Курсовая работа|Уголовное право

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон ): понятие, состав и виды

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 41

Введение

Глава 1. Уголовная ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон): развитие российского законодательства и особенности зарубежного права

  • 1. История развития российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)
  • 2. Регламентация ответственности за угон транспортного средства в зарубежном уголовном праве

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон

  • 1. Объективные признаки основного состава преступления
  • 2. Субъективные признаки основного состава преступления

Глава 3. Квалифицированный и особо квалифицированные составы преступления

Заключение

Список использованной литературы  

Охрана прав собственника является непременной приоритетной компонентой деятельности любого государства, в том числе и России. Стремление к формированию и развитию цивилизованных рыночных отношений значительным образом актуализирует защиту интересов собственника от преступных посягательств. Не исключением в этом отношении являются преступления, связанные с угонами и хищениями транспортных средств.

Во-первых, в связи с развитием автомобильного транспорта как в мире, так и в России, о чем свидетельствует тот факт, что личные автомобили из разряда предметов роскоши переходят в разряд предметов повседневного пользования, посягательства на транспортные средства, такие как угоны и хищения, наносят огромный ущерб собственникам либо иным владельцам, исчисляемый сотнями миллионов рублей. По мнению экспертов, доходы преступников, полученные от хищений автотранспорта, стоят на втором месте после доходов, полученных от незаконного оборота оружия и наркотических средств.

Во-вторых, анализ динамических изменений позволяет сделать вывод об увеличении угонов и хищений транспортных средств до 2005 - 2006 гг. затем статистические данные показывают снижение количества преступлений данного вида. Можно обратить внимание на то, что рассматриваемые преступления находятся в обратной корреляционной зависимости.

Так, например, в 1999 г. по России было зарегистрировано 54 564 кражи автотранспорта, в 2003 г. -33 861, в 2004 г. - 44 436, в 2005 г. - 52 004, в 2006 г. - 53 998, в 2007 г. - 56 923, в 2008 г. - 58 565, в 2009 г. - 55 258, в 2010 г. - 50 313, в 2011 г. - 49 288, то в 2012 г. - 41 167 преступлений.

С 2008 г. по 2015 г. уменьшается разрыв между числом угонов и хищений транспортных средств, а в 2009 г. и вовсе количество угонов превышает количество краж.

Но это связано с повышением степени латентности в связи с распространением такого негативного явления, как возвращение похищенных автотранспортных средств собственникам за вознаграждение.

Кроме того, можно предположить, что цифры о количестве зарегистрированных угонов не соответствуют действительности и значительно завышены, поскольку на практике достаточно часто уголовные дела, связанные с корыстными посягательствами на транспортные средства, направляются в суды по ст. 166 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), предусматривающей ответственность за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения.

В-третьих, сотрудники правоохранительных органов испытывают значительные трудности по выявлению и пресечению данных преступлений, поскольку преступные посягательства на транспортные средства приобрели устойчивые отличительные черты организованной преступности. Деятельность организованных преступных групп, специализирующихся на хищении автомашин с целью их сбыта, нередко выходит за пределы одного региона и даже государства, а потому представляет серьезную проблему как для отечественных, так международных и зарубежных правоохранительных органов.

В-четвертых, существуют сложности уголовно-правовой квалификации, что связано с отсутствием официального толкования некоторых спорных положений норм об ответственности за угон и хищения транспортных средств. К сожалению, ныне действующее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»[1] не решает в полной мере вопросов правоприменительной практики.

Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с угоном транспортного средства.

Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие угон транспортного средства.

Цель работы – охарактеризовать понятие состав и виды неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), а также  сходства и отличия между угоном авто и иного транспортного средства и его хищения.

Задачи работы:

1) изучить историю развития российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон);

2) охарактеризовать регламентацию ответственности за угон транспортного средства в международном и зарубежном уголовном праве;

3) выполнить уголовно-правовую характеристику неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).

Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (диалектический, системно-структурный, анализ, синтез и др.), частно-научные (конкретно-социологический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.) и специальные криминологические методы (статистический, анкетирование, интервьюирование, экспертной оценки, типологии и др.).

 

Глава 1. Уголовная ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон): развитие российского законодательства и особенности зарубежного права

  • 1. История развития российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)

Впервые упоминание об угоне как общественно опасном деянии появилось в УК РСФСР в 1965 году: Кодекс был дополнен ст. 212.1 " Угон автомототранспортных средств"[2]. До введения этой нормы, формулирующей на­званное преступление в качестве самостоятельного состава, подобные право­нарушения квалифицировались как разбой, хулиганство, кражи, грабежи, а иногда и как самоуправство[3].

Существенным недостатком в борьбе с самовольным угоном транспортных средств было то, что судебная практика шла по пути необоснованно ши­рокого применения к указанным случаям норм законодательства о мелком хулиганстве в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1956 г.

Такая оценка названного правонарушения, естественно, не отражала действительного характера и степени его общественной опасности. Лица, совершающие угоны транспорта, фактически оказывались безнаказанными. Это, в свою очередь, вызвало вполне обоснованную критику со сторо­ны общественности и специалистов в области уголовного права.

УК РСФСР, принятый Верховным Советом 27 октября 1960 года[4], первоначально содержал только три статьи о преступлениях, связанных с автомототранспортом (ст. 211 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта»; ст. 212 «Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта лицом, не являющимся работником автомототранспорта»; ст. 213 «Нарушение дейст­вующих на транспорте правил»). Но ни одна из них не предусматривала та­кого состава, как угон транспортного средства без цели его хищения. Отсутствие в уголовном законодательстве нормы, предусматривающей ответст­венность за угон транспортных средств[5], до принятия ее в 1965 г. можно объ­яснить недостаточным распространением самоходного транспорта в СССР.

17 апреля 1973 г. впервые была предпринята попытка законодательной классификации предмета угона транспортных средств, когда на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 года «Об уголовной ответственности за угон воздушного судна» Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом дополнил УК РСФСР ст.213.2 «Угон воздуш­ного судна», поместив это преступление в главу десятую «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья на­селения». Таким образом, 3 января 1973 года в российском законодательст­ве появилась самостоятельная норма, регламентирующая ответственность за угон воздушного судна. Ответственность за угон остальных ранее названных видов транспорта по-прежнему регламентировалась ст. 212.1 УК РСФСР.

Важным стало принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно - процес­суальный кодекс РСФСР» от 1 июля 1994 года[6]. Названным законом ст.212.1 была исключена из УК РСФСР. Этот Закон внес изменения в нормы УК РФ, регламентирующие уголовную ответственность за преступления против собственности. В главу «Преступления против собственности» была введена статья 148.1 «Неправомерное завладение транспортным средством, лошадью или иным ценным имуществом без цели хищения».

Нормативно-правовые акты и иные официальные документы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - № 237.
  2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.03.2013)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  3. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016)// "Собрание законодательства РФ", 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921
  4. Федеральный закон от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // Собрание законода­тельства РФ. 1994. №10. Ст. 1109.

Учебная и научная литература

  1. Бабич М.Ю. Проблемы отграничения угона транспортных средств и смежных пре­ступлений. М., 2012.
  2. Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Особенная часть. М., 2006.
  3. Комментарий к уголовному кодексу РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2011.
  4. КоробеевА.И. Российское уголовное право: Курс лекций. Т.1: Преступление. Владивосток, 2009.
  5. Курс российского уголовного права. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, A.B. Наумова. М., 2012.
  6. Медведев A.M. Экономические преступления: понятие и система // Советское госу­дарство и право. 1992. №1. С. 78-87.
  7. Меньшагин В.Д. Особенности Уголовного кодекса РСФСР // Особенно­сти Уголовных кодексов союзных республик. М., 1963. С.119;
  8. НаумовB. Российское уголовное право. Общая часть: Курс лекций. М., 2008.
  9. Пантелеев В.П. Угон автомототранспортных средств (уголовно-правовые и крими­нологические вопросы). М., 2011.
  10. Правила дорожного движения Российской Федерации: Комментарий. М., 2013.
  11. Преступления против об­щественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения / Под ред. В. Ф. Кириченко, В.А. Владимирова, П.Ф. Гришанина, Ю.И. Ляпунова, М.И. Якубовича. М., 2010.
  12. Рарог А.И. Уголов­ное право. Особенная часть. М., 2006.
  13. Уголовный кодекс Голландии. / Под ред. Б.В. Волэкенкина, И.В. Мироновой. СПб., 2011.
  14. Ткаченко В.И. Ответствен­ность за автотранспортные преступления по уголовному законодательству союзных рес­публик// Советское государство и право. 1963. №6. С. 125.
  15. Транспортные правонарушения: квалификация и ответственность / Под ред. А.И. Коробеева. М. 2009.
  16. Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Под ред. А.И. Рарога. М., 2007.
  17. Уголовное право России. Общая и Особенная части / Под ред. Н.Г. Кадникова. М., 2009.
  18. Уголовное право России. Общая и Осо­бенная части / Под ред. Н.Г. Кадникова. М., 2010.
  19. Яковлев A.M. Социология экономической преступности. М., 1988.

Материалы судебной практики

  1. Архив Сормовского районного суда г. Н.Новгорода за 2015 год. Дело № 177 от 01.03.2007 г., См., так же дело № 1-205/06 от 27.02.2015.
  2. Архив Автозаводского районного суда г.Н.Новгорода дело № 1-188/15 от22.04.2015 г., См., так же дело № 1-575 от 28.12.2012.
  3. Архив Промышленного районного суда г. Ставрополя. Дело № 284 от 18.05.2011.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2015 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Хулиганство»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2014 год 32 стр.
Курсовая работа на тему: «Террористический акт»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2012 год 24 стр.
Курсовая Терроризм в современном мире
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское