Введение
- Методические основы планирования оптового оборота
1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация
1.2. Методика планирования оптового оборота
1.3. Методы планирования оптового оборота по формам и видам продаж и их характеристика
- Анализ оптового оборота как основа его планирования
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика оптового предприятия
2.2. Анализ динамики, состава и структуры оптового оборота
- Планирование оптового оборота исследуемого предприятия
3.1. Планирование оптового оборота по направлениям и формам продаж
3.2. Экономическое обоснование структуры оптового оборота
3.3. Резервы роста оптового оборота и их обоснование
Заключение
Библиографический список
Оптовая торговля является важным звеном в системе товародвижения, так как обеспечивает необходимую интенсивность товарных потоков. Именно она способствует активному регулированию процессов перемещения и накопления продукции в пространстве и во времени. Начиная с середины 60-х годов, отечественная торговля постоянно менялась, что можно объяснить проводимыми экономическими реформами в народном хозяйстве страны.
Важное значение современной оптовой торговли заключается и в том, что именно она занимается поставкой товаров отечественного производства на внутренний рынок и заставляет наших производителей изменять структуру ассортимента и поднимать качество отечественных товаров для завоевания прочного места как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Оптовая торговля находится в центре хозяйственных связей, осуществляемых оптово-посредническим звеном, как с производством, так и с потреблением. Она является важнейшим опосредованным звеном между сферами производства и потребления в процессе воспроизводства.
Главной функцией оптового предприятия является продажа товара покупателям, следовательно, объем этих продаж, или оптовый товарооборот, характеризует объем деятельности предприятия в целом. В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя оптового товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется. Оптовый товарооборот может выступать как один из показателей, определяющих мощность торгового предприятия, так как по его величине можно судить об объеме деятельности предприятия.
Оптовый товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Как видно из всего сказанного, оптовый товарооборот является одним из основных экономических показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Он характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, поэтому вполне очевидна актуальность изучения и исследования оптового товарооборота и его планирования.
Выбранная тема курсовой работы очень важна и актуальна, так как в данный момент оптовая торговля активно воздействует на промышленные предприятия и на розничную торговлю, обеспечивая их бесперебойную деятельность и торговлю, а значит и, обеспечивая наиболее полное удовлетворение потребностей населения.
Объектом исследования является Компания «СибЭкоМеталл». Предметом исследования является оптовый оборот предприятия..
Целью работы является анализ и экономическое обоснование резервов роста оптового оборота предприятия.
К задачам можно отнести следующие направления:
- изучение сущности и значения оптового оборота, а также его видов и классификации;
- сравнение методик анализа оптового оборота;
- изучение методики планирования оптового оборота предприятия в современных условиях и проведение сравнительного анализа методов планирования оптового оборота;
- анализ краткой организационно-экономической характеристики;
- анализ оптового оборота;
- планирование оборота оптовой торговли;
- разработка рекомендаций, направленных на рост оптового оборота.
Теоретической основой исследования послужили работы законодательства Российской Федерации, данные Госкомстата Российской Федерации, а также учебные и методические пособия, касающиеся данной темы. Вопросы анализа и планирования оптового оборота получили разностороннее освещение в трудах Александрова Ю.Л, Батраевой Э.А., Петрученя И.В., Смирновой А.М., Терещенко Н.Н., Емельяновой О.Н., Берг Т.И.
В работе используется методическая основа, представленная такими методами, как методы цепных подстановок, абсолютных разниц, сравнения, экономико-статистические методы, а именно метод выравнивания динамического ряда по скользящей средней, метод средних удельных весов, расчет оборота оптовой торговли по среднегодовым темпам роста, метод экспертных оценок, экономико-математический метод, балансовый метод и т.д.
1 Методические основы планирования оптового оборота
1.1 Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация
Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны [19].
Кроме этого, оптовая торговля выполняет ряд следующих функций:
- преодоление пространственного разрыва между производителями и потребителями;
- преобразование производственного ассортимента в торговый;
- формирование товарных запасов;
- хранение, доработка, подсортировка товаров;
- фасовка и упаковка;
- организация рекламных кампаний и маркетинговых исследований рынка и т.д. [23].
Существует два типа оптовых предприятий:
- Оптовые предприятия первого уровня – крупные оптовые структуры общенационального (федерального) масштаба;
- Оптовые предприятия второго уровня – предприятия регионального масштаба.
Основным показателем, характеризующим деятельность оптовой организации, является оптовый оборот, в свою очередь торговая деятельность оптовых предприятий характеризуется объемом, составом, ассортиментом и структурой оборота.
По своей сущности оптовая торговля представляет собой реализацию потребительских товаров, как правило, крупными партиями, для последующей их перепродажи, для дальнейшей переработки и т.д. В результате оптового оборота товары перемещаются в системе товарного обращения, но в конечное потребление не поступают [25].
Оптовый оборот представляет собой оборот, образующийся в процессе оптовой реализации товаров, и характеризующий движение товаров из сферы производства в сферу обращения и внутри ее в целях дальнейшей перепродажи [21].
Существует ряд классификационных признаков, позволяющих выделить различные виды оптового оборота. Классификация оборота оптовой торговли представлена в таблице 1.
Таблица 1.1 – Виды оптового оборота и их классификация
Классификационный признак
|
Вид оптового оборота
|
1. По формам собственности
|
1.1 Оптовый оборот государственных предприятий
1.2 Оптовый оборот частных предприятий
1.3 Оптовый оборот предприятий, организаций смешанной формы собственности
|
2. По масштабу
|
2.1 Национальный оптовый оборот
2.2 Оптовый оборот регионов, субъектов РФ
2.3 Оптовый оборот городов, района
2.4 Оптовый оборот отдельных предприятий, организаций
|
3. По сопоставимости
|
3.1 Оптовый оборот в действующих ценах
3.2 Оптовый оборот в сопоставимых ценах
|
4. По формам
|
4.1 Складской оборот
4.2 Транзитный оборот
|
5. По видам
(по направлениям продаж)
|
5.1 Оптовый оборот по реализации
5.2 Межрегиональный оптовый оборот
5.3 Межгосударственный оптовый оборот
5.4 Внутрисистемный оборот
5.5 Валовой оборот
|
6. По товарной структуре
|
6.1 Оптовый оборот по реализации продовольственных товаров
6.2 Оптовый оборот по реализации
непродовольственных товаров
|
7. По измерителям
|
7.1 Оптовый оборот в натуральных показателях
7.2 Оптовый оборот у условных показателях
7.3 Оптовый оборот в стоимостных показателях
|
8. По клиентуре
|
8.1 Оптовая продажа товаров предприятиям торговли
8.2 Оптовый оборот по реализации потребительских товаров предприятия общественного питания
8.3 Оптовая продажа потребительских товаров промышленным предприятиям
8.4 Оптовый оборот по реализации потребительских товаров внерыночным предприятиям
8.6 Оптовый оборот по реализации потребительских товаров зарубежным клиентам
|
9. По периоду составления отчетности
|
9.1 Фактический оборот
9.2 Плановый оборот
9.3 Ожидаемый
9.4 Планируемый оборот
|
10. По отношению к ценовому фактору
|
10.1 Оборот в действующих ценах
10.2 Оборот в сопоставимых ценах
|
Значение оптового оборота для деятельности предприятия велико. Оптовый оборот – это важнейший показатель деятельности оптового предприятия. Оптовый оборот может быть применен для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) и общей суммы затрат на реализацию товаров.
Оптовый оборот также используется для расчета таких показателей как трудоемкость, фондоемкость, затратоемкость, капиталоемкость ресурсов. Благодаря этим показателям можно определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста оборота.
О значимости предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему оборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. При этом анализ оптового оборота способствует определению эффективности деятельности предприятия, выявлению недостатков и определению возможных путей дальнейшего развития предприятия.