Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность – основное право человека, подтвержденное тезисами Всеобщей декларации прав человека, так же данные права человека закреплены Конституцией РФ.
На практике же, основополагающее право человека на жизнь, зачастую нарушается. В связи с этим, человек нуждается в особой защите жизни, свободы и личной неприкосновенности со стороны государства.
В соответствии с действующим законодательством Уголовный кодекс Российской Федерации призван охранять права и свободы человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации начинается с седьмого раздела под названием «Преступления против личности» шестнадцатой главы «Преступления против жизни и здоровья».
Первая, основополагающая статья шестнадцатой главы является статья 105 УК РФ с названием – убийство. Убийство по действующему законодательству определяется как умышленное причинение смерти другому человеку.
Правильная квалификация убийства представляет собой основную часть применения закона на практике. Часто на стадии предварительного следствия зачастую возникают проблемы и трудности при квалификации убийства.
Общепризнанным в теории уголовного права является положение о признании объектом преступления общественных отношений, основным структурным элементом которых выступает субъект - человек. При этом возникает вопрос о том, что следует признавать непосредственным объектом при посягательстве на жизнь.
В теории советского уголовного права отмечалось, что субъекты являются обязательной частью отношений и их субстратом, и поэтому противопоставлять общественные отношения и их субъектов нельзя[1].
В постсоветский период объектом преступления было предложено считать именно человека. Обе позиции логически обоснованы, однако теория объекта преступления должна быть универсальной и иметь практическое значение.
Отнесение к объекту преступления человека не позволяет объяснить, почему причинение ему смерти по неосторожности в одних случаях квалифицируется по статье 109 УК РФ, а в других – по статье 143 либо статье 264 УК РФ.
Объяснить это можно, если объектом преступления признать не только человека, а непосредственно общественные отношения. Например, общественные отношения в сфере безопасности дорожного движения – статья 264 УК РФ, в сфере труда – статья 143 УК РФ, которые в свою очередь так же обеспечивают неприкосновенность человека.
Заметим, что жизнь человека охраняется действующим законодательством еще до его рождения, то без человека не будет никаких общественных отношений.
Что касается охраны жизни человека до его рождения, то на практике возникает множество споров при определении момента начала жизни человека, а так же правильности квалификации преступления при смерти плода.
Таким образом, уголовный закон охраняет жизнь и здоровье как роившегося человека, новорожденного, а так же жизнь и здоровье плода, еще не являющегося личностью, а так же лиц, страдающих слабоумием (которые в соответствии с законодательством не являются полностью дееспособными).
Жизнь человека является необходимым условием существования общественных отношений и должна охраняться уголовным правом в первую очередь.
Нами сформулировано более точное определение убийства, нежели закрепленное в статье 105 УК РФ, а именно, убийство – это виновное, общественно опасное деяние, выражающееся в умышленном причинении смерти.
Что касается преступлений, совершенных по неосторожности то ими признаются так же общественно опасное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности.
Феномен причинения смерти по неосторожности изучали такие ученые как: Антонян Ю.М. , Бородин Е.С., Гаухман Л.Д., Дагель П.С., Кондратьева И.О., Кружкова Я.А., Лопатин Ю.М., Нерсесян В.А., Пашинян Г.А., Сирохин А.И. и др.
Цель курсовой работы работы провести анализ такой формы преступления, как причинения смерти по неосторожности, по действующему уголовному законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели нами поставлены задачи:
- изучить историю российского законодательства об уголовной ответственности за убийство,
- определить понятие убийства по действующему Уголовному кодексу Российской Федерации,
- проанализировать понятие и квалификацию такого вида преступления, как причинение смерти по неосторожности, в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации,
- выявить содержание и сущность признаков причинения смерти по небрежности либо легкомыслию,
- выявить проблемы регламентации уголовно-правовых норм при причинении смерти по неосторожности,
- изучить причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей.
