Реферат|Философия

Реферат Гуманизм и прогресс

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 20

Введение

  1. Распространение гуманистического сознания в обществе
  2. Сущность прогресса и его основные критерии
  3. Соотношение прогресса и гуманизма в философии

Заключение

Список использованной литературы

В связи с обострением глобальных проблем современности, которые составляют особый класс проблем современного исторического процесса и предполагают вполне конкретные условия своего решения, вопросы гуманизма приобретают особое звучание.

Сама жизнь убедительно свидетельствует о том, что в нынешнюю эпоху необходимы новое мышление, новая философия мира, которая объединяла бы, а не разъединяла народы Земли, все человечество.

Сегодня необходимо мыслить по-новому, в соответствии с реальностями ядерно-космической эпохи. Новое политическое мышление рассматривает решение и всех других глобальных проблем, включая проблемы экономического развития и экологии, как органическое условие прочного и справедливого мира. Поэтому задача выявить и проанализировать основы современного гуманизма, которые обусловлены возрастанием роли планетарных проблем современности.

Помимо этого невозможно рассматривать проблемы современного общества без анализа и оценки места прогресса в данном процессе, т.к. именно он определяет основные пути развития общества и государства.

Таким образом, целью данной работы является исследование понятий гуманизма и прогресса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • проанализировать распространение гуманистического сознания в обществе;
  • исследовать сущность прогресса и его основные критерии;
  • оценить соотношение прогресса и гуманизма в философии.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами, работа включает в себя введение, три параграфа, заключение и список литературы.

 

  1. Распространение гуманистического сознания в обществе

Гуманистическая философия определяется в научной литературе как умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas», что означает человечность. Основателем гуманизма принято считать поэта и философа Франческо Петрарка. Он считал, что учения о человеке должны стать содержанием настоящей философии. В его творчестве можно просмотреть попытки переориентировать философию на такой объект познания как человек. Именно им была заложена основа формирования личностного самосознания Ренессанса. Именно в эту эпоху человек начинает постепенно отказываться от средневековых понятий применяемых везде и обращается к конкретному и индивидуальному.

Ф. Петрарка считал, что самым важным делом является размышление о собственном «Я». И именно это индивидуальное «Я», которое является неповторимым внутренним миром человека,  можно сопоставить по своей значимости с вселенной. Это стало едва ли не самым главным открытием Ренессанса. «Всякое человеческое существование не только единично и подобно другим существованиям, но - единственное. Каждый раз это целая неповторимая вселенная, вполне соразмерная той, общей для всех вселенной. Поэтому индивид огромен, как мир, и бессмертен, как мир. Если он все-таки определенно умирает, это очень трудно и даже невозможно вместить и разгадать. В это трудно поверить»[1].

Сущность гуманизма - в человеколюбии, в утверждении ценности человеческой личности, ее права на счастье, в признании человеческой солидарности и общечеловеческих нравственных идеалов. Гуманизм требует ставить интересы человека выше любых классовых, партийных, групповых интересов[2].

Мотивы гуманизма звучат в фольклоре, искусстве, философии, религии разных народов, начиная с глубокой древности. В эпоху Возрождения гуманизм сформировался как широкое течение общественной мысли и с тех пор прочно вошел в духовный арсенал прогрессивных сил. Однако распространение гуманизма в обществе - медленный и противоречивый процесс. В XX в. словесные призывы к человеколюбию совместились с двумя кровопролитными мировыми войнами, со сталинским террором и газовыми печами Освенцима. И все же гуманистическое сознание постепенно утверждается в обществе и становится основой отношений между людьми и народами.

Писатель и философ X. Борхес (1899-1986) отмечает, что о «неизбежном моральном прогрессе» свидетельствует даже то, что ныне люди стремятся оправдывать собственную жестокость. «Ведь бывали времена, когда король, например, мог проявлять беззаботную жестокость, не чувствуя никакой нужды в оправданиях. Возможно, люди сейчас поступают дурно, но при этом они хотя бы испытывают потребность убедить других - и, главное, самих себя, - что действуют правильно. Мы вступили в лучший этап развития - этап лжи и лицемерия. Но и это уже много»[3]. Еще полвека назад политика оставалась вне морали. А когда сегодня историки оценивают заключенные Сталиным и Гитлером тайные соглашения, решавшие участь народов Польши и Прибалтики, они подвергают эти соглашения нравственной оценке и единодушно осуждают их как аморальные и циничные.

В идеалах гуманизма непосредственно выражаются самые общие принципы общественного прогресса - создание условий для сохранения человечества и для реализации каждым человеком своего «права на счастье»[4]. Поэтому любые процессы, ведущие к расхождению с гуманистическими идеалами, содержат в себе угрозу общественному прогрессу. История свидетельствует, что ход прогресса в отдельных сферах общественной жизни нередко сопровождается отступлением от нравственных начал гуманизма. Это историческая неизбежность, с которой приходится считаться. Но прогресс необходимо оценивать с точки зрения гуманистических идеалов, чтобы заметить и понять возникающие в нем опасности. Такая оценка предупреждает абсолютизацию частных форм и критериев прогресса, превращение прогресса в какой-то отдельной сфере общественной жизни в самоцель.

Это относится и к отдельными направлениям духовного прогресса. Например, не может быть самоцелью рост научных знаний: наука не должна пользоваться антигуманными средствами и преследовать антигуманные цели. Не может быть самоцелью и развитие искусства. Увлечение искусством, не оплодотворенное гуманистической нравственностью, порождает тип высокообразованного и тонкого, но холодного, эгоистического эстета, для которого искусство заслоняет жизнь. Такой «ценитель муз», живя в мире своих эстетических иллюзий, равнодушен к подлинной красоте и к прекрасному в человеке. И научное и художественное развитие человека только тогда является действительно духовным прогрессом, когда несет в себе нравственное гуманистическое начало.

  1. Дмитриева Н.А. Философия гуманизма и просвещения: критерии, специфика, проблематика русского неокантианства // Философские науки. – 2014. – №1. – С. 25-28.
  2. История философии: Учебное пособие для вузов / под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова. – М.: «Издательство ПРИОР», 2015. – 464 с.
  3. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2011. – 428 с.
  4. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2014. - 808 с.
  5. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова, 1-4 изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 116 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Философия
2016 год 17 стр.
Философия Р.Декарта
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 12 стр.
Реферат Границы человеческого познания
Telesammit
Реферат Философия
2016 год 13 стр.
Реферат Познание как вид духовной деятельности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское