Курсовая работа|Социология

Актуальные проблемы современной социологии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 25

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ, НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ПОДХОДЫ

1.1    Особенности развития социологии 20 – 21 вв

1.2    Особенности развития и современное состояние социологии в России

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ  

2.1 Актуальные проблемы современной социологии

2.2 Перспективы развития социологии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

Актуальность исследования обусловлена тем, что социология – многоуровневая наука, представляющая собой единство абстрактных и конкретных форм, макро-и микро-теоретических подходов, теоретических и эмпирических знаний. Современная социология – это совокупность направлений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, а также по-разному отвечают на вопрос «Что такое социология?». С появлением социологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов, потребностей. Однако социология изучает не человека в целом, а его конкретный мир — социальную среду, сообщества, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Социология уникальна своей способностью видеть мир как целостную систему. Кроме того, система рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся, но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.

Таким образом, объектом исследования является современная социологическая теория как источник подходов к изучению и решению социальных проблем.

Предмет исследования – логическая структура и содержание современных проблем социологии.

Целью данного исследования выступает анализ проблем современной социологии.

В соответствии целью исследования можно выделить следующие задачи:

  1. Изучить особенности развития социологии 20 – 21 вв.
  2. Рассмотреть особенности развития современной социологии в России.
  3. Выявить актуальные проблемы социологии в современном мире.
  4. Рассмотреть перспективы развития социологии.

Информационная база данной работы: для решения поставленных задач была проанализирована научно-методическая литература, интернет-источники и материалы периодической печати, таких авторов, как О.Н. Дьяконова, В.В. Козловский, Г.В. Осипов, В.А. Попов, В.А. Ядов и др.

В процесс выполнения работы для решения поставленных вопросов применены различные приемы и методы исследований: монографический, логический, статистический, аналитический и т.д.

Цель и задачи работы определяют её структуру. Данная работа состоит из двух логически связанных между собой глав, содержащих по два параграфа, введения и заключения.

 

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ, НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ПОДХОДЫ

  • Особенности развития социологии 20 – 21 вв.

Современный этап развития социологии можно рассматривать как период, начавшийся после Второй Мировой Войны и продолжающийся по настоящее время. В области социальной теории этот период имеет ряд особенностей, отличающих его как от классического периода развития социологии (XIX в.), так и от периода эмпиризма, пришедшего ему на смену, охватывающего первую половину XX в. Именно в последнее время Советская социология получила законное развитие, довольно быстро вышла на международную арену, т. е. вступила во взаимодействие с социологией, развивающейся в других странах мира, позиционируя себя как своего рода альтернативу западным социальным теориям [8].

До середины XX века. социальная теория включала по меньшей мере три основные «линии», или проблемы, структурирующие ее предмет: теорию социального действия, теорию развития и теорию социального порядка. Наиболее полную картину этого периода дает структурный функционализм т. Парсонса. Отталкиваясь от теории социального действия, которая, по его мнению, являлась теоретическим сборником всех предыдущих теорий действия, американский социолог создал объяснительную концепцию общества, направленную на поддержание в нем социального порядка с помощью большинства норм и ценностей, которые были интернализованы. Предложив набор эволюционных универсалий, Парсонс дал широкую историческую панораму исторического развития, которая, по его мнению, включала в себя традиционный, переходный и современный этапы, причем последний является нормативной моделью для всех других стран с точки зрения модели развития. Таким образом, модернизация Парсонса стала синонимом успешного развития капитализма по американской модели, а процесс развития получил как нормативный, так и телеологический характер. С тех пор социальная теория была представлена сообществу социологов как недостроенное здание, где блочные конструкции остаются неизменными, а строительный материал (конкретное наполнение теорий) может меняться [2].

По мнению немецких социологов Ганса Йоаса и Вольфганга Кнобля, все основные социальные теоретики классического периода и современности, несмотря на различные акценты, рассматривали эти проблемы в неразрывном единстве, где социальное действие формируется социальным порядком, который в свою очередь меняется. Более того, после того, как Т. Парсонс создал инклюзивную социальную теорию, включающую все три вышеперечисленных компонента и претендующую на универсальность, последующее развитие социальной теории можно рассматривать как ряд откликов на конструкцию Парсона с учетом новых социальных и исторических условий.

Основные социальные теории американской социологии послевоенного, третьего периода развивались как критика структурного функционализма, ориентированная на сохранение существующего порядка вещей и интерпретация развития как увеличения социальной дифференциации. Символический интеракционизм (г. Блюмер), с его акцентом на социальную активность и социальное развитие на микроуровне, прямо противопоставлял себя функционализму, который устанавливает норму и макроуровень социального порядка, достигаемого через социальную интеграцию, основанную на общих нормах и ценностях. Дальнейшая критика функционализма прогрессировала в этнометодологии и феноменологии (А. Шютц и Г. Гарфинкель), где каждый порядок рассматривается как построенный и типизированный сознанием субъекта. Теория конфликта и неомилитаризма, которая была довольно популярна в то время, хотя и не принадлежала к антипозитивистским парадигмам, также развивала представления о социальном порядке и развитии иначе, чем структурный функционализм Парсонса и его последователей [11].

В принципе, кроме было (Александер) и Нео-Parsonianism (Shilz Э.), популярного в 1980-х годах, на сегодняшний день ничего принципиально нового в американской социальной теории появилось в сравнении с теориями, созданные в 1950 - 1980-х годов. Мир-системы И. Валлерстайна теория была слишком абстрактной, чтобы быть рассматривать как социальную теорию развития наряду с другими упомянутыми выше теориями; оно, скорее, делает вид, мета-теоретический уровень рассмотрения общества. Во всяком случае, эта теория не настолько популярна, чтобы претендовать на новую парадигму третьего этапа развития социологии XX века.

Во второй половине XX века. Британская социология обогатилась собственными теориями конфликтов (J. Rex, D. Lockwood) и исторической социологией (N. Elias, M. Mann). На этом основании «выросла» интегральная теория Э. Гидденса-структурная теория, в которой автор предпринял попытку объединить теории порядка и развития, структуры и действия. Эта теория стала одной из наиболее известных интегральных социальных теорий в последней трети XX века, обозначая - наряду с другими интегральными теориями – «новое теоретическое движение» социологии к синтезу. Действие, по мнению Гидденса, не является отдельным актом или последовательностью действий, заменяемых друг другом; это непрерывный поведенческий поток. В теории структурации действие трактуется не по традиционной схеме, а как осмысленный набор действий, направленных на достижение заранее поставленной цели. По мнению Гидденса, действие является намеренным, оно обладает способностью рефлексивного самоконтроля, заложенной в самом процессе действия («рефлексивный мониторинг действия»). Действие изменчиво, текучее, его нельзя полностью запрограммировать заранее, так как оно изменяется в процессе самого действия. Следовательно, последствия действий часто непредсказуемы, их невозможно объяснить в рамках функциональной теории порядка. Из этого Гидденс делает вывод, что стабильных структур тоже нет: в каждом случае они упорядочены по-разному самими актерами. Другими словами, структуры двойной: в то же время они ограничивают действие и делают его возможным. Гидденс не только переосмыслил теорию действия Вебера, Парсонса и других; Он связал эту теорию со структурным подходом, то есть показал, как возможен переход от теории действия к теории порядка, которая, по его мнению, не противоречит теории действия, а дополняет ее [6].

Во Франции, в социальной теории с середины XX века. доминирует структурализм. К. Леви-Стросс развил новое понимание структуры, пытаясь обнаружить общие бессознательные структуры человеческого разума и человеческой культуры. М. Фуко последовательно исследовал западноевропейскую культуру с позиции постструктурализма, осознавая критическое отношение к идеям Просвещения и провозглашая «Смерть субъекта». Однако расцвет социальной теории во Франции пришелся на конец 20 века. связано с именем П. Бурдье и его «теория практики», которую также называют самыми известными интегративными конструктами современности. Бурдье использует понятие капитала (учитывая его объем и структуру) для моделирования классовой структуры общества. В целом Бурдье анализирует общество с помощью теории поля, в рамках которой разворачиваются различные конфликты и происходят изменения. Каждое поле формирует свой собственный габитус, к которому адаптируются актеры. Габитус, понимаемый как образец восприятия, мышления и действия, может поддерживать и воспроизводить себя. Он не только дает актеру свободу действий, но и структурирует социальный мир, помогая поддерживать его стабильность. Габитус поддерживает постоянство мира, его воспроизводство людьми, которые воспринимают этот габитус как данную цель. Что касается изменений, то каждое поле имеет свою модель изменений, связанную со спецификой формы капитала, соответствующей этому полю. Таким образом, французская социальная теория второй половины XX - начала XXI века. отличается от американской и британской, но основные составляющие социальной теории здесь остаются неизменными: порядок, развитие, социальное действие [10].

Особенности развития и современное состояние социологии в России

Если говорить об этапах развития социологии в России, то первый этап вполне можно отнести к возникновению и становлению социологии в России, которое продолжалось с 60-х по 90-е годы 19 века. Именно в это время распространялись социологические идеи, формировались направления социологической мысли, укоренившиеся в российских науках.

История социологии в России рассматривает промежуток времени с 90-х годов XIX века до 20-х годов XX века как второй этап развития-происходит институционализация, то есть признается обществом и государством, создание научных институтов, кафедр и кафедр, создание обществ и научных журналов и др. Социология в России к началу 20 века уже были определенные достижения. Развитие социологии в России к тому времени ознаменовалось расширением спектра изучаемых проблем, появляются следующие направления: психологическое, географическое, материалистическое. В это время российская социология начинает влиять на развитие давно существующих наук: истории, права, философии и других социальных наук [5].

На данном этапе развитие социологии в России происходило в тесном сотрудничестве с зарубежной, а именно с европейской социологией. К сожалению, в 1920-х годах. все более осторожное и враждебное отношение к социологической науке формируется советской властью. Этот этап завершился закрытием социологических институтов, и социологи с Немарксистскими взглядами и учениями были изгнаны из России или отправлены в лагеря для «перевоспитания».

С 1922 года кафедра закрыта и прекращает обучение социологии в вузах, закрывается социологическое общество, основанное М. М. Ковалевским.

Третий этап российской социологии был самым «черным» и продолжался с 1920-х годов. до 1950-х годов. В этот период социология получает ярлык «буржуазной науки» и вытесняется марксистско-ленинской философией и научным коммунизмом. Новая частичная институционализация началась только после осуждения сталинского «культа личности», но развитие социологии сдерживалось КПСС и не получило широкого распространения в обществе.

Нынешний, четвертый этап начался в 1980-х годах и ознаменован бурным развитием российской социологии. Социология получает статус самостоятельной науки и преподается во всех вузах России.

Российская социология в постсоветский период старается идти в ногу с мировым развитием дисциплины. По крайней мере, ее тематика была определена ведущими теоретиками таким образом, чтобы включить в нее процессы социального развития, процессы изменения социальных структур и систем, механизмы их функционирования, закономерности социальных действий В. А. Ядова [14].

На основе этого подхода теории, разработанные в российской социологии, адекватны постсоветскому обществу. Среди них можно выделить теорию трансформации (Т. Заславская, В. Ядов) и теорию институциональных матриц (С. Кирдин), которые призваны учитывать культурно-исторические особенности страны, ее специфику.

На уровне теорий порядка существует большая потребность в новых разработках теорий социальной структуры, социальной солидарности, так как существующие теории частично повторяют западные концепции, а некоторые малопригодны для объяснения и понимания современных российских реалий. По мнению ряда авторов, российская социология до сих пор не дала удовлетворительных объяснений и оценок современным социальным явлениям и новым типам повседневной жизни, которые позволили бы обществу понять себя и определить свое будущее. Необходимость перехода на новый этап развития, когда создаваемые социальные теории будут полностью соответствовать «российскому контексту», а также уровню современной мировой практики.

Пройдя сквозь все этапы развития социологии в России видим, что она имеет более чем полуторавековую историю. Благодаря тому, что это одна из стремительно развивающихся наук, постепенно ликвидируются пробелы наших знаний об социальных отношениях и обществе, мы постепенно догоняем национальные школы социологии развитых стран, ушедшие вперед [8].

По научно-техническому, научному, социальному и социально-экономическому содержанию 21 век качественно отличается от предыдущего столетия. В свою очередь, начал развиваться ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих индивидов, группы, сообщества, государства, рынки, корпорации, национальные правительства и неправительственные организации в сложное переплетение социальных отношений, сеть глобальной взаимозависимости. Были созданы транснациональные (ТНК) и многонациональные корпорации (МНК), которые организуют глобальные производственно-распределительные сети, представляющие интересы развитых стран. Их сотни тысяч, они контролируют 70% мировой торговли и 30% мирового производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что нынешний этап развития социологии можно рассматривать как период, начавшийся после Второй Мировой Войны и продолжающийся по настоящее время. Она имеет ряд особенностей, отличающих ее как от периода развития социологии XIX-XX веков. Российская социология получила легитимное развитие, быстро вступила во взаимодействие с социологией, которая развивается в других странах мира, позиционируя себя как своего рода альтернативу западным социальным теориям. Возник ряд взаимосвязанных процессов, объединяющих отдельных лиц, группы, общины, государства, рынки, корпорации, национальные правительства и неправительственные организации в сложное переплетение социальных отношений, и начала расти сеть глобальной взаимозависимости [13].

  1. Актуальные проблемы современной российской социологии // https://процесс org/8-85588.html
  2. Груздева С. Развитие социологии в России // http://fb.ru/article/2848/razvitie-sotsiologii-v-rossii
  3. Дьяконова О.Н. Перспективы развития социологии как науки XXI века // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы X Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 177-177.
  4. Козловский В.В. Социология в российском контексте // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2015. - № 1. - С. 5-9.
  5. Нагорнюк О. Проблемы современного общества: какими будут последствия? // http://megapoisk.com/problemy-sovremennogo-obschestva-osnovnye-ugrozy
  6. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // Академическая трибуна // http://ecsocman.hse.ru/data/159/308/1217/001.OSSIPOV.pdf
  7. Понятие социологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/еще wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
  8. Попов В.А. О понятии комплексности в современной социологии: новые тенденции и подходы // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2010. - № 1(95). - С. 183-200.
  9. Романовский Н. В. Будущее как проблема современной социологии // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 13-22.
  10. Современная социологическая методология - от теории к практике. Сборник научных статей по итогам Зимней социологической школы в 2011 году / Отв. ред. А.О. Бороноев, Е.С. Богомягкова. - СПб.: Скифия-Принт, 2013. - 170 с.
  11. Симонова Т.М. Социологическое исследование социальных проблем: интегративный подход // http://тот ru/avtoreferati-повышение dissertatsii-клиенты sotsiologiya/тут a36.php
  12. Симонов Д. Какие есть перевороты в социологии 21 века? Необычные эксперименты, которые привели к интересным выводам? // https://thequestion.ru/questions/170089/kakie-est-perevoroty-v-sociologii-21-veka-neobychnye-eksperimenty-kotorye-priveli-k-interesnym-vyvodam
  13. Щербина В.В. О современном состоянии социологической науки (часть 1) // Личность. Культура. Общество. - 2013. - Т. 15. - Вып.1. - № 77. - C. 60-71.
  14. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования (описание, объяснение, понимание социальной реальности) / В. А. Ядов. - 3-e изд., испр. - М.: Омега-Л, 2007. - 567 с.
  15. Joas H. Sotial Theory: Twenty Introduetory Leetures / H. Joas, W. Knobl. - Transi. Alex Skinner. - Cambridge: Cambridge University Press, 2009. - P.18.
  16. Nowotny H. Insatiable Curiosity. Innovation into Fragile Future. Cambridge, MA:The MIT Press, 2008. P. 22-24..

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2017 год 37 стр.
Курсовая Инвалиды как объект социологии
bugdakova.anya
Курсовая работа Социология
2011 год 34 стр.
Курсовая Субкультура современной молодежи
Telesammit
Курсовая работа Социология
2011 год 26 стр.
Курсовая Социализация личности в современной России
Курсовая работа Социология
2011 год 45 стр.
Курсовая Социальная адаптация в социологии

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское