Введение
Глава 1. Теоретические основы правового режима собственности супругов
1.1 Исторические аспекты регулирования имущественных прав и обязанностей супругов
1.2 Понятие правового режима имущества супругов
Глава 2. Правовой режим имущества супругов
2.1 Сравнительный анализ законодательства отдельных стран
Заключение
Список литературы
Подходя к правовому регулированию брачных отношений, законодатель должен быть осторожным, чтобы не вмешиваться в личную жизнь граждан, которая не может подлежать государственному регулированию. Однако, это не распространяется на имущественные отношения супругов. Несмотря на то, что на сегодняшний день популярны брачные договоры, по усмотрению супругов определяющие имущественные отношения между ними, законодатель уделяет таким отношениям в семейном праве значительное внимание, ведь имущественные отношения — экономическая основа государства.
Правовое регулирование имущества супругов и его режим нуждается в совершенствовании согласно современным общественным реалиям. Усиление начала договорного режима имущества супругов влечет к тому, что супруги начинают неверно определять содержание и суть брачного договора, понимая его на западный манер. А вместе с тем в брачном договоре запрещено регулировать вопросы, не связанные с имуществом (устанавливать права и обязанности супругов и т.п.). Эта распространенная ошибка приводит к тому, что заключаемые брачные договоры впоследствии признаются недействительными. Кроме этого, не все понятно и с законным режимом имущества супругов, который достаточно часто на практике, особенно при столкновении с вопросом раздела имущества супругов, вызывает многочисленные споры. Актуальность темы курсовой работы, помимо прочего, заключается в малой научно-исследовательской разработанности темы.
В связи с этим, цель работы — исследовать правовые режимы собственности супругов: сравнительно-правовой анализ законодательства отдельных стран.
Для достижения отмеченной цели необходимо решить ряд задач:
— Исследовать понятие имущества супругов;
— Охарактеризовать понятие «режим имущества» и привести легальную его классификацию;
— Проанализировать законный режим имущества супругов;
— Изучить договорный режим имущества супругов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере режимов имущества супругов.
Предмет исследования — конкретные нормы права, материалы судебной практики по вопросам, входящим в объект исследования.
Теоретическая разработанность темы находится на недостаточном уровне. Исследования, посвященные имуществу супругов датируются концом двадцатого века (работы У. А. Омаровой , И. А. Адоян ). Современных исследований данного вопроса крайне мало. Вместе с тем, имеется ряд работ, в которых объектом исследования выступают имущественные отношения между супругами. Правовой режим имущества супругов изучали О. И. Дерюшева , Е. Л. Скобликова , Т. В. Краснова , В. В. Ананьев и т. д. В связи с этим, видится необходимость дополнительного исследования проблем режимов имущества супругов с целью выработки решений, согласно новому законодательству и правовой действительности.
Глава 1. Теоретические основы правового режима собственности супругов
1.1 Исторические аспекты регулирования имущественных прав и обязанностей супругов
Основные принципы построения брачно-семейных отношений, в том числе имущественных, были провозглашены и зафиксированы в первых декретах Советской власти о браке и семье и в семейных кодексах. Была создана база, на основе которой формировались и развивались семейные отношения принципиально нового типа. Уже в первые годы советской власти в числе важных государственно-политических вопросов были решены вопросы, связанные с правовыми основами брака и семьи. Принятие в декабре декрета «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов гражданского состояния» и декрета «О расторжении брака», а также принятие в 1918 г. Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве свидетельствовало о том, что отношения между супругами должны строиться на совершенно иной основе, чем это было до революции[1]. Очевидно, что во все времена состояние семьи и изменения брачно-семейных процессов определяет политика государства, изменение ее целей и методов. Одним из проявлений государственной идеологии советского периода было выведение семейных отношений из-под влияния церкви, традиционно их регулирующих. Изменения регулирования семейных отношений в период создания советского государства по значению равен экономическому, политическому «перевороту» этого периода[2].
