Реферат|Философия

Личность и культура

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 23

Введение

  1. Понятие личности в философии. Личность в разных культурах
  2. Понятие культуры. Функции и формы культуры
  3. Личность в современной культуре
  4. Главные составляющие культуры личности

Заключение

Список литературы

Культура формирует тот или иной тип личности. Личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Можно сказать, личность - это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

Таким образом, культура и личность тесно связаны.

Каждый человек выступает по отношению к культуре в нескольких ролях:

  • как продукт культуры: только усвоив правила, нормы и ценности культуры и общества, в котором живет человек, можно комфортно чувствовать себя, быть адекватным своим культуре и обществу;
  • как потребитель культуры: в своей жизненной практике человек использует усвоенные нормы и правила, язык, знания и т.д. в готовом виде; обычно это происходит в форме стереотипов;
  • как производитель культуры: человек способен и творчески порождать новые культурные формы, и интерпретировать уже имеющиеся;
  • как транслятор культуры: воспроизводя культурные образцы в своей жизни и деятельности, человек тем самым передает информацию о них другим людям.

Актуальность работы заключается в том,  что проблема личности всегда находилась в центре внимания исследований культуры, так как культура и личность неразрывно связаны. Человек удовлетворяет свои потребности через культуру

В работе было рассмотрено понятия личности и культуры, функции и формы культуры, личность в современной культуре, главные составляющие культуры личности.

  1. Понятие личности в философии. Личность в разных культурах

В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека. Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность».

Индивидуальность – это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, человеческой личности [2, с.45].

При этом личность понимается как отпечаток тех общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация».

Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности.

В раннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и Григорий Богослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» в богословии и философии было описательным, им могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествления стало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античном мире.

  • В средневековой философии личность понималась как сущность Бога
  • В новоевропейской философии личность понималась как гражданин
  • В философии романтизма личность понималась как герой.

 Рассмотрим современные взгляды на личность в философии.

Согласно логике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сеть общественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходимо различать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens), как часть общества есть индивид [8, с.34]. О таком человеке— биологическом или социальном атоме— ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора)— лишь элемент, часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, которая затем станет заповедью экзистенциализма— утверждение о принципиальной враждебности общества и личности.

Если говорить о личности с точки зрения философии, то личность следует отличать от индивида, просто обладающего неким набором биологических признаков, характеризующих его принадлежность к тому или иному биологическому виду. Личность же имеет возможность свободного волеизъявления, может утверждать свое собственное и неповторимое "Я".

Личностное начало, идея личности как самостоятельного субъекта общественных отношений, опирающегося на свои собственные внутренние силы в той или иной мере, имеется в каждой развитой культуре. Однако существует заметное, а часто принципиальное различие в статусе личностного начала и его содержании в разных культурах, что зависит в значительной степени от характера религиозных компонентов данной культуры.

Определение личности в разных культурах приведено в таблице.

Таблица  – Личность в разных культурах

Наименование культуры

Трактовка личности

Европейская традиция

Человек автономный субъект деятельности, подчеркивает, прежде всего, его единство, цельность, тождественность «Я» во всех его проявлениях.

Восточная культура

Человек -средоточие партикулярных обязательств и ответственности, вытекающих из его принадлежности к семье, общине, клану, религиозной общности и государству.

Классическая китайская традиция

Высшей добродетелью считалось подчинение человека узаконенным нормам и подавление им своего «Я». Конфуцианские принципы утверждали необходимость ограничения эмоций, жесткий контроль разума над чувством и умение выражать свои переживания в строго определенной, принятой форме.

Классической индийской традиции

В философских системах человеческое «Я» оказывалось обусловленным не какими-либо конкретными причинами, а реальностью сверх личного духа, по отношению к которому телесное и эмпирическое «Я» - временное и преходящее явление. К тому же вера в карму как череду переселения душ делает бытие каждого индивида условным, лишает его самостоятельной ценности.

Происходившее в западной цивилизации длительное выяснение принципов деятельности индивида, отстаивающего свои интересы в мире конкуренции, привело к значительному углублению проблемы личности, показало всю ее сложность и неоднозначность. Либерально-оптимистические взгляды открывали путь к анархическому своеволию и вместе с тем к социальным конфликтам.

Психология и особенно психоанализ освободили нас от иллюзий своего «я» в той же мере, в какой литература и живопись низвергли портрет, который восторжествовал как жанр в эпоху великих побед классического рационализма».

Таким образом, для формирования устойчивой социокультурной структуры, обеспечивающей функционирование личности, необходимо подключение сложной и широко дифференцированной системы ориентации, выработанных в лоне западной цивилизации.

  1. Апрышко,  П.П. Введение в философию / П.П. Апрышко, А.П. Поялков. -  М.: Республика, 2012. -  656 с.
  2. Алексеев, П. В. История философии: учебник / П.В. Алексеев. - М. : ТК Велби, Проспект, 2011.-358 с.
  3. Алексеев, П. В. Философия: учебник / П. В. Панин, А. В. Панин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби, Проспект, 2014.
  4. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – М.: Проспект, 2013. – 325 с.
  5. Бучило, Н.Ф.Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумаков. – М.: Знание, 2011. - 314 с.
  6. Виндельбанд, В. История древней философии / В. Виндельбанд. – М.: Слово, 2013. – 390 с.
  7. Грядовой, Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учебное пособие / Д.И. Грядовой – М.: Щит-М, 2011 – 356 с.
  8. Ильенков, Э. Философия и культура / Э.Ильенков. - М.: Политиздат, 2010. – 381 с.
  9. Канке, В.А. Основы философии. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2013.- 288 с.
  10. Кармин, А. С. Философия: учебник для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб.: Питер,2010. – 412 с.
  11. Кохановский, В.П. Основы философии: учебник. / В.П Кохановский, Т.П. Матяш, В.П. Яковлев. – М.: Кнорус, 2013. – 232 с.
  12. Лосев, А. Ф. Истории античной философии в конспективном изложении / А.Ф. Лосев. - М., Мысль, 2012.
  13. Мамардашвили, М.К. Лекции по философии / М.К. Мамардашвили . - М.: Проспект, 2011. – 224 с.
  14. Радугин, А.А. Хрестоматия по философии. / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2011. - 317 с.
  15. Рычков, А. К. Философия: учебник для студентов высших учебных заведений / А. К. Рычков, Б. Л. Яшин. - М. : ВЛАДОС, 2010.
  16. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Скрипкин. – М.: Юрайт, 2014.- 830 с.
  17. Философский словарь / под общ. ред. И.В. Фролова. - М.: Современник, 2010. - 848 с.
  18. Философский словарь / под общ. ред. С.Я. Пирогова, А.С. Подоприговой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 576 с.
  19. Сержантов, В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия / В.Ф.Сержанов. - Л.,2011..
  20. Таранов, П. Анатомия мудрости. 120 философов / П. Таранов. – М.: Мысль, 2013. – 513 с.
  21. Чанышев, А.Н. Курс лекций по философии / А.Н. Чанышев.- М., Высшая школа, 2012.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 17 стр.
Философия Р.Декарта
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское