Введение
- Соотношение понятий «государство», «общество», «право» во взглядах Сократа
- Соотношение понятий «государство», «общество», «право» во взглядах Платона и Аристотеля
Заключение
Источники и литература
Реферат|Философия
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2020 | Страниц: 13
Введение
Заключение
Источники и литература
Актуальность работы. Философия Платона, Сократа и Аристотеля является одним из самых значимых мировоззрений, которые существуют в истории человеческой мысли. Она всегда входила в число главных объектов историко-философского анализа.
Философов, у которых спустя века после смерти остаются последователи, нельзя назвать заурядными. Платоном, Сократом и Аристотелем вдохновлялись мудрецы античности и отцы церкви, средневековые теологи и философы Возрождения, великие мыслители Западной Европы и русские философы — от Посидония и Оригена до Чаадаева и Хайдеггера. Они оказали огромное влияние на всю нашу философию и даже на нашу современную культуру.
Учение Платона об идеальном государстве до сих пор является камнем преткновения для философов. Утопия это или реальность? Далекий призрак тоталитаризма или высшая и лучшая форма правления? За два тысячелетия было несколько попыток воплотить эту идею...
Так сложилось исторически, что Платон и Аристотель и их философия является традиционным объектом историко-философского исследования.
Цель работы – охарактеризовать сущность и соотношение понятий «государство», «общество», «право» во взглядах Платона, Сократа и Аристотеля.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) рассмотреть соотношение понятий «государство», «общество», «право» во взглядах Сократа; 2) проанализировать соотношение понятий «государство», «общество», «право» во взглядах Платона и Аристотеля.
Для написания работы мы использовали труды таких ученых как Балашов Л. Е., Моисеева Н.А. и др., поскольку в данных источниках содержится подробный анализ исследуемый нами темы.
Знаменитый древнегреческий мыслитель Сократ (около 470-399 до н.э.) полагал, что править должны знающие. Идеалом Сократа являлась аристократия мудрых. Настоящее знание, по Сократу, нужно получать не от учителя, а путем углубленного самопознания. Требование Сократа «править должны знающие» относится ко всем политическим формам. Подобный политический идеал правления знающих критически расходился с принципами как демократии, так и родовой аристократии, олигархии и тирании. Особо резко критиковал Сократ тиранию. В плане практической политики Сократ обосновывал принцип компетентности правления, а в плане теоретическом – попытку выявить и сформулировать нравственно-разумную основу и сущность государства.
В основе характеристики различных форм государства лежал выдвинутый Сократом принцип законности. В вопросе о форме правления в государстве Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную демократию и неправильную демократию. Первая из форм правления в каждой паре – правильная, а вторая – неправильная. Эта классификация впоследствии (в переработке Аристотеля) стала классической. В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические в то время Фивы и Мегары.
Отрицательно Сократ относился к «крайней» демократии в родном полисе, при господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты в Пелопонесской войне и потеряли свои ведущие позиции во всей Элладе. Сократне верил в эффективность демократии, результативность деятельности народного собрания как высшего руководящего государственного органа. Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в некомпетентности демократического правления.
Сократ первым выдвинул принцип законности, и сам его в жизни и даже смерти всегда принципиально придерживался. Законность, по мнению Сократа, состоит в том, чтобы подчиняться законам своего государства. Свобода, по Сократу, – это прекрасное и величественное достояние и для человека, и для государства. Все законы взаимозависимы, так как обусловлены божественным первоисточником. Перед законом должны быть равны и правители, и подданные.
Многие видят в учении Сократа предпосылки договорной теории взаимоотношений гражданина и полиса, но стороны в таком договоре не равны, государство явно преобладает.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!