ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВЫЕ ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
1.1 Речевые стратегии и тактики в современных средствах массовой информации
2 Игровые стратегии в современном российском медиа-дискурсе
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЧЕВЫЕ ИГРОВЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ (КОМИ РЕСПУБЛИКА)
2.1 Современные региональные СМИ Коми Республика
2.2 Функционирование языковой игры в региональных СМИ Коми Республика
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Настоящая курсовая работа отражает результаты исследования Речевые игровые стратегии в современных региональных СМИ (Коми Республика). В работе рассматриваются особенности речевых стратегий, речевых тактик, с помощью которых журналисты дискредитируют деятелей или важных должностных лиц.
В современной коммуникации, отличающейся непрекращающейся борьбой идеологий, столкновением интересов, манипуляций, используется широкий спектр коммуникативный стратегий, предназначенных для положительного/отрицательного отношения к субъектам деятельности, их взглядам, намерениям, результатам работы, а также для привлечения на свою сторону граждан сообщества, внушения правильности заданных действий и оценок. Коммуникативным стратегиям и тактикам в дискурсе посвящены исследования О.С. Иссерс, О.Н. Паршиной, О.Л. Михалёвой и других учёных.
В данной работе речевые тактики дискредитации рассматриваются на материале газетных текстов. Востребованность газет обусловлена тем, что они считаются традиционной областью существования политического языка, а также делового языка, эффектное использование которых повышает действенность борьбы за власть. Именно в газетной публицистике - письменной форме языка - наиболее ярко проявляется манипуляция, специфические черты, демонстрирующие власть языка - воздействие на массовое сознание, подавление конкурента через газету.
Актуальность данной работы объясняется тем, что речевые тактики дискредитации в СМИ широко распространены в современном политическом и деловом мирах, но они являются недостаточно изученными.
Источником для анализа являются исследования лингвистов, а также СМИ, в которых журналисты используют речевые тактики дискредитации для подавления какого-либо высокопоставленного бизнесмена или политика.
Объект исследования – республика Коми.
Предмет исследования - Речевые игровые стратегии в современных региональных СМИ.
Основная цель настоящей курсовой работы - исследование Речевые игровые стратегии в современных региональных СМИ республики Коми.
На основании цели поставлены задачи:
- Изучить речевые стратегии и тактики в современных средствах массовой информации;
- 2. Рассмотреть игровые стратегии в современном российском медиа-дискурсе.
- Проанализировать современные региональные СМИ Коми Республика.
- Рассмотреть функционирование языковой игры в региональных СМИ Коми Республика.
Глава 1. Теоретические особенности речевые игровые стратегии в современных региональных СМИ
- Речевые стратегии и тактики в современных средствах массовой информации
В данной статье мы опираемся на классификацию речевых стратегий и тактик, предложенных в работах Дж.Р. Серля, Дж. Остина, О.С. Иссерс. В качестве основных стратегий, мы, вслед за вышеуказанными авторами, выделяем когнитивно-семантические стратегии, в качестве вспомогательных - прагматические и риторические стратегии. В реальных контекстах и ситуациях возможно взаимопроникновение всех этих типов.
- Рассмотрим вначале, как реализуются главные, когнитивно-семантические стратегии, какие вербальные средства позволяют понять намерения автора. Доказано, что основной их целью является воздействие на ментальную область адресата, изменение или коррекция его картины мира или некоторых ее областей. В первую очередь используется когнитивная категория «свой-чужой», «мы-они», свойственная всем народам и всем языкам.
- Для объективного понимания фактов и явлений необходим исторический контекст. В советский период наблюдается четкое разграничение двух полюсов: «мы» - советский народ, страна победившего социализма, коммунисты, социалисты, борцы за мир во всем мире, соцстраны, братские страны; «они» - американские агрессоры, оголтелые реваншисты,
- Широко распространенным приемом СМИ являются метафоры. Работы зарубежных и отечественных лингвистов доказали, что наше мышление в основе своей метафорично. Эту его особенность эксплуатируют журналисты, политологи, политики, используя метафоры как средство эффективного воздействия.
- Следующий прием - применение аллюзий - можно отнести как к семантическим, так и к риторическим стратегиям. Отсылки к прецедентным фактам в прессе используется постоянно. Они привлекают внимание адресата, разнообразят и украшают текст в любой области: в политической, в рекламной, в бытовой. Психологический и эмоциональный эффект от них может быть различным.
- Использование эвфемизмов, такого, казалось бы, необходимого культурному обществу средства замены вульгаризмов, теперь стало в основном средством сокрытия правды, маскировки отрицательных общественных явлений. Так, например, за терминами «оптимизация» и «реструктуризация» скрывается сокращение сотрудников: «...исследование не затронуло жителей небольших населенных пунктов, которых в большой степени коснулась так наз. оптимизация здравоохранения» (РГ, 17.11.2016). Слова «малоимущие» и «недоедающие» камуфлируют откровенную бедность, «либерализация цен» означает их повышение. В сфере внешней политики сейчас популярны эвфемизмы, маскирующие войну, оккупацию, насильственный захват: превентивное вмешательство, этнические чистки, военная операция, ситуация нестабильности, защитная интервенция. Последний пример к тому же является настоящим оксюмороном. Мани- пулятивный эффект здесь налицо: необходимо сгладить впечатление от неприглядного факта или события, используя ассоциативные механизмы человеческого сознания.
- Следующий тип речевых стратегий в научной литературе трактуется как прагматический. Однако, анализируя вербальное выражение, его вполне можно отнести к смешанным, прагматико-риторическим. Мы имеем в виду стратегии создания имиджа. Эти стратегии используются не только в политике, но и в науке, в религии, в педагогике, однако именно в политике созданный образ обладает огромной общественной силой. Само понятие имиджа многокомпонентно, так как включает манеры, стиль поведения, жесты, внешность, убеждения, речевое поведение. Существуют два пути создания имиджа. Первый путь - это «самоподача», «само- презентация», которая инициируется самим политиком и раз- рабатыватся специалистами. Данные тактики исследованы достаточно хорошо и подробно описаны. Заметим только, что большую роль здесь играют именно риторические приемы: формы обращения к массам, восклицание, риторический вопрос, повтор, параллелизм и др.
Второй путь, с нашей точки зрения, более интересен, так как создается представителями массовой информации и позволяет увидеть, какие средства (вербальные и невербальные) использует журналистское сообщество и как влияет «четвертая власть» на общественное сознание. Ярким примером такого коллективного имиджа может служить личность Д. Трампа, участника президентских выборов США в 2016 году. Рассмотрим подробнее, какой именно образ и какими средствами был создан в американской и западноевропейской прессе, на телевидении и т.д. Прежде всего использовалась «игра на понижение», то есть тактики дискредитации, оскорбления, унижения. В языковых средствах доминировала экспрессивная лексика с негативной оценкой: выскочка из Квинса, недочеловек, подонок, рыжий клоун, шут. Кроме того, использовалась тактика «навешивания ярлыков», когда выбирается одна выразительная деталь, в данном случае цвет волос Трампа: выскочка с лисой на башке (по материалам газ. «Завтра», «Российской газеты» и англоязычных сайтов). Тактика обвинения выражалась в информации о том, что он не платит все полагающиеся налоги, что он - марионетка Кремля, что безнравственен и др.