ВВЕДЕНИЕ
- ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИКИ
1.1. Критерий психического
1.2. Возникновение психики
- РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ НА РАННИХ ЭТАПАХ ФИЛОГЕНЕЗА
2.1. Теоретические аспекты возникновения психических форм жизни
2.2. Стадия сенсорной психики
2.3 Перцептивная (воспринимающая) психика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Проблема возникновения и развития психики в психологии всегда была неразрывно связана с определением психики как явления и как предмета научного исследования. Выдающийся русский психолог конца прошлого века Н. Я. Грот считал, что отличие предмета психологической науки от предметов других наук состоит в том, что его невозможно, как в других науках, сначала онтологически описать, а затем изучать. Необходимо сначала теоретически определить этот предмет, и только в результате такого определения он может быть подвергнут научному исследованию. Это связано с невозможностью прямого объективного изучения психики и необходимостью применения для этого косвенных методов.
Психика изучается по ее проявлениям, продуктам и физиологическим механизмам, лежащим в ее основе. А проявляется психика в процессе взаимодействия субъекта с миром (поведение как объект психологического исследования) и в форме результатов активности субъекта (даже вербальный ответ и результаты интроспективного исследования являются не самой психикой, а ее продуктом). Все эти трудности еще более усугубляются при изучении психики животных, от которых нельзя получить сведений в форме описания своих субъективных состояний. Кстати, это касается и изучения психики ребенка на довербальной стадии развития, что является одним из оснований постоянного сближения фило- и онтогенетических исследований и традиционного обращения психологии раннего детского возраста к сравнительно-психологическому методу анализа.
Такая специфика предмета исследования ставит психологию в особое положение среди всех наук, определяя необходимость использования подходов, применяемых как естественными, так и гуманитарными дисциплинами, которые не всегда могут гармонично сочетаться друг с другом. Это отразилось в истории психологии в периодически возобновляющихся разногласиях по поводу объекта и методов исследования, особенно в период становления объективной психологии, и надолго поставило зоопсихологию в положение науки, не занимающейся истинно психологическим предметом — содержанием субъективного мира и переживаниями животных. Как уже указывалось, исследования последних десятилетий позволяют преодолеть это ограничение.
Цель нашей работы - провести теоретическое исследование возникновения психики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Анализ исторических условий биологической эволюции психики.
- Определение факторов развития, и усложнения психики.
- Исследование основных стадий развития психики животных и человека.
В процессе исследования проблемы возникновения и развития психики, следует опираться, прежде всего, на данные сравнительной зоопсихологии. Следует отметить, что при рассмотрении филогенетического развития психики наука сталкивается со значительными трудностями, связанными с отсутствием прямых свидетельств и установленных фактов.
Очень часто учёные вынуждены строить умозрительные гипотезы. Однако и в этих гипотезах они опираются на определённый фактический материал. Отчасти таким материалом служат данные палеонтологии, но более конкретный материал даёт сравнительная зоопсихология. Она позволяет сопоставить уровни развития психики на основе экспериментальных исследований с ныне живущими животными, но следует отметить, что современные животные, даже самые простейшие представляют собой такой же результат деятельности эволюции, как и высшие животные, включая человека. Поэтому, исследуя современные живые организмы, нельзя получить реального филогенетического ряда, но основные тенденции развития психики при таких исследованиях могут быть выявлены.
Однако многие из изучаемых ею вопросов связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии.
Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких классиков отечественной психологии, как: А. Н. Северцов, А.Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и многих других известных российских ученых. При выполнении данной работы был осуществлен анализ значительного количества литературы и учебных пособий, в том числе таких авторов, как А.Р. Лурия, Ю.Б. Гиппенрейтер, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и других не менее известных авторов.
1. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИКИ
1.1. Критерий психического
Для того чтобы решить проблему возникновения психики необходимо определить, что свидетельствует о наличии психического у того или иного живого существа, то есть необходимо установить критерий психического. Наиболее разработанной концепцией, устанавливающей критерий психического, является рефлекторная теория. С точки зрения этой теории психика – это закономерный этап развития форм отражения материи, она появилась на определённом этапе эволюции живых организмов. С точки зрения рефлекторной теории, основные усилия существования любого живого организма есть уравновешивание его с окружающей средой. Такое уравновешивание достигается благодаря тому, что на любое жизненно важное изменение в окружающей обстановке организм отвечает какой-то приспособительной реакцией. Отсюда следует вывод: что психика - это специальный аппарат для отражения реальности и регулирования организма в соответствии с отражёнными свойствами окружающей среды.
Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом. Единственный путь – найти объективный критерий психики, т. Е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.
Понятно, что если будут найдены такие свойства внешнего поведения животного, которые связаны с психикой и именно с ней, то можно будет приблизительно сказать, где находится граница, которая разделяет непсихические (допсихические) и психические формы существования материи.
В истории естествознания существовали различные попытки локализовать психику в природе. Среди них можно назвать теорию панпсихизма, согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория биопсихизма приписывала психику всему живому, включая растения. Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория антропопсихизма: согласно ей психика существует только у человека, а животные, как и растения, только живые автоматы. Концепция нейропсихизма относила психику только к существам, обладающим нервной системой и т. П.
Во всех этих представлениях критерии психического были внешними по отношению к форме существования организма (предмета). Психика приписывалась какому-либо существу не потому, что оно обнаруживало определенные свойства поведения, а просто потому, что оно принадлежало к определенному классу объектов; наличие же психики у данного класса постулировалось аксиоматически.
Другую группу теорий составляют те, которые исходят из внутренних, функциональных, критериев. Это более современные теории, и все они не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Однако критерии, которые они выдвигают, приводят и здесь к разной локализации «порога» психического. Вот некоторые из них: способность к поисковому поведению, способность к «гибкому» приспособлению к среде, то есть к индивидуальному обучению, способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане и др.
Однако среди таких гипотез есть одна, которая получила наибольшее развитие и признание
Она принадлежит А. Н. Леонтьеву. Рассмотрим ее несколько более подробно. С точки зрения Леонтьева, психическое появляется тогда, когда живые организмы приобретают способность реагировать не прямо на биологически значимые раздражители, а на сигналы о существовании таких биологически значимых объектов. Наличие психики предполагает наличие внутренней реальности, психического образа переживания. Сигнал же только тогда возможен как сигнал, если он связывается с образом того, о чём он сигнализирует.
Рассмотрим пример. Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе – важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их – значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения. Также запах сам по себе несъедобен, но с ним может связываться то, что непосредственно связано с жизнеобеспечением.