Введение
- Распространение гуманистического сознания в обществе
- Сущность прогресса и его основные критерии
- Соотношение прогресса и гуманизма в философии
Заключение
Список использованной литературы
Реферат|Философия
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2016 | Страниц: 20
Введение
Заключение
Список использованной литературы
В связи с обострением глобальных проблем современности, которые составляют особый класс проблем современного исторического процесса и предполагают вполне конкретные условия своего решения, вопросы гуманизма приобретают особое звучание.
Сама жизнь убедительно свидетельствует о том, что в нынешнюю эпоху необходимы новое мышление, новая философия мира, которая объединяла бы, а не разъединяла народы Земли, все человечество.
Сегодня необходимо мыслить по-новому, в соответствии с реальностями ядерно-космической эпохи. Новое политическое мышление рассматривает решение и всех других глобальных проблем, включая проблемы экономического развития и экологии, как органическое условие прочного и справедливого мира. Поэтому задача выявить и проанализировать основы современного гуманизма, которые обусловлены возрастанием роли планетарных проблем современности.
Помимо этого невозможно рассматривать проблемы современного общества без анализа и оценки места прогресса в данном процессе, т.к. именно он определяет основные пути развития общества и государства.
Таким образом, целью данной работы является исследование понятий гуманизма и прогресса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Структура работы определяется поставленной целью и задачами, работа включает в себя введение, три параграфа, заключение и список литературы.
Гуманистическая философия определяется в научной литературе как умонастроение мыслящих людей, осознанная установка на человечность без границ.
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas», что означает человечность. Основателем гуманизма принято считать поэта и философа Франческо Петрарка. Он считал, что учения о человеке должны стать содержанием настоящей философии. В его творчестве можно просмотреть попытки переориентировать философию на такой объект познания как человек. Именно им была заложена основа формирования личностного самосознания Ренессанса. Именно в эту эпоху человек начинает постепенно отказываться от средневековых понятий применяемых везде и обращается к конкретному и индивидуальному.
Ф. Петрарка считал, что самым важным делом является размышление о собственном «Я». И именно это индивидуальное «Я», которое является неповторимым внутренним миром человека, можно сопоставить по своей значимости с вселенной. Это стало едва ли не самым главным открытием Ренессанса. «Всякое человеческое существование не только единично и подобно другим существованиям, но - единственное. Каждый раз это целая неповторимая вселенная, вполне соразмерная той, общей для всех вселенной. Поэтому индивид огромен, как мир, и бессмертен, как мир. Если он все-таки определенно умирает, это очень трудно и даже невозможно вместить и разгадать. В это трудно поверить»[1].
Сущность гуманизма - в человеколюбии, в утверждении ценности человеческой личности, ее права на счастье, в признании человеческой солидарности и общечеловеческих нравственных идеалов. Гуманизм требует ставить интересы человека выше любых классовых, партийных, групповых интересов[2].
Мотивы гуманизма звучат в фольклоре, искусстве, философии, религии разных народов, начиная с глубокой древности. В эпоху Возрождения гуманизм сформировался как широкое течение общественной мысли и с тех пор прочно вошел в духовный арсенал прогрессивных сил. Однако распространение гуманизма в обществе - медленный и противоречивый процесс. В XX в. словесные призывы к человеколюбию совместились с двумя кровопролитными мировыми войнами, со сталинским террором и газовыми печами Освенцима. И все же гуманистическое сознание постепенно утверждается в обществе и становится основой отношений между людьми и народами.
Писатель и философ X. Борхес (1899-1986) отмечает, что о «неизбежном моральном прогрессе» свидетельствует даже то, что ныне люди стремятся оправдывать собственную жестокость. «Ведь бывали времена, когда король, например, мог проявлять беззаботную жестокость, не чувствуя никакой нужды в оправданиях. Возможно, люди сейчас поступают дурно, но при этом они хотя бы испытывают потребность убедить других - и, главное, самих себя, - что действуют правильно. Мы вступили в лучший этап развития - этап лжи и лицемерия. Но и это уже много»[3]. Еще полвека назад политика оставалась вне морали. А когда сегодня историки оценивают заключенные Сталиным и Гитлером тайные соглашения, решавшие участь народов Польши и Прибалтики, они подвергают эти соглашения нравственной оценке и единодушно осуждают их как аморальные и циничные.
В идеалах гуманизма непосредственно выражаются самые общие принципы общественного прогресса - создание условий для сохранения человечества и для реализации каждым человеком своего «права на счастье»[4]. Поэтому любые процессы, ведущие к расхождению с гуманистическими идеалами, содержат в себе угрозу общественному прогрессу. История свидетельствует, что ход прогресса в отдельных сферах общественной жизни нередко сопровождается отступлением от нравственных начал гуманизма. Это историческая неизбежность, с которой приходится считаться. Но прогресс необходимо оценивать с точки зрения гуманистических идеалов, чтобы заметить и понять возникающие в нем опасности. Такая оценка предупреждает абсолютизацию частных форм и критериев прогресса, превращение прогресса в какой-то отдельной сфере общественной жизни в самоцель.
Это относится и к отдельными направлениям духовного прогресса. Например, не может быть самоцелью рост научных знаний: наука не должна пользоваться антигуманными средствами и преследовать антигуманные цели. Не может быть самоцелью и развитие искусства. Увлечение искусством, не оплодотворенное гуманистической нравственностью, порождает тип высокообразованного и тонкого, но холодного, эгоистического эстета, для которого искусство заслоняет жизнь. Такой «ценитель муз», живя в мире своих эстетических иллюзий, равнодушен к подлинной красоте и к прекрасному в человеке. И научное и художественное развитие человека только тогда является действительно духовным прогрессом, когда несет в себе нравственное гуманистическое начало.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!