Курсовая работа|Менеджмент

Курсовая Теория и практика, наука и искусство управления

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2011 | Страниц: 35

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ КАК ИСКУССТВЕ

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАК НАУКА: ИСТОРИЯ, ОСНОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ШКОЛЫ

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  

Управление как наука во всем мире уже давно пользуется заслуженным признанием. За рубежом значимость менеджмента была осознанна еще в 30-е годы прошлого столетия. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную науку, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу.

При этом управление – это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под управлением понимается наука, в прикладном – это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и другое. Управление – представляет также как процесс управления, то есть технологию реализации управленческих функций, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Управление – характеризуют и как работу с людьми. А многие специалисты эффективное управление вообще отождествляют с искусством.

При всей многовариантности характеристик, существующих в литературе, любое проявление управления является необходимым и важным. Можно предположить, что как раз только совокупность всех этих аспектов управления предопределяют эффективность управления в целом.   

В связи с этим вопросу управления как науки и искусства, его теории и практике посвящено много работ как зарубежных, так и российских учёных. Общие вопросы управления глубоко рассматривают в своих работах такие ученые, как Питер С. Роуз, Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф., Грейсон Дж., Питер В. Вейлл, Питер Э. Лэнд, Котлер Ф., Герчикова И.Н., Абчук В.А., Виханский О.С., Наумов А.И. и др. Многие авторы указывают на важность каждого из названных элементов управления.

Целью работы является рассмотрение управления как науки  и искусства, то есть анализ теоретических и практических основ управления.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть подход к понятию управления как искусству;
  • рассмотреть становление науки об управлении;
  • определить современное состояние науки и практики управления;
  • обобщить полученные результаты.

Теоретическую базу исследования составили фундаментальные монографические работы, научные публикации, учебная литература по проблемам управления и современного менеджмента.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ КАК ИСКУССТВЕ

Понятие об управлении как искусстве сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осознавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления на­капливалось в течение всей истории развития менеджмента, насчитывающей, как известно, несколько тысячелетий. Начало поло­жило зарождение письменности в древнем Шумере, одним из важ­нейших результатов которого стало образование особого слоя «жрецов-бизнесменов», успешно осуществлявших религиозно-ком­мерческие и торговые операции. В последующие годы происходи­ло накопление искусства как в области управления государствен­ными делами, так и управления бизнесом.

В современном мире понимание управления как искусства базируется на том, что организации – это сложные социальные системы, управление которыми требует учета огромного числа факторов внешней и внутренней среды. Принятие управленческих решений в этих условиях – это действительно искусство, базиру­ющееся на знаниях, умениях, интуиции и опыте людей, управляю­щих организациями.[1]

Процесс управления реализуется посредством деятельности руководителей, в которой, как известно, основными являются следующие направления: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы организации, формирование программы деятельности подчиненных, оптимизация деятельности самого руководителя.

Однако управление далеко не всегда может опираться на дедуктивные и экспериментальные методы познания, так как изучаемые явления нельзя изолировать от влияния огромного множества факторов. Управление располагает еще одним особым инструментом – интуицией. Конечно, интуиция основана на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, неосознанность мыслительных процессов, приведших к верному решению, свидетельствуют о тесной связи науки с ее точными методами и искусства с его озарением и вдохновением. Хороший руководитель обладает управленческим чутьем, которое подсказывает ему верное решение в тех условиях, когда очень сложно рационально определить правильное поведение или принятие правильного решения.

Управляющие всех рангов находятся в постоянном контакте с изменяющейся социальной средой и разными людьми и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, основываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нестандартного решения придают управлению характерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков, таких как Г. Кунц, С. О'Доннел и др., категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством. Они утверждают, что «...процесс управления есть искусство, суть которого состоит в применении науки (основ организованного знания в области управления) к реальностям любой ситуации. Но это искусство опирается на науку: «Хотя деятельность по управлению – это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут понимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление – важнейшее из всех искусств» [2]

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во многих сферах знаний. Но, поскольку он работает в первую очередь с людьми, то обязан знать все тонкости «человеческой инженерии» и владеть обширными гуманитарными и психологическими знаниями.

В широком смысле термин «искусство» применим к любой сфере человеческой деятельности, когда какая-либо работа выполняется умело, мастерски, искусно и в технологическом, и в эстетическом смысле. Искусство проявляется как способность к импровизации, высокое умение объединять отдельные элементы знания и интуиции в новые, ранее неизвестные комбинации. Одновременно оно развивает творческое воображение, способствует нравственному самоопределению и самосознанию личности, формирует эстетические вкусы и идеалы. Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Но это особое искусство, так как оно впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методов воздействия на личность.

Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от вариантов, предложенных отдельными людьми, умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Несмотря на то, что не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы – обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня. А в этом ему помогает как раз наука управления.