Объектом работы выступают общественные отношения, складывающиеся, в сфере борьбы с преступлениями, связанными с причинением смерти по неосторожности.
Предметом работы выступает преступление в виде причинения смерти по неосторожности, согласно действующему закондательству.
Нормативная база курсовой работы состоит из международных норм уголовного законодательства (Всеобщая декларация прав человека), Конституции Российской Федерации, Федеральных законов, Постановлений правительств и иных законов, а так же работ отечественных ученых, в области уголовного права, научных статей специалистов, уделяющих внимание преступлениям против личности.
Глава 1. Законодательство об уголовной ответственности за убийство
1.1.История российского законодательства об уголовной ответственности за убийство
Убийство всегда являлось преступлением против человека и подлежало осуждению как моралью, так и законом. Запрет на убийство был одним из первых правил цивилизации. Убийство угрожала человечеству истреблением в целом, поэтому убийство было осуждаемо и поллежало запрету в локальных сообществах людей - родах, племенах и т.д.
Уголовное наказание за преступления против жизни берет начало еще в римском праве, которое, в котором отсутствовало такое понятие, как причинение смерти по неосторожности, но упоминалось о разбойническом убийстве, поджоге с целью убийства, отравлении с целью убийства, и других видах лишения человека жизни. Особо тяжкими были случаи убийства членов семьи, общины, ближайших родственников, за которые убийца наказывался не только суровыми, но и позорящими видами наказания, например, завязывание виновного в мешок вместе со змеей, обезьяной, собакой и петухом и бросание мешка в воду.[2]
Основной критерий подразделения убийств по римскому праву было деление их на преднамеренные убийства и непреднамеренные.
Но не все древне европейские государства поддерживали такое деление.
В древнегерманском праве особое место занимало деление всех убийств на открытые и скрытые (т.е. тайные, совершенные не на людях). [3]
В текстах первых источников древнерусского права - Русская Правда, Судебник 1550 г. (Ивана IV Грозного), Судебник царя Федора Ивановича 1589 г. - выделяются различные составы убийств.
«Русская Правда» первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» - не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.[4]
В период царствования Петра I идёт обострение противоречий между различными социальными группами, что обусловило проведение законодательной реформы.[5]
По истечении ста с лишним лет, с принятием Свода законов 1832 г. произошли некоторые изменения в уголовном законодательстве в области преступлений против благ частного лица. В частности, впервые предпринята попытка определить понятие убийства, вновь посягательство на жизнь дифференцировалось на - умышленное и неосторожное.
После судебной реформы 1864 г. на фоне обновлений Уложение 1845 г. выглядело архаичным. В него в 1866 и 1885 гг. были внесены изменения, которые, однако, не касались существа самого Уложения, не отвечали существующим реалиям. Оно действовало до 1917 г. После Октября 1917 г. было отменено царское законодательство, Декрет о суде №1 предписывал революционным трибуналам руководствоваться революционным правосознанием.
Так уголовное право стало превращаться в политический рычаг управления обществом, в орудие элиты, правящей партии, средство борьбы с инакомыслием.[6]
В первом УК РСФСР 1922 г., в его главе пятой, посвященной преступлениям против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, на первом месте помещены преступления против жизни - убийства. Эта глава напоминала главу Уголовного уложения 1903 г., однако сходство было только внешним: исходя из общего представления (понятия) преступления, убийство должно было быть общественно опасным, а было ли оно действительно таковым, определял суд, формальные признаки убийства отступали на второй план, что позволяло уничтожать неугодных.
История развития уголовного законодательства показывает, что жизнь и здоровье человека всегда занимали особое место в системе уголовно-правовой охраны.
1.2. Понятие убийства по действующему Уголовному кодексу Российской Федерации
В соответствии со ст. 105 УК РФ убийство – это умышленное лишение жизни другого человека.[7]
Лишение жизни другого человека (убийство) имеет материальный состав, т.е. является оконченным с момента наступления последствий в виде смерти другому человеку. При рассмотрении вопроса о причинении смерти, стоит отметить, что уголовное законодательство ориентировано только на биологическую смерть – процесс полного и необратимого прекращения всех жизненно важных функций организма (остановка сердца, смерть головного мозга).
Особенность причинения смерти по неосторожности, закрепленного статьёй 109 УК РФ является форма вины.
Субъективная сторона преступления выражается неосторожности причинения смерти виновным. Виновное лицо, нарушая правила предосторожности, предвидело возможность наступления смерти потерпевшего, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение такого результата (легкомыслие) либо не предвидело возможности наступления от своих действий (бездействия) летального исхода, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть (небрежность).[8]
Автор Коробеев А.И. отмечает, что чрезмерный лаконизм уголовного законодательства приводит к тому, что из определения «ушел» основной признак противоправность.[9] Ученый рассуждает, что не указание законодателем на такой «важнейший» признак не позволяет отграничивать убийство от правомерных способов лишения человека жизни (например, в процессе исполнения смертной казни)».
Со стороны может выглядеть, что один человек причиняет смерть другому – все просто, статья 105 УК РФ. Но при детальном рассмотрении вопроса, выяснится, что убийством, как оно трактуется по статье 105 УК РФ, это деяние назвать никак нельзя. Да, оно общественно опасное, да противоправное, да нарушающее права и свободы потерпевшего, но оно не умышленное, виновный не хотел наступления последствий именно в виде смерти. Тогда и встает вопрос о правильности квалификации содеянного, а именно отнесения его к статье 109 УК РФ.
Чтобы досконально разобрать понятие убийство и все его черты и дать наиболее точное и всепоглощающее определение, необходимо разобрать понятие убийства по полочкам так сказать, определить все его существенные признаки. Во-первых, убийство, действие. Это единица деятельности, которая имеет свой мотив и цель. Во-вторых, убийство всегда носит насильственный характер смерти. Исключение составляет только смертная казнь. Действия исполнителя смертной казни в данном случае будут правомерными и основаны на уголовном законе. В нашей стране смертная казнь запрещена, поэтому заострять внимание на этом не буду. Так же насильственная смерть зачастую свидетельствует о несчастном случае или самоубийстве.[10]
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации преследуется и наказывается только убийство, что не скажешь о несчастном случае или самоубийстве.
Что касается умысла, то статья 105 УК РФ закрепляет только прямой умысел совершения преступления. Однако само по себе посягательство на жизнь другого лица не может выразиться в причинении ему смерти.
- Нормативно-правовые акты
1.1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // СПС Консультант +;
1.2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод" (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СПС Консультант +;
1.3. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС Консультант +;
1.4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 07.03.2016) // СПС Консультант +;
1.5. Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" от 31.05.2001 N 73-ФЗ (последняя редакция от 03.07.2016г.) // СПС консультант+;
1.6. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция от 03.07.2016г.) // СПС консультант+;
1.7. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 "О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р." (вместе с "Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.") // СПС Консультант+;
1.8. Уголовный кодекс РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 30.07.1996) Утратил силу. // СПС Консультант+;
1.9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 03.12.2009 N 27 "О внесении изменения в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 года N 1 "О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)" // СПС Консультант+;
1.10. Приказ Минздрава РФ от 20.12.2001 N 460 "Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2002 N 3170) // СПС Консультант+;
- Научная, учебная литература
2.1. Антонян Ю.М. Проблемы неосторожной преступности // Вестник Воронежского института МВД России. 2011. №1. С. 4-9.;
2.2. Алихаджиева И.С., Даурова Т.Г. Уголовное право: история и современность / Под ред. Т.Г. Дауровой. Саратов, Академия права, 2010 // СПС Консультант+;
