Введение
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции
1.1. Социально-экономическое содержание рыночной конкуренции
1.2. Виды конкуренции
1.3. Типы рыночных структур
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме
2.1. Свободная, или совершенная, конкуренция. Преимущества и недостатки рыночной коы конкуренции в условиях монополизации производства. Ценовая и неценовая конкуренция
Глава 3. Конкуренция в Российской Федерации
3.1. Конкуренция и методы ее регулирования в России
3.2. Принципы антимонопольной политики
Заключение
Список использованной литературы
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями.
Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других.
В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики – эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предпринимателям.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. Виды конкуренции
1.1. Социально-экономическое содержание рыночной конкуренции.
Под конкуренцией, с одной стороны, понимается экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какойлибо деятельности; борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия хозяйствования, за получение наивысшей прибыли. С другой стороны, конкуренция – это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала. Формой существования конкуренции является общественная система норм и правил организации, имеющая в своей основе государственные директивы и рыночные методы функционирования структурных подразделений народного хозяйства в виде государственных и частных предприятий и организаций[1].
Конкуренция как социальноэкономический воспроизводственный процесс может быть представлена как совокупность определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия выступают в виде экономического цикла конкуренции, который включает в себя следующие последовательные воспроизводственные процессы:
формирование материальновещественных элементов производства и трудового коллектива;
организация производства, включающая снабжение его сырьевыми материалами и полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитнофинансовыми и проектными предприятиями и организациями на возмездной основе;
создание конкурентоспособной продукции;
сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для дальнейшего расширения производства.
«Жизненный цикл» конкуренции относительно продукции делится на 4 фазы:
Фаза внедрения. Освоение новой продукции, для которой характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию.
Фаза роста. Происходит увеличение объемов производства, увеличение спроса, цены сохраняются на высоком уровне.
Фаза зрелости. Объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, начинается замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен.
Фаза старения, заключительная. Спрос на продукцию снижается до минимума, объем ее выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой[2].
«Недобросовестная конкуренция» – это деятельность, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к дискредитации как конкурентов, так и выпускаемых ими товаров. К числу наиболее распространенных актов дискредитации относятся:
а) распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
б) доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;
в) незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;
г) реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
д) использование некорректных сравнений, порочащих товары конкурентов;
е) самовольное использование или разглашение конфиденциальной научнотехнической, производственной или иной компрометирующей товары информации.
Борьба с указанными нарушениями в Российской Федерации возложена на Государственный комитет по антимонопольной политике.