То есть можно сделать главный вывод о том, что искусство управления это как раз и является практикой управления, основанной на науке управления, то есть на теории. Об этом, кстати говорится и у В.Д. Грибова. По его мнению «Управление как искусство означает способность эффективно применять накопленный опыт на практике». [3] Основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор также определял управление как искусство точно знать, что предстоит сделать, и как сделать это самым лучшим и дешевым способом.

Как уже говорилось выше, искусство управления накапливалось в течение всей истории развития управления, при этом сначала создавая огромную базу для становления и развития науки об управлении, а потом пользуясь ею. В связи с этим отдельного внимания заслуживает рассмотрение управления как науки.

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КАК НАУКА: ИСТОРИЯ, ОСНОВЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ШКОЛЫ

Управление как наука имеет предмет изучения, специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет сумма знаний об управлении, накопленная за многие годы и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Усилия этой науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявленных факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и эффективным. На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.[4] Рассмотрим более подробно, как развивалась наука управления и её современное состояние.

Управленческая деятельность – неотъемлемый и наиболее важный компонент функционирования социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организаций, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному явлению.

Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что «управление старо как мир». Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является одним из ее важнейших факторов.[5]

Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления.

Так, египетские пирамиды, построенные в 3000–2000 гг. до н.э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческого искусства. Строительство огромных пирамид требовало прежде всего четкого планирования. Необходимо было решить где, какого размера и каким способом добывать камень, как его подвозить к месту строительства. Кроме того, необходимо было решить и все организационные вопросы: когда и с помощью какого транспорта подвозить камни к месту строительства. Камни вырубались зимой и весной, а перевозились в период разлива Нила. Таким образом решались вопросы сокращения затрат на строительство. На управление также возлагалось координирование действий десятков тысяч рабов, крестьян и чиновников. Дошедшие до нашего времени незначительные источники свидетельствуют о довольно широком понимании египтянами проблем управления государством, и в частности, сущности власти, значения стиля и методов руководства. В древнем памятнике письменности Египта – книге «Поучение Птаххотепа», датируемой 2000–1555 гг. до н.э., содержатся советы и рекомендации, не потерявшие своей актуальности и в настоящее время: «Если ты начальник, будь спокоен, когда слушаешь ты слова просителя; не отталкивай его прежде, чем он облегчит душу от того, что хотел сказать тебе».

  1. Абчук В. А. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Издательство «Союз», 2002. – 463 с.
  2. Базаров Т.Ю., Иванова Е.М., Климов Е.А. (отв. ред), Кузнецова А.С., Носкова О.Г. (отв. ред). «Психология как профессия». – М.: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Адрес доступа: http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/
  3. Басовский Л.Е. Менеджмент. – М.: 2007. – 216 с.
  4. Веснин В.Р. Менеджмент.3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 504 с.
  5. Грибов В.Д. Менеджмент. – М.: Кнорус, 2007. – 280 с.
  6. Дорофеева Л.И. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2007. – 192 с.
  7. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. – М.: Инфра-М, 2008. – 440 с.
  8. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования/ Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с
  9. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2009. – 150 с.
  10. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие. – М.:: Дашков и К, 2010. – 478 с.
  11. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 584 с.
  12. Кравченко А.И. История менеджмента. 5–е изд. – М.: Академ. Проект: Трикста, 2005. – 560 с.
  13. Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учеб. пособие для вузов – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003 г. – 511 с.
  14. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 392 с.
  15. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента Часть 1. – М: Издательство: МИЭМП, – 138с.
  16. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1997. – 704 с.
  17. Михалева Е.П. Менеджмент. Конспект лекций. – М.: Юрайт–Издат, 2009. – 192 с.
  18. Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471с.
  19. Основы менеджмента. Под ред. Вачугова Д.Д. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2005. – 376 с.
  20. Пивнев Е.С. Теория управления. Учебное пособие. – Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. – 246 с.
  21. Семенов А.К., Набоков В.И.Основы менеджмента.5-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 556 с.
  22. Семенова И.И. История менеджмента. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2009. – 199 с.
  23. Семиков В.Л. Теория организации. – М.: Академия ГПС МЧС Россия, 2003. – 220 с.
  24. Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций.– СПб.: Альфа, 2001.–240 с.
  25. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. М.: Инфра-М, 2007. – 304 с.
  26. Федоров А.А. Основы менеджмента. Курс лекций. – Санкт-Петербург, 2009. –66 с.
  27. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие. – М: Издательство МГОУ, 2008. – 180 с.
  28. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 439 с.
  29. Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления. – Ростов - на/Д.: Феникс, 2004. – 608 с.
  30. Юкаева В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010. – 104 с.
  31. Ямпольская Д. О., Зонис М. М. Менеджмент. – СПБ: Нева; Олма–Пресс, 2003

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Менеджмент
2015 год 44 стр.
Курсовая Анализ коммуникационных процессов в организации
MrPowerPoint
Курсовая работа Менеджмент
2016 год 49 стр.
Курсовая Инструменты контроллинга в управлении организацией
Telesammit
Курсовая работа Менеджмент
2011 год 27 стр.
Курсовая Разработка инновационного проекта
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское