Введение
Глава 1. Уголовная ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон): развитие российского законодательства и особенности зарубежного права
- 1. История развития российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)
- 2. Регламентация ответственности за угон транспортного средства в зарубежном уголовном праве
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон
- 1. Объективные признаки основного состава преступления
- 2. Субъективные признаки основного состава преступления
Глава 3. Квалифицированный и особо квалифицированные составы преступления
Заключение
Список использованной литературы
Охрана прав собственника является непременной приоритетной компонентой деятельности любого государства, в том числе и России. Стремление к формированию и развитию цивилизованных рыночных отношений значительным образом актуализирует защиту интересов собственника от преступных посягательств. Не исключением в этом отношении являются преступления, связанные с угонами и хищениями транспортных средств.
Во-первых, в связи с развитием автомобильного транспорта как в мире, так и в России, о чем свидетельствует тот факт, что личные автомобили из разряда предметов роскоши переходят в разряд предметов повседневного пользования, посягательства на транспортные средства, такие как угоны и хищения, наносят огромный ущерб собственникам либо иным владельцам, исчисляемый сотнями миллионов рублей. По мнению экспертов, доходы преступников, полученные от хищений автотранспорта, стоят на втором месте после доходов, полученных от незаконного оборота оружия и наркотических средств.
Во-вторых, анализ динамических изменений позволяет сделать вывод об увеличении угонов и хищений транспортных средств до 2005 - 2006 гг. затем статистические данные показывают снижение количества преступлений данного вида. Можно обратить внимание на то, что рассматриваемые преступления находятся в обратной корреляционной зависимости.
Так, например, в 1999 г. по России было зарегистрировано 54 564 кражи автотранспорта, в 2003 г. -33 861, в 2004 г. - 44 436, в 2005 г. - 52 004, в 2006 г. - 53 998, в 2007 г. - 56 923, в 2008 г. - 58 565, в 2009 г. - 55 258, в 2010 г. - 50 313, в 2011 г. - 49 288, то в 2012 г. - 41 167 преступлений.
С 2008 г. по 2015 г. уменьшается разрыв между числом угонов и хищений транспортных средств, а в 2009 г. и вовсе количество угонов превышает количество краж.
Но это связано с повышением степени латентности в связи с распространением такого негативного явления, как возвращение похищенных автотранспортных средств собственникам за вознаграждение.
Кроме того, можно предположить, что цифры о количестве зарегистрированных угонов не соответствуют действительности и значительно завышены, поскольку на практике достаточно часто уголовные дела, связанные с корыстными посягательствами на транспортные средства, направляются в суды по ст. 166 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), предусматривающей ответственность за неправомерное завладение автомобилем без цели хищения.
В-третьих, сотрудники правоохранительных органов испытывают значительные трудности по выявлению и пресечению данных преступлений, поскольку преступные посягательства на транспортные средства приобрели устойчивые отличительные черты организованной преступности. Деятельность организованных преступных групп, специализирующихся на хищении автомашин с целью их сбыта, нередко выходит за пределы одного региона и даже государства, а потому представляет серьезную проблему как для отечественных, так международных и зарубежных правоохранительных органов.
В-четвертых, существуют сложности уголовно-правовой квалификации, что связано с отсутствием официального толкования некоторых спорных положений норм об ответственности за угон и хищения транспортных средств. К сожалению, ныне действующее постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения»[1] не решает в полной мере вопросов правоприменительной практики.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с угоном транспортного средства.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регламентирующие угон транспортного средства.
Цель работы – охарактеризовать понятие состав и виды неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), а также сходства и отличия между угоном авто и иного транспортного средства и его хищения.
Задачи работы:
1) изучить историю развития российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон);
2) охарактеризовать регламентацию ответственности за угон транспортного средства в международном и зарубежном уголовном праве;
3) выполнить уголовно-правовую характеристику неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).
Методология и методы исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания (диалектический, системно-структурный, анализ, синтез и др.), частно-научные (конкретно-социологический, логико-юридический, историко-правовой, сравнительно-правовой и др.) и специальные криминологические методы (статистический, анкетирование, интервьюирование, экспертной оценки, типологии и др.).
Глава 1. Уголовная ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон): развитие российского законодательства и особенности зарубежного права
- 1. История развития российского уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)
Впервые упоминание об угоне как общественно опасном деянии появилось в УК РСФСР в 1965 году: Кодекс был дополнен ст. 212.1 " Угон автомототранспортных средств"[2]. До введения этой нормы, формулирующей названное преступление в качестве самостоятельного состава, подобные правонарушения квалифицировались как разбой, хулиганство, кражи, грабежи, а иногда и как самоуправство[3].
Существенным недостатком в борьбе с самовольным угоном транспортных средств было то, что судебная практика шла по пути необоснованно широкого применения к указанным случаям норм законодательства о мелком хулиганстве в соответствии с Указом Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1956 г.
Такая оценка названного правонарушения, естественно, не отражала действительного характера и степени его общественной опасности. Лица, совершающие угоны транспорта, фактически оказывались безнаказанными. Это, в свою очередь, вызвало вполне обоснованную критику со стороны общественности и специалистов в области уголовного права.
УК РСФСР, принятый Верховным Советом 27 октября 1960 года[4], первоначально содержал только три статьи о преступлениях, связанных с автомототранспортом (ст. 211 «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта»; ст. 212 «Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта лицом, не являющимся работником автомототранспорта»; ст. 213 «Нарушение действующих на транспорте правил»). Но ни одна из них не предусматривала такого состава, как угон транспортного средства без цели его хищения. Отсутствие в уголовном законодательстве нормы, предусматривающей ответственность за угон транспортных средств[5], до принятия ее в 1965 г. можно объяснить недостаточным распространением самоходного транспорта в СССР.
17 апреля 1973 г. впервые была предпринята попытка законодательной классификации предмета угона транспортных средств, когда на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1973 года «Об уголовной ответственности за угон воздушного судна» Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом дополнил УК РСФСР ст.213.2 «Угон воздушного судна», поместив это преступление в главу десятую «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». Таким образом, 3 января 1973 года в российском законодательстве появилась самостоятельная норма, регламентирующая ответственность за угон воздушного судна. Ответственность за угон остальных ранее названных видов транспорта по-прежнему регламентировалась ст. 212.1 УК РСФСР.
Важным стало принятие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР» от 1 июля 1994 года[6]. Названным законом ст.212.1 была исключена из УК РСФСР. Этот Закон внес изменения в нормы УК РФ, регламентирующие уголовную ответственность за преступления против собственности. В главу «Преступления против собственности» была введена статья 148.1 «Неправомерное завладение транспортным средством, лошадью или иным ценным имуществом без цели хищения».