ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ЮРИДИЧЕСКОГО ВСЕОБУЧА
1.1. Понятие юридического всеобуча
1.2. Задачи юридического всеобуча
ГЛАВА II. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ВСЕОБУЧА
2.1.Понятие правовой культуры
2.2.Воспитание правовой культуры – важнейший элемент юридического всеобуча
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ ЮИДИЧЕСКОГО ВСЕОБУЧА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
2.1. Правовой нигилизм как проблема юридического всеобуча в российском обществе
3.2. Пути совершенствования юридического всеобуча в российском обществе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность работы.
Российское современное общество переживает сложный этап своего развития. В стране осуществляется кардинальное преобразование социальной, политической, экономической сфер жизни, которое сопровождается реформой правотворческих и правоохранительных органов, правовой системы, включая законодательство, механизмы и формы реализации права.
Россия идет по пути построения гражданского общества и правового государства.
Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, происходящими в политической, правовой, экономической, сферах жизни российского общества. На данный момент, когда осуществляется реформа общественных отношений, приобретают характер неотложных проблемы правового всеобуча, подъема его уровня, и они требуют принятия кардинальных мер, от того, насколько успешно они будут реализованы, зависит успех строительства правового государства в Российской Федерации.
Однако в России еще не сформирована система правового воспитания, ее отсутствие отрицательно сказывается на состоянии законности и правопорядка, а также осуществлении правовой и политической реформы. Наблюдается рост числа преступлений и других правонарушений в этих кризисных условиях, в основе которых лежит во многом низкий уровень правового воспитания населения, падение нравов в обществе, сложная экономическая ситуация. В момент кризиса сформировалось и формируется правовое сознание основной массы россиян, особенно молодого поколения. Серьезные изменения, которые произошли в экономической и политической системах российского общества, привели к существенному изменению качества жизни. Кризис ценностей, на которые ориентировалось общество, является непосредственным результатом отсутствия правового воспитания. Растет ощущение отсутствия уверенности перед будущим. Вместе с этим отношение граждан к действующей системе права деформируется. Возникает негативное отношение к законам, которые не могут обеспечить правовую защищенность гражданина, его чести, достоинства, его личности.
Только на основе целенаправленного, фундаментального и всестороннего исследования теоретических и практических проблем в данной сфере возможно решение актуальных задач государственной политики в сфере правового воспитания, что предполагает разработку общей концепции организации механизма правового воспитания, направленного на формирование правовой культуры в российском обществе, новые подходы к организации правового воспитания, необходимость научно обоснованных решений в этой области.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с особенностями юридического всеобуча в РФ.
Предметом исследования является сущность и специфические особенности юридического всеобуча в РФ.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфику юридического всеобуча в РФ.
Задачи работы: 1) рассмотреть понятие юридического всеобуча; 2) изучить воспитание правовой культуры как важнейший элемент юридического всеобуча; 3) проанализировать правовой нигилизм как проблему юридического всеобуча в российском обществе; 4) предложить пути совершенствования юридического всеобуча в российском обществе.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА ЮРИДИЧЕСКОГО ВСЕОБУЧА
Понятие юридического всеобуча
Юридический всеобуч является системой публичных и иных институтов, которые обеспечивают приобщение к подлинным ценностям правовой культуры, всеобщее поэтапное приобщение людей к праву, воспитание у них современного правового мышления, формирование способности и готовности активно участвовать в политическом процессе (правовой жизни общества) путем добросовестного исполнения юридических обязанностей и эффективного использования демократических прав и свобод.
Правовой всеобуч и правовое образование – являются по сути схожими понятиями. Как и правовое воспитание, правовое образование представляет собой процесс усвоения знаний об основах права и государства, формирование у членов общества чувства причастности к законности и правовому порядку, воспитание у граждан уважения к правам человека, к закону.
Правовое образование является необходимым элементом правовой культуры, условием правовой воспитанности личности. Правовое обучение должно проводиться на всех уровнях образования.
При переходе к рыночным отношениям возникла необходимость в правовом образовании, которое необходимо должностным лицам коммерческих корпораций, руководителям, специалистам народного хозяйства. Цель правового образования должностных лиц имеет не только овладение минимумом правовых знаний, но и уметь их использовать: все решения управленцев должны отвечать «духу» и «букве» закона.
Информирование населения о текущем законодательстве и деятельности организаций юстиции имеет важное значение.
Информировать призваны следующие средства обучения:
- ознакомительные и разъясняющие материалы о нормативно-правовых актах в печатных СМИ (в каждой газете должны быть рубрики типа "Консультирует юрист", "Спрашивайте - отвечаем", "Правовое образование", "Юридический всеобуч",);
- телевизионные журналы и правовые радио типа "Закон", "Право", и др., областных, городских и районных центрах;
- различные печатные юридические издания, целью которых является распространить правовые знания;
- мероприятия организационно – образовательного характера: брифинги, встречи, лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, семинары, консультации пресс-конференции, и др.
Пресс-конференция - собрание представителей телевидения, радио, прессы, которое управление юстиции официально созывает (например, это может происходить совместными усилиями с организацией союза юристов, полицией, областным и арбитражным судами, прокуратурой, и другими) для ответов на вопросы и важной информации правового характера.
Брифинг является короткой пресс-конференцией.
Встреча может происходить в виде беседы руководителей или специалистов, как правило, по их инициативе, с одним или группой журналистов.
Одном из предложений, заслуживающих внимания, является возможность создания специализированной правовой службы информационно-справочного характера для того, что ответить на вопросы индивидов оперативно. Многие граждане могли бы ей воспользоваться, если они испытывают потребность в каких – либо правовых консультациях, которые части недоступны большинству граждан.
Необходимо объединение усилий государственных органов и общественных организаций с целью эффективного решения задач правового обучения граждан.
Цель юридических учреждений (органов внутренних дел, прокуратуры, суда, нотариальные конторы, юридические фирмы) призваны участвовать в организации конкретного участия ученых и юристов-практиков для того, чтобы разъяснять гражданам сущность законодательных актов, информировать граждан о состоянии правопорядка и его охраны. Представители юридической профессии обязаны участвовать в обучении и просвещении общества относительно значения независимой судебной системы, принципов правового государства, возможном и надлежащем способе осуществления их прав и обязанностей.
Правовой всеобуч имеет свои функции и основные направления своего развития:
- воспитывать и образовывать молодежь в уважении к праву и нормам законодательства
- должен быть образован в правовом поле депутатский корпус всех уровней
- должны иметь четкое представление о нормах права все работники органов исполнительной власти
- должны быть образованы в правовом поле работники и представители различных общественных организаций
- Правовое образование должны иметь должностные лица разнообразных коммерческих организаций, это могут быть всевозможные ассоциации, концерны, межотраслевые, региональные и иные объединения;
- также первоначальное правовое образование должны получать и правонарушители, отбывающие наказание в местах лишения свободы.
Кроме того правовой всеобуч должен иметь методическое обеспечение (поддержка совокупности и активное участие в осуществлении современных форм, методов, принципов и способов правового образования и информации).
Важно в общественное сознание внедрить проверенные практикой и прошедшие испытание временем правовые аксиомы наряду с обучением граждан конкретным правовым нормам.
В правовые аксиомы должны быть включены знания о следующих компонентах:
1.правовые стимулы - правовые побуждения к послушанию закона, правомерному поведению, которые создают условия удовлетворить собственные интересы субъекта (например, льготы, право собственности и др.);
2.правовые ограничения - правовые сдерживания противоправного поведения, которые создают условия для того, чтобы удовлетворить интересы контрсубъектов, охранять и защищать общество (например, установленные законом избирательные ограничения, ограничение дееспособности детей и др.).
В задачи юридической науки входит осуществление отбора таких юридических аксиом, следуя которым было бы исключение рассогласования с законом поведения человека. Задача юристов-профессионалов и юридической практики - внедрение их эффективной профессиональной деятельностью юриста-специалиста в правосознание граждан.
Необходимость в юридическом всеобуче обусловлена, интересами групп людей и отдельной личности использовать правовые средства для достижения фактических целей осуществляемой ими деятельности задачами формирования правового государства. Если коротко, то цель всеобуча, подготовить граждан к жизнедеятельности в условиях гражданского общества, в котором активное и систематическое участие в правовой жизни общества является общей нормой поведения.