Введение
- Особенности педагогического общения
- Характеристика стилей педагогического общения
- Роль индивидуального стиля общения педагога и средства повышения его коммуникативности
Заключение
Список литературы
Реферат|Психология
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2021 | Страниц: 15
Введение
Заключение
Список литературы
На современном этапе развития системы образования происходит ее гуманизация, которая предъявляет серьезные требования в плане общей и профессиональной подготовки педагогических работников, и особенно к наличию у них творческих способностей.
Освоение индивидуального стиля деятельности является одной из важнейших характеристик профессиональной деятельности. Наличие собственного стиля у профессионала говорит как о его адаптации к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, так и о возможности максимального раскрытия собственной индивидуальности.
Педагогическая деятельность является сложной и многокомпонентной системой. Из всего ее многообразия Н.В. Кузьминой выделяется три компонента: методический, содержательный и социально-психологический. Они представляют собой внутреннюю структуру педагогического процесса. Их взаимосвязь и единство позволяют осуществить в полном объеме задачи педагогической системы. Пожалуй, самым важным в этом единстве компонентов выступает социально-психологический компонент, то есть педагогическое общение, которое позволяет должным образом реализовать два другие.
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогическом процессе общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно является в нем инструментом воздействия, где обычные условия и функции общения получают дополнительную «нагрузку», так как из общечеловеческих аспектов они перерастают в профессионально-творческие компоненты.
1. Особенности педагогического общения
Многие выдающиеся педагоги предавали большое значение роли педагогического общения в учебно-воспитательном процессе. Так А.С. Макаренко указывал на необходимость для педагога развивать у себя технологии педагогического мастерства и эффективного педагогического общения.
Сегодня продуктивная организация процесса педагогического общения призвана обеспечивать в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен быть между педагогом и учащимися. Посредством которого можно превратить их в субъекты общения, и содействовать в преодолении разнообразных психологических барьеров (возникающих в процессе взаимодействия), а также позволит перевести учащихся из привычной для них позиции ведомых в позицию сотрудничества, в результате чего превратить их в субъекты педагогического творчества. В таком случае процесс педагогического общения создает целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.
В обучении и воспитании педагогическое общение является инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение выступает целостной системой (навыки и приемы) социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся, которая содержит в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью средств коммуникации. Кроме обычных функций, специфичность особенностей педагогического общения создает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, это организаторская функция взаимоотношений педагога с обучающимися, которая также является средством решения учебных задач.
В число наиболее серьезных задач, выступающих перед педагогом, выступает организация продуктивного общения, предопределяющая наличие высокого уровня развития коммуникативных навыков. И здесь важно именно так организовать общение с обучающимися, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. И важную роль здесь играет именно стиль общения.
2. Характеристика стилей педагогического общения
Для продуктивного общения с обучающимися педагог должен понимать, что процесс общения проникает во все уголки системы педагогического взаимодействия, в каждый ее микроэлемент.
Специфичность педагогического общения вызвана различиями социально-ролевых и функциональных позиций его субъектов. В ходе педагогического общения педагог явно или завуалированно реализует свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процесса обучения и воспитания. Стиль общения и руководства в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной деятельности.
На уроке педагогу нужно владеть коммуникативным содержанием всего педагогического процесса, быть способным максимально чутко реагировать на малейшие изменения, постоянно соотносить избранные методы педагогического воздействия с особенностями общения на данном этапе. Все это требует от педагога умений одновременного решения двух проблем:
Можно обозначить характеристики общения в педагогическом процессе:
В стиле общения находят выражение:
Здесь также нужно отметить, что стиль общения педагога с детьми – категория социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально-этические установки общества и педагога как представителя данного общества.
Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином.
Сегодня выделяются множество стилей педагогического общения, но мы в данной работе остановимся на основных из них.
При данном стиле характерна направленность педагога на жесткое управление и всеобъемлющий контроль, что выражается в том, что педагог значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Характерно также большое количество нетактичных формулировок, обращений в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный педагог не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и так далее. Задания и способы его выполнения даются педагогом поочередно. Поэтому, данный подход снижает мотивацию к работе, поскольку обучающиеся не знают, какова цель выполняемой ими работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет их впереди. Следует также отметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных стереотипов, поочередная регламентация работы и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии педагога в позитивные возможности обучающихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения. При этом любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самовольности, что также наказывается. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность.
Кроме того, авторитарный педагог, как правило, субъективно оценивает успехи учащихся, высказывая при этом замечания не столько по поводу самой учебной деятельности, сколько относительно личности ученика. При автократическом стиле общения учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволительно высказывать собственные взгляды, критические замечания, проявлять какую-то инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль над их выполнением. Авторитарному стилю общения свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию "первого среди равных". Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
В основе попустительского стиля общения лежит самоустранение педагога от учебно-воспитательного процесса, снятие с себя ответственности за все происходящее в нем. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным. Результаты его исследования показывают наименьший объем выполненной работы учащимися и ее наихудшее качество. Важно отметить, что дети не бывают, удовлетворены своей работой, хотя на них и не лежит никакой ответственности, а работа скорее напоминает безответственную игру. При попустительском стиле общения педагог нацелен, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность обучающихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь при этом формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что педагог в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния реализует любой из описанных выше стилей общения.
В основе этого стиля – единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с учащимися творческим поиском – результат не только коммуникативной деятельности учителя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О. Кнебель заметила, что педагогическое чувство «гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней...» Такой стиль общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского. На этой основе формируют свою систему взаимоотношении с детьми В.Ф. Шаталов. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой – соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!