2.3. Александрова O.Ю., Герасименко Н.Ф., Григорьев Ю.И., Григорьев И.К. Ответственность за правонарушение в медицине: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2014. C. 142.;
2.4. Бакишев К.В. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность и наказание за неосторожные преступления // Уголовное право. 2014. №4. C. 22-26.;
2.5. Бородин Е.С. Особенности субъекта неосторожного преступления и его отношение к интересам общества // Закон и право. 2012. №7. С. 83-88.;
2.6. Борзенков Г.Н. Квалификация преступлений против жизни и здоровья: Учебно-практическое пособие. М.: ИКД «Зерцало-М», 2015. 456 с.;
2.7. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов. М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2012. C.567;
2.8. Воронина Е.К. O некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях, предусмотренных ст.105 УК РФ // Законность - 2013 №3 - C.20-23;
2.9. Владимирский М.Ф. Обзор истории русского права.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2012. C.453;
2.10. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М.: ЮрИнфоР, 2015. 399 с.;
2.11. Гецманова И.В. Актуальные вопросы правовой оценки и расследования преступлений, связанных с дефектами оказания медицинской помощи / Медицинское право. 2013. №2. C.29-33 // СПС Консультант+;
2.12. Дагель П.С. Неосторожность. Уголовно-правовые и криминологические проблемы /М.: Юрид. лит., 1977. C.144;
2.13. Евлоев Н.Д. К вопросу о целях наказания за неосторожные преступления // Общество и право. 2014. №4. C.134-137.;
2.14. Иванов С.А. Понятие, основные характеристики и показатели вины в уголовном праве России. Ставрополь, 2015. C.312 // СПС Консультант+;
2.15. Кабурнеев Э.В. Развитие законодательства об ответственности за убийство // Журнал российского права. 2014. №8. С. 34-39. // СПС Kонсультант+;
2.16. Кондратьева И.O. К вопросу о недостаточности уголовно-правового запрета за причинение смерти по неосторожности // Казанская наука. 2013. №9. C. 595-599.;
2.17. Кондрашова Т.В. К вопросу о возможности косвенного умысла и легкомыслия в формальных составах преступлений // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2014. №2. С. 36-40.;
2.18. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: постатейный / под ред. Г.А. Есакова. 2-е изд. М.: Проспект, 2015/ C.489;
2.19. Кружкова Я.А. Некоторые вопросы квалификации умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего // Российский следователь. 2016. №22. C. 19-23.;
2.20. Кружкова Я.А. Особенности вины при причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ) // СПС консультант+;
2.21. Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии): Учебное пособие. Изд. 3-е, переработ., и доп. М.: Зерцало, 2013. C.445;
2.22. Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий - М.: Юрайт-М. - 2014. – C.336. //СПС Консультант +;
2.23. Мубаракшин Р.Г. Понятие и особенности субъективных признаков по уголовному праву России 2014. // СПС Консультант +;
2.24. Назаренко Г.В. История вины и виновного вменения в уголовном праве // Российский следователь. 2014. №17. C. 37-41.;
2.25. Недопекина Т.Б. Легкомыслие и самонадеянность как самостоятельные виды неосторожной формы вины // Вестник Саратовской государственной академии права. 2013. №3. С. 133-135.;
2.26. Неустроева А.В. О некоторых закономерностях познания субъективной стороны преступления // Закон и право. 2015. №8. C.60-64.;
2.27. Плаксина Т.А. Теоретические основы углубления дифференциации ответственности за убийство // Современное право. 2015. №2. C.36-38.
2.28. Попов И. Указание в диспозиции уголовно-правовой нормы на форму вины // Уголовное право. 2015. №6. C.45-49.;
2.29. Рарог А.И. Субъективная сторона и квалификация преступлений. М.: Высшее образование, 2014. C.334;
2.30. Редин М.П. Понятие убийства в Российском уголовном законодательстве // Российская юстиция № 10 2016г. C. 48-49;
2.31. Роганова Т.Л. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с уничтожением или повреждением чужого имущества, совершенных путем неосторожного обращения с огнем // Ленинградский юридический журнал. 2016. №2. C. 222-227.