. Оставлять безнаказанной либо неадекватно реагировать на реальную угрозу обществу, возникающую из незаконного оборота оружия, недопустимо с позиций гуманизма и справедливости. При этом следует всегда добиваться максимальной дифференциации уголовной ответственности в зависимости от опасности деяний и лиц, их совершивших.
На ухудшающее состояние незаконного оборота оружия влияют, в первую очередь, факторы: а) социально-экономического характера (безработица, низкий прожиточный уровень населения и др.); б) организационно-технического характера (отсутствие надлежащего контроля за производством, хранением, сбытом готового оружия и комплектующих к нему); в) правового характера (наличие существенных пробелов в законодательстве и др.).
Сегодня государство не может обеспечить защиту граждан от террористов, разбойников, вымогателей и т.п. Осознавая это, люди вынуждены вооружаться; в том числе и нелегальными способами, что также стимулирует незаконный оборот оружия.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с хищением либо вымогательством оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств: понятие, виды, особенности квалификации.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие ответственность за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств: понятие, виды, особенности квалификации.
Цель работы – охарактеризовать особенности уголовной ответственности за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств, понятие, виды, особенности квалификации.
В работе последовательно решены следующие задачи работы:
1) рассмотреть особенности уголовной ответственности за незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
2) составить схемы (таблицы): разграничение ст.ст.222 и 223, 226 УК РФ;
3) выполнить практическое задание.
Глава I. Теоретические аспекты хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
1.1.История ответственности за хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств
Историко-правовой анализ нормативных актов, регламентирующих оборот оружия в Российском государстве, свидетельствует о том, что правила оборота оружия появились одновременно с возникновением и распространением огнестрельного оружия в Русском государстве (XIV в.).
Первые упоминания об огнестрельном оружии «арматы» встречаются уже в 1383 году в Голицынской летописи, явившейся отправным моментом развития российского законодательства об оружии.[2]
Поначалу нормативные акты об оружии не представляли собой определенной системы, охватывавшей всю территорию страны, а устанавливали правила оборота оружия при определенных конкретных ситуациях или в отношении отдельных лиц.
Во второй половине XVII века русское законодательство уже содержит указание на оружие как предмет правонарушений. Постепенно складываются ограничения в его гражданском обороте. Так, царский Указ от 25 октября 1682 года «в целях прекращения в столице своевольств и поединков» запретил в Москве хождение с оружием всем лицам, которые в данный момент не исполняли соответствующих обязанностей по охране правопорядка[3].
Дальнейшее развитие отечественное законодательство об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия получило в начале XVIII века в так называемом военном законодательстве Петра I, что было связано с бурным развитием общества и новыми задачами, которые ставило перед собой государство: мобилизации всех возможностей для борьбы с внешними врагами, установление жесткой дисциплины, формирование профессиональной армии. Наиболее показательными в этом отношении правовыми нормативными актами являлись Артикул воинский с кратким толкованием от 26 апреля 1715 года[4] и Морской устав от 13 января 1720 года[5], которые совместили в себе дисциплинарные, уголовные и административные нормы.
Следующим важным этапом развития уголовного законодательства об ответственности за незаконный оборот оружия стало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.
События 1917 г. (развал русской армии, возвращение с фронтов Первой мировой войны солдат со своим оружием, вооружение рабочих в ходе двух революций), гражданская война привели к завладению населением страны колоссальным количеством стрелкового оружия армейского образца как отечественного, так и иностранного производства.
В послевоенные годы (1945-1948 гг.) у населения, особенно в западных районах страны, осело значительное количество отечественного и трофейного оружия, что способствовало росту бандитизма и вооруженных разбоев.
Значительные изменения законодательство об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия претерпело за годы действия Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.: в главе 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» УК 1960 г. предусматривал три состава преступления, связанные с незаконным оборотом оружия (ст. 217, 218, 219 УК РСФСР).[6]
В дальнейшем законодательство России об уголовной ответственности за незаконный оборот оружия существенно не изменялось. Основные новеллы законодательства об уголовной ответственности за рассматриваемые деяния были связаны с изменением наказаний за эти деяния: они все время усиливались с ростом насильственной преступности в стране и желанием государства путем усиления уголовной репрессии предупреждать соответствующие преступления.
Образование в конце 1991 г. современного российского государства - Российской Федерации - ознаменовало собой новый этап в развитии российского законодательства об оружии.
Социально-экономические преобразования российского общества, связанные с появлением новых общественных отношений, новых общественных институтов и возрождением ранее утраченных, повлияли на правовое регулирование оборота оружия. Главной целью законодательства об оружии является строгое определение пределов его оборота в целях обеспечения защиты личности, общества и государства.
Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[7] предоставил частным охранникам при осуществлении своих обязанностей применять огнестрельное оружие, в соответствии с чем они должны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях с применением специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 16).
20 мая 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «Об оружии»,[8] имевший важное значение в формировании государственной политики в области оборота оружия в России.
Впервые на законодательном уровне было дано понятие оружия, боеприпасов, оборота оружия.
Несомненным достоинством Закона «Об оружии» 1993 г. является закрепление в нем положения о возможности применять оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в пределах необходимой обороны или при крайней необходимости (ст. 24).
Большое значение уделено в Законе «Об оружии» вопросам контроля за оборотом оружия, при этом определено, что его осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные выдавать лицензии на производство оружия, а также перечисляются их права.