Введение
1 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
1.1 Анализ себестоимости продукции, его значение для эффективного управления предприятием
1.2 Методы расчета себестоимости продукции
2 Анализ себестоимости продукции ООО «Чёрный Хлеб»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ себестоимости продукции ООО «Чёрный Хлеб»
3 Факторы снижения себестоимости продукции ООО «Чёрный Хлеб»
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы «Анализ себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия» обусловлена тем, что в условиях жесткой конкуренции, руководители организаций задумываются о завтрашнем дне, в том числе сокращение издержек и других одним из способов решения этих и других вопросов, связанных с управлением финансами организации, является организация и автоматизация системы бюджетного управления.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, влияние факторов на его прирост, резервы, а также дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции – наиболее значительный по объему и наиболее сложный раздел плана предприятия, во многом определяющий конечные финансовые результаты его деятельности. Нередко продукция предприятий оказывается неконкурентоспособной из-за завышенных затрат – высокой материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости производства.
Анализ информации о себестоимости служит не только основой определения финансовых результатов, но и важным фактором роста эффективности его деятельности, поиска и мобилизации резервов повышения, обеспечения финансовой устойчивости. Для обеспечения победы в конкурентной борьбе доходы должны не только покрывать все расходы, но и обеспечить дальнейшее развитие организаций.
Объектом курсовой работы является ООО «Чёрный Хлеб».
Предметом исследования выступает совокупность экономических показателей, связанных с формированием себестоимости продукции предприятия.
Целью данной курсовой работы является определение факторов снижения себестоимость продукции.
Поставленная цель определила методы решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты анализа себестоимости продукции;
- провести анализ себестоимости продукции ООО «Чёрный Хлеб»;
- определение факторов снижения себестоимость продукции ООО «Чёрный Хлеб».
Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач.
Информационной базой курсовой работы являлась бухгалтерская отчетность предприятия, первичные и сводные учетные регистры по учету затрат на производство, а также теоретическую основу курсовой работы составили труды отечественных и зарубежных экономистов, занимающихся вопросами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия, такие как, Бабук И.М., Багаев И.В.,Вартанов А.С., Герасименко Г.П., Коське М.С., Мишучкова Ю.Г.
В первой главе раскрытытеоретические аспекты анализа себестоимости продукции (работ, услуг) предприятия.
Во второй главе была приведена общая экономическаяхарактеристика деятельности ООО «Чёрный Хлеб» за 2016-2018 гг., а также был проведен анализ себестоимости продукции данной организации.
В третьей главе были определены факторов снижения себестоимость продукции ООО «Чёрный Хлеб».
1 Теоретические аспекты анализа себестоимости продукции
1.1 Анализ себестоимости продукции, его значение для эффективного управления предприятием
В современных условиях рыночной конкуренции одной из первоочередных задач управленческого персонала производственных предприятий является постоянное повышение эффективности производственного процесса путем оптимизации затрат и снижения себестоимости продукции. Себестоимость продукции является важнейшим экономическим показателем, так как от ее уровня во многом зависит величина прибыли и рентабельность производства.
Процесс управления себестоимостью продукции – это многопрофильный процесс, охватывающий все аспекты хозяйственной деятельности, начиная со снабжения и завершая продажей готовой продукции. Для максимизации прибыли и повышения эффективности деятельности предприятия необходимо создать систему управления себестоимостью, в рамках которой информация о затратах будет использоваться для разработки стратегии развития предприятия, направленной на достижение устойчивого роста прибыльности.
Для эффективного анализа и грамотного управления себестоимостью, необходимо понять сущность данной категории. Для этого исследуем действующую нормативно-законодательную базу.
В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» упоминается, что «Отчет о финансовых результатах» (ранее «Отчет о прибылях и убытках») должен содержать такой числовой показатель как «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». Понятием «себестоимость» оперируют так же «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности», ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 10/99 «Расходы организации», однако сущность исследуемого понятия в данных нормативных документах не раскрыта.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в законодательстве о бухгалтерском учете есть лишь упоминания о показателе себестоимости, но четкого определения понятия «себестоимость» не содержит ни один нормативный документ.
Кандидат экономических наук, профессор Вахрушева О.Б.: «Себестоимость продукции — это величина использованных ресурсов в определенных целях (производство продукции, деятельность подразделения и т. д.) в денежном выражении» [10, с.221].
Карпова Т.П., автор учебника «Управленческий учет» дает в нем следующее определение: «Себестоимость – величина использованных ресурсов в денежном выражении» [15, с.224].
В сети интернет на экономическом портале дано следующее определение: «Себестоимость – текущие издержки производства и обращения, реализации продукции, исчисленные в денежном выражении. Включают материальные затраты, амортизацию основных средств, заработную плату основного и вспомогательного персонала, дополнительные (накладные) расходы, непосредственно связанные, обусловленные производством и реализацией данного вида и объема продукции» [16, с.152].
Исследовав сущность понятия себестоимость, мы пришли к выводу о том, что показатель себестоимости не имеет нормативного определения. Однако отметим, что показатель «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» содержится в нормативно регулируемом бухгалтерском «Отчете о финансовых результатах» и по данной строке в отчете отражается величина производственных затрат предприятия, признанных расходами в данном отчетном периоде, в соответствии с принятой учетной политикой. При формировании показателей себестоимости для организаций различной отраслевой принадлежности немаловажное значение имеют отраслевые инструкции по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), которые не имеют нормативного статуса, а являются рекомендациями.
Исследование научных определений данной категории позволило сделать вывод о том, что в науке и практике под себестоимостью продукции понимают затраченные на производство и реализацию продукции ресурсы в денежном выражении. Понятие себестоимости представляет собой, прежде всего категорию управленческого учета и анализа. В связи с этим внутренней учетной политикой каждое предприятие предусматривает формирование разных ее показателей, которые могут быть востребованы на определенных уровнях управления.
Наиболее широко используются следующие показатели:
- себестоимость реализованной продукции;
- себестоимость товарной продукции (полная себестоимость,
- производственная себестоимость, цеховая себестоимость, сокращенная себестоимость;
- затраты на 1 руб. товарной продукции;
- себестоимость единицы отдельного вида продукции.
В аналитических целях для управления производством могут применяться и другие показатели себестоимости — себестоимость продукции технологических переделов, себестоимость незавершенного производства, себестоимость отдельных узлов, деталей и т.д.
В основе расчетов себестоимости лежит величина затрат. Расчет себестоимости продукции, работ, услуг – стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а так же других затрат на ее производство и продажу.