Актуальность работы. В условиях продолжающегося осложнения оперативной обстановки на улицах и в других общественных местах, роста тяжких преступлений, групповых хулиганских и иных антиобщественных проявлений значительно возрастает роль подразделений полиции в укреплении правопорядка и борьбы с преступностью, обеспечении личной безопасности граждан.
Ухудшилась криминогенная обстановка в подростковой среде. Среди несовершеннолетних распространены пьянство и наркомания, идет процесс вовлечения их в занятие криминальным бизнесом, вымогательством, проституцией. Массовый характер приобрели жестокое обращение с детьми,
их беспризорность. Настоящая работа посвящена деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений и пресечению преступлений. В криминологической литературе в последние годы сложилось устойчивое мнение о том, что главной причиной противоправного поведения и преступности несовершеннолетних и ее стремительного роста является резкое ухудшение экономической ситуации и возросшая напряженность в обществе. Конечно, все это влияет и на противоправное поведение, и на взрослую преступность, однако стремительное снижение уровня жизни сказывается сильнее всего на подростках, ибо во все времена несовершеннолетние были и остаются наиболее уязвимой частью общества. Уязвимость заключается в том, что отличающие несовершеннолетних особенности (неустоявшаяся психика, не сформированная до конца система ценностей) делают их более подверженными влиянию факторов, которым взрослые люди противостоят гораздо успешнее.
Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают "делать деньги" и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетних.
Предмет исследования – сущность и специфические особенности предупреждения и пресечения преступлений несовершеннолетних.
Цель настоящей работы – проанализировать предупреждение и пресечение преступлений несовершеннолетних.
Задачи работы: 1) изучить задачи органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних; 2) рассмотреть мероприятия органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних; 3) охарактеризовать меры административно-правового воздействия, применяемые органами внутренних дел к несовершеннолетним, родителям и лицам, их заменяющим, допускающим безнадзорность в отношении несовершеннолетних (на основе анализа и обобщения практики конкретного органа внутренних дел).
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Методологией исследования являются положения общенаучного диалектического познания.
- Задачи органов внутренних дел по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних
Правонарушения несовершеннолетних относятся к числу проблем, вызывающих особую озабоченность общества и государства.
В преступности несовершеннолетних в последнее время все заметнее проступают тревожные тенденции: она приобретает отчетливо выраженный агрессивный и корыстный характер; продолжается ее «омоложение»; частным явлением в ряде регионов страны становятся массовые драки между враждующими группировками подростков, а также образование в молодежной среде группировок имеющих явно выраженный экстремистский характер (распространенные группировки: рэперы, рокеры, футбольные фанаты, эмо, скинхэды, готы и др.). В условиях широкого распространения и доступности информации в молодежной сфере все чаще проявляются такие негативные тенденции как пьянство, наркомания, токсикомания, алкоголизм, проституция.
В подавляющем большинстве главным условием совершения несовершеннолетними правонарушений является их безнадзорность, т.е. отсутствие или значительное ослабление наблюдения и контроля за формированием личности и поведением несовершеннолетних со стороны семьи, а также государственных и общественных организаций[1].
Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит на фоне постоянных реорганизаций государственных и негосударственных структур, призванных осуществлять социальную реабилитацию, воспитательную и профилактическую работу в отношении несовершеннолетних.
В последние годы государством уделяется более пристальное внимание укреплению политики, позволяющей в комплексе решать проблемы детства и юношества. На уровне федеральных органов законодательной и исполнительной власти, принимающие нормативно - правовые акты, направленные на создание условий позволяющей комплексно решать проблемы правонарушений и преступлений со стороны несовершеннолетних и привлекает к данной работе более широкий круг субъектов.
Важный этап на пути решения этих задач открылся с принятием Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», который в настоящее время является основополагающим документом, предусматривает создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяет задачи, принципы и формы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел и иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.
Данный федеральный закон определяет категорию лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа: Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[2]
- В отношении несовершеннолетних:
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально - реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
- В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Отсюда видно, что органы внутренних дел хотя и, несомненно, важное, но лишь одно из звеньев государственной системы профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это понятно, ибо основным содержанием работы по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социально - экономического, организационного, воспитательного характера. Правовые же меры, тем более административно - принудительные меры, должны играть лишь вспомогательную роль.
Центральное место в государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимают комиссии по делам несовершеннолетних, которые призваны координировать действия государственных органов и общественных объединений по предупреждению безнадзорности и преступлений несовершеннолетних.
В составе указанных комиссий включены представители органов внутренних дел (полиции), что обусловлено наличием прав применения мер принуждения для осуществления функций по предупреждению и профилактике безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних.
Кроме прав и обязанностей предусмотренных ФЗ «О полиции» более конкретно задачи служб и подразделений ОВД по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних определены в «Наставлении о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов», утвержденной Приказом МВД России от 13 мая 2003 года № 323дсп[3].
В структуре ОВД основные задачи по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних поставлены перед специальным подразделением - подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН).
Деятельность данного подразделения определена «Инструкцией по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел», утверждена приказом МВД России от 26 мая 2000 года № 569.
Приведенные выше нормативно - правовые акты определяют задачи стоящие перед органами внутренних дел (полиции) по предупреждению и пресечению безнадзорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних.