Введение
Глава 1. Современная система пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу
- Сущность кассационного производства
- Особенности пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу в соответствии с требованиями КАС РФ
Глава 2. Особенности пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу в суде кассационной инстанции
2.1. Порядок подачи кассационных жалоб
2.2.Порядок рассмотрения кассационных жалоб
Глава 3. Основные пробелы законодательства в части отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке части
3.1. Анализ судебной практики отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке
3.2. Мероприятия по совершенствованию законодательства в части отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке части
Заключение
Список использованных источников
Радикальные изменения судебной системы обусловили необходимость разработки в России Концепции унификации гражданского и арбитражного процессуального законодательства. Основной целью разработки Концепции является обеспечение досудебного и справедливого правосудия, осуществляемого в разумные сроки с соблюдением процессуальных норм компетентными и независимыми судьями, гарантированное исполнение судебных актов, что является безусловным условием демократического развития правового государства, основанного на приоритете прав и свобод человека. Эффективность российского судопроизводства повышается за счет унификации гражданского и арбитражного процессуального законодательства и создания Концепции единого Гражданского процессуального кодекса. В арбитражном и гражданском процессах имеется много общих институтов. Однако значительное число положений Гражданского процессуального кодекса РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ серьезно "конкурируют" друг с другом. Процессуальное право не должно иметь различий по отношениям, регулируемым одним материальным правом, поскольку иное ставит в неравное положение субъектов данных отношений.
В настоящее время в России есть все основания говорить об унификации не только гражданского, арбитражного, административного, но и уголовно-процессуального законодательства применительно к регулированию межотраслевых, комплексных институтов. К ним относятся институты отводов, представительства, сроков, преюдиции, процессуальных издержек, доказывания, гражданского иска, апелляционного, кассационного, надзорного производства. К этому обязывает и принцип единства судебной системы. В связи с этим полагаем, что в ст. 3 Федерального конституционного закона "О судебной системе", посвященной единству судебной системы, закреплен неполный перечень гарантий, обеспечивающих это положение. Кроме положений, закрепленных в данной статье, принцип единства судебной системы должен обеспечиваться также единым подходом к регулированию межотраслевых институтов, одинаковым уровнем защиты прав сторон и иных лиц, чьи интересы затронуты судебным решением.
На неоправданные различия в регулировании межотраслевых институтов процессуального права обращено внимание в юридической литературе.
В настоящей работе изучен институт оснований для изменения или отмены судебных решений в кассационном порядке как одной из гарантий защиты прав сторон и иных лиц, интересы которых затронуты судебным решением. Данный институт также является средством исправления судебных ошибок, т.е. гарантией укрепления законности.
Целью курсовой работы является исследование вопроса возникновения и развития института пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу в кассационной инстанции.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- изучить современную систему пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;
- рассмотреть особенности пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу в суде кассационной инстанции;
- проанализировать основные пробелы законодательства в части отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке части.
Предметом исследования выступает административное судопроизводство.
Объектом исследования является судебные постановления, вступивших в законную силу в кