Курсовая работа|Международные отношения

Ракетно-ядерная программа КНДР: проблемы, перспективы развития

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 39

Введение

Глава 1. Особенности ядерной программы Северной Кореи

1.1 История развития ядерной программы

1.2 Планы по денуклеаризации Корейского полуострова

1.3 Механизм «шестисторонних переговоров»

Глава 2. Особенности ракетной программы КНДР

2.1 Ракетный потенциал Северной Кореи

2.2 Развитие ракетного потенциала КНДР

2.3 Оценка перспектив и путей сдерживания ракетно-ядерной программы Северной Кореи

Заключение

Список литературы

Острота проблем на Корейском полуострове не вызывает сомнений. Урегулировать северокорейский ядерный кризис не удается уже более десяти лет, вместе с тем идет активный поиск путей его разрешения. Стремительная эскалация напряженности вокруг ядерной программы КНДР пока не исключает никаких вариантов решения, даже силового. Реальная угроза служит катализатором активизации международных дипломатических усилий по устранению коренных противоречий этой непростой ситуации, которая нуждается в научно-политологическом осмыслении. Постоянно меняющаяся международная обстановка, появление новых факторов, влияющих на изучаемую проблему, создают определенные трудности для глубокого научного анализа этого феномена. Особые сложности связаны с отсутствием исчерпывающей достоверной информации о ядерном потенциале КНДР в силу закрытости этого государства. От исследователя-политолога требуются  внимательное отслеживание происходящих событий, объективная оценка действий  всех  заинтересованных стран-соседей, а также великих государств: Китая, России, США. При изучении их позиций следует учитывать, что каждая их этих стран отстаивает свои национальные интересы. Такой субъективизм затрудняет поиск объективной истины и осложняет процесс урегулирования кризиса.

Нынешнее обострение стало  повторением ситуации 1992-1994 и 2004 гг. Такая динамика событий в регионе является прямым следствием общей неурегулированности корейской проблемы. Большинство прогнозов политологов отражает доминирующее на Западе мнение о долгосрочных перспективах урегулирования корейской ядерной проблемы. В качестве  возможных сценариев рассматривается и ликвидация северокорейского режима в результате военной акции или внутреннего катаклизма с поглощением Севера Южной Кореей. В основе подобных аналитических схем лежит постулат о неспособности КНДР к серьезной модернизации системы. Другие аналитики полагают, что такая оценка не учитывает важных сдвигов, наметившихся в последние годы как в политике и экономике КНДР, так и в международных отношениях. На наш взгляд, важно осмыслить возможность принципиально иного, чем смена режима в КНДР, варианта мирного урегулирования корейской ядерной проблемы. Разработка такого варианта позволит снизить напряженность, будет способствовать созданию атмосферы стабильности, повышению уровня доверия между Севером и Югом, укрепит стремление к сотрудничеству и достижению компромисса в вопросе объединения корейского народа. Учитывая все это, можно с уверенностью констатировать, что избранная нами тема исследования чрезвычайно актуальна.

При оценке степени научной разработанности данной проблемы необходимо учитывать качественный уровень международно-правовой базы ядерной безопасности, а также международно-договорную деятельность государств по нераспространению ядерного оружия. Анализ соответствующих международных документов показывает, что к началу ХХI в. государствами, входящими в «ядерный клуб», выработан ряд важных политических мер по поддержанию ядерной стабильности, закрепленных в соглашениях как на двусторонней, так и на многосторонней основе. Однако ни ядерными государствами, ни мировым сообществом в целом в лице ООН до сих пор не предложены приемлемые варианты действий в случае неконтролируемого использования стратегических ядерных вооружений и предотвращению новых осложнений. Ситуация с КНДР показывает, что существует прямая угроза, исходящая от  тоталитарного режима, возможно, имеющего ядерную бомбу. В связи с этим необходимы эффективные политические решения, в полной мере отображающие способность ведущих ядерных государств (США, РФ, КНР и др.) обеспечить военно-стратегическую стабильность, в том числе на Корейском полуострове.