По мнению ряда авторов, появление Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г. (далее по тексту также – КЗАГС) обусловлено не объективными причинами и развитием общественных отношений, а тем, что в связи с отменой частной собственности гражданское право считалось отмершим, и никто не собирался его возрождать. Семейные отношения необходимо было урегулировать «по-новому» и принять отдельный семейный кодекс[3].
Первый советский семейный кодекс 1918 г. имел еще одну отличительную черту. Она состоит в том, что судебная практика, так же, как и толкования кодекса, не давали никаких преимущества зарегистрированному браку перед фактическим. Данное утверждение противоречило, на первый взгляд, ст. 52 КЗАГС, в соответствии с которой только зарегистрированный в отделе записи актов гражданского состояния брак порождал права и обязанности супругов. Практика народных судов знает многочисленные случаи признания прав на имущество, когда супруг умершего, хотя и не был зарегистрирован, но фактически был супругом[4].
Общность имущества супругов была введена ст. 10 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. (далее по тексту также – КЗоБСО), в которой говорится о том, что имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается раздельным их имуществом. Имущество, нажитое супругами в течение брака, считается общим имуществом супругов, а размер принадлежащей каждому супругу доли в случае спора определяется судом. Введение общности имущества супругов было необходимо, так как женщины вкладывали свой труд в домашнее хозяйство и воспитание детей. Имущество же, приобретенное на заработок супруга, становилось его собственностью в соответствии с КЗАГС 1918 г. В результате при разводе супруга могла остаться без имущества. Поэтому принцип общности имущества, нажитого супругами во время брака, и раздельной собственности на имущество, принадлежащее супругу до вступления в брак, получил закрепление в КЗоБСО 1926 г., что необходимо считать достаточно прогрессивным длят того времени. Общность супружеского имущества выражала не только внутрисистемную значимость труда женщины, но и высокую социальную ценность этого труда, поставленного обществом и государством в номах брачно-семейного законодательства на равную ступень с трудом в общественном производстве.
Общность имущества супругов – принцип, который в перспективе определил имущественную сферу семьи. Именно трудовая основа общности супружеского имущества объясняет деление имущества супругов на совместное (общее) и личное (раздельное). Очевидно, что добрачное имущество одного из супругов не может быть признано общим имуществом, поскольку источником его образования был труд лишь одного из супругов до заключения брака. В свою очередь, имущество, полученное во время брака в дар или в порядке наследования одним из супругов, не может быть признано их общим имуществом, поскольку источник его образования лежит вне сферы совместного вклада супругов. По вышеизложенным причинам следует то, что устранение деления имущества супругов не совместное и раздельное и введение единого режима общности супружеского имущества не будут соответствовать интересам самих супругов[5]. Однако, наряду с появлением этого положительного новшества, нельзя не отметить в КЗоБСО 1926 г. сохранения старых противоречивых норм КЗАГСа 1918 г. По прежнему «трудовой принцип» был критерием, на основании которого формировалась судебная практика признания юридической силы за фактическим браком: ст. 12 КЗоБСО 1926 г. относила общность ведения хозяйства, совместное сожительство, взаимную материальную поддержку к основным составляющим брака. По всей видимости, советское государство продолжало борьбу с церковным браком, планируя со временем отказаться от государственной регистрации. Далее в 1937 г. при подготовке проекта Гражданского кодекса СССР М.О. Рейхель, разрабатывающий соответствующий раздел, в тезисах и развернутой схеме для VII части проекта предлагал формулировку ст. 1 главы «Общие положения» в разделе «О браке», заключающуюся в том, что граждане, вступающие в брак, должны зарегистрировать его в органах ЗАГСа, как в интересах государства, так и с целью облегчить охрану личных и имущественных прав и интересов супругов. Таким образом, ведение общего хозяйства со временем перестает быть определяющей чертой возникновения имущественных прав и обязанностей супругов.