В числе ученых, занимавшихся общими проблемами ядерной безопасности в конце ХХ в. были: В. Барынькин, В. Белоус, Е. Волков, А. Ковш, В. Кузнецов, И. Николайчук, А. Ланьков, А. Торкунов, В. Орлов, Р. Тимербаев, А. Хлопков и др. Разработанные ими модели стратегической стабильности в свое время сыграли положительную роль в обосновании политики безъядерного мира, однако сегодня их исследования не в полной мере соответствуют сложившейся ситуации. Эти ученые не предлагают конкретных политических действий, способных отодвинуть мир от опасной черты. Одним из вариантов решения проблемы является проведение политики сдерживания агрессии. В России это направление разрабатывалось в научных трудах таких ученых, как: А. Арбатов, Г. Ахтямов, А. Деркачев, Е. Волков, С. Воробьев, В. Дворкин, Е. Егоров, А. Журавлев, В. Захаров, Ю. Крючков, Г. Кузнецов, Л. Малышев, А. Неделин, В. Прозоров, Ю. Плотников, А. Скворцов и др. Эти исследователи предлагают различные модели политики ядерного сдерживания для поддержания стабильности, но также не учитывают нынешней ситуации возникновения новых угроз.

Цель курсовой работы – изучение ракетно-ядерного потенциала Северной Кореи.

Задачи курсовой работы:

  • Рассмотреть историю развития ядерной программы;
  • Изучить механизм «шестисторонних переговоров» по сворачиванию ядерной программы Северной Кореи;
  • Оценить ракетный потенциал Северной Кореи;
  • Проанализировать перспективы развития ракетно-ядерной программы Северной Кореи.

Курсовая работа включает введение, основную часть и заключение. Основная часть содержит две главы. Курсовая работа основана на материалах научной и учебной литературы.

 

Глава 1. Особенности ядерной программы Северной Кореи

1.1 История развития ядерной программы

Ядерная программа Северной Кореи берёт своё начало в середине ХХ столетия, когда с образованием в 1948 году КНДР стало развиваться сотрудничество этой страны в ядерной области с СССР. Северной Корее было оказано содействие в разведке урановых место­рождений. Тогда же стали сооружаться первые урановые рудники. По-видимому, это сотрудничество послужило толчком для активной фазы реализации северокорейской ядерной программы, которая приходится на 1950-е – 1960-е годы. В 1950-х годах были созданы НИИ атомной энергии при Академии наук КНДР, НИИ радиохимии и НИИ ядерной физики. В 1956 году СССР и КНДР подписали соглашение о сотрудничестве в обучении специалистов ядерного профиля и до конца 1980-х гг. подготовлено около 300 специалистов. Обучение северокорейских специалистов осуществлялось также в ФРГ, ГДР, Японии и КНР. В 1959 году СССР и КНДР подписывают соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии. В 1961-1964 годах при содействии СССР ведутся работы по созданию Центра ядерных исследований в Нёнбене (80-90 км севернее Пхеньяна), который стал НИИ в ядерной программе КНДР. В 1965 году в этом центре был введён в действие исследовательский легководный ядерный реактор (ЯР) ИРТ-2000 мощностью 2 МВт советского производства. В эти же годы для центра были поставлены: радиохимическая лаборатория, бетатрон, кобальтовая гамма-установка и другое оборудование.[1]

К 1966 г. в Йонбене (другое название Нёнбен, 86 км севернее Пхеньяна) был создан атомный центр, в котором заработали исследовательский легководный реактор ИРТ-2000 советского производства, а также радиохимическая лаборатория, бетатрон, кобальтовая гамма-установка и другое научно-техническое оборудование, поставленные Советским Союзом. По существу была создана полноценная научно-испытательная база для проведения научных изысканий в ядерной области.

Появившиеся вскоре научные разработки северокорейских ученых-ядерщиков подтолкнули руководство КНДР к принятию политического решения о начале работ по созданию ядерного оружия. Как считают эксперты СВР России, такое решение было принято на рубеже 1970-х гг. Однако в силу различного рода трудностей, главным образом экономического и научно-технического характера, Пхеньян к практической реализации принятого решения смог приступить только в начале 1980-х гг. Именно тогда северокорейская ядерная программа получила интенсивное развитие. Причем акцент был сделан на строительство предприятий топливного цикла, ориентированного на работающие на природном уране газографитовые реакторы, конструкция которых позволяет эффективно нарабатывать плутоний оружейного качества.[2]

В 1970-е годы в КНДР начались исследования по созданию собственного ядерного топливного цикла. Этому способствовало вступление страны в МАГАТЭ в 1974 году, благодаря чему Северная Корея получила доступ к открытым материалам по ядерно-энергетической тематике.

Вторая «волна» совершенствования Центра ядерных исследований в Нёнбене пришлась на 1980-е годы. В это время там ведётся сооружение двух газографитовых энергетических ЯР. Первый из них, мощностью 5 МВт, был пущен в конце 1980-х гг. и стал основой для наработки плутония, который использовался в северокорейской ядерной оружейной программе (рис. 1). Строительство второго ЯР, мощностью 50 МВт, было начато в 1984 году и планировалось к завершению в 1995-1996 гг. Позднее, в 1989 году, в Тэчхоне началось сооружение третьего газографитового ЯР, мощностью 200 МВт.

Что касается северокорейских ЯР, следует отметить, что работы на этих трёх газографитовых ЯР были остановлены в 1994 году, в связи с подписанием между США и КНДР Рамочного соглашения по КЕДО (от английского KEDO – Korean Energy Development Organization). 5-мегаваттный реактор впоследствии возобновлял свою работу и функционировал до 2008 года, когда он был частично демонтирован по согласию КНДР и других участников шестисторонних переговоров (США, КНДР, Китай, Россия, Япония и Южная Корея) по денуклеаризации Корейского полуострова. Работа на ЯР мощностью 50МВт и 200 МВТ после их остановки в 1994 году больше не возобновлялись. По наблюдениям МАГАТЭ, в настоящее время эти реакторы находятся в очень плохом состоянии. Исследовательский ЯР ИРТ-2000 является действующим, но для наработки плутония малоэффективен.

Таким образом, к концу 1980-х гг. в Йонбенском атомном центре были построены и заработали газографитовый реактор электрической мощностью 5 МВт, завод по изготовлению ядерного топлива и промышленная установка по радиохимической переработке облученного ядерного топлива (ОЯТ)1, а в 1985 г. в этом центре началось строительство второго газографитового реактора электрической мощностью 50 МВт. Помимо этого, в 1989 г. вблизи Тхэчхона (100 км севернее Пхеньяна) было начато строительство АЭС, которую планировалось оснастить газографитовым реактором электрической мощностью 200 МВт. Правда, эти два реактора до сих пор не достроены.

Создав полный плутониевый топливный цикл, КНДР тайно приступила к реализации оружейной ядерной программы, нарушив взятые обязательства по «Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)», к которому она присоединилась 12 декабря 1985 г.

Эта ядерная программа, базирующаяся на наработке оружейного плутония и создании на его основе ядерных боезарядов, была приостановлена в конце 1994 г. после заключения между КНДР и США так называемого «Рамочного соглашения».

1.2 Планы по денуклеаризации Корейского полуострова

Рамочное соглашение по КЕДО обязывало Пхеньян свернуть свою военную ядерную программу в обмен на строительство двух легководных энергетических ЯР, поставку ежегодно 500 тыс. тонн мазута для тепловых электростанций и содействие в улучшении отношений КНДР с другими странами. Реализация указанного соглашения вследствие разногласий между КНДР и США со временем зашла в тупик. В декабре 2002 г. Северная Корея заявила о возобновлении своей ядерной программы, а в январе 2003 г.– о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), мотивировав это необходимостью защиты интересов национальной безопасности в условиях «усиливающейся враждебной политики и давления» со стороны США. В августе 2003 г. было положено начало шестисторонним переговорам по денуклеаризации Корейского полуострова.[3]

В феврале 2005 г. КНДР заявила о наличии у неё ядерного оружия, которое является «всецело оборонительным» и предназначено для ядерного сдерживания. В подтверждение этого заявления в октябре 2006 г. Северная Корея проводит первое подземное ядерное испытание, мощность которого, по оценкам Минобороны России, составила от 5 до 15 килотонн. В ответ на это 14 октября 2006 г. СБ ООН принимает резолюцию 1718, потребовавшую от КНДР прекратить реализацию ракетно-ядерной программы.

В феврале 2007 г. между участниками шестисторонних переговоров была достигнута договорённость о поэтапном выполнении мер по денуклеаризации КНДР и определены «11 шагов» для необратимого прекращения работы установок Центра ядерных исследований в Нёнбене (рис. 2), связанных с северокорейской ядерной программой.

  1. Володин Д. А. США и Северная Корея: от Буша-страшего к Бушу-младшему // США-Канада: экономика, политика, культура. - 2009. - № 10. С. 45-49
  2. Ежегодник СИПРИ 2011: вооружения, разоружение и международная безопасность (пер. с англ.) / Институт мировой экономики и международных отношений РАН. – М.: ИМЭМО РАН, 2012.
  3. Есин В.И. Перспективы развития ракетно-ядерного потенциала КНДР // Россия и Америка в ХХI веке. – 2013. - №1
  4. Жебин А. Переговоры по ядерной проблеме на Корейском полуострове: промежуточные итоги // Проблемы Дальнего Востока. – 2011. - № 1. С. 23-27
  5. Ланцова И.С. Ядерная программа Северной Кореи: история развития и современное состояние // Политэкс. – 2012. – 34. С. 56-58
  6. Нассауэр О. Атомная энергия и проблема ядерного распространения// Ядерная энергия: миф и реальность. – 2012. - №5. С. 56-59
  7. Распутная, Л. И. Генезис ядерной программы КНДР / Л. И. Распутная // Вестник Морского государственного университета. Вып. 20. Серия Обществоведческие науки. – Владивосток : Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2013. – С. 76-87
  8. Распутная, Л. И. Общий кризис нераспространения ядерного оружия / Л. И. Распутная // Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. – № 2 (11). – С. 9-17
  9. Рогов С., Есин В., Золотарев П. Проблемы контроля над ядерными вооружениями в XXI веке: военные эксперты предлагают концепцию для Совбеза ООН и G8 // Независимое воен. обозрение. —2009. — № 19.
  10. Строкань С., Чернышев А. КНДР добилась потрясающего эффекта. Коммерсантъ, 13 февраля 2013 г.
  11. У ядерного порога : уроки ядерных кризисов Северной Кореи и Ирана для режима нераспространения / под ред. А. Арбатова; Моск. Центр Карнеги. — М. : РОССПЭН, 2009. — 184 с.
  12. Фененко А. «Ядерные тревоги» на Корейском полуострове // Мировая экономика и международные отношения. - №5. – 2013. С. 3-16
  13. Забалуева Ю.Ф. Ядерная программа КНДР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iss-atom.ru/articl_iss/nuc_pr_kndr_12.pdf
  14. Северная Корея потратила на развитие ядерной и ракетной программ около 3,24 млрд долл. // Электронный ресурс. – [Режим доступа]: http://www.rbc.ua/rus/news/economic/severnaya-koreya-potratila-na-razvitie-yadernoy-i-raketnoy-11042013164600
  15. Ядерная угроза, исходящая от Северной Кореи, становится реальной// Электронный ресурс. – [Режим доступа]: http://telegrafist.org/2013/03/10/44691/
  16. Ядерная угроза, исходящая от Северной Кореи, становится реальной// Электронный ресурс. – [Режим доступа]: http://telegrafist.org/2013/03/10/44691/
  17. Ядерное оружие после «холодной войны / Под ред. А. Арбатова и В. Дворкина; Моск. Центр Карнеги. — М.: РОССПЭН, 2010. – 360с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Международные отношения
2013 год 42 стр.
Курсовая Проблемы и перспективы экономического сотрудничества ФРГ и Турции
Курсовая работа Международные отношения
2015 год 37 стр.
Курсовая Уровень развития Китая по всем экономико-хозяйственным показателям
Universitet
Курсовая работа Международные отношения
2021 год 30 стр.
Экономическое сотрудничество России и Китая: состояние и перспективы развития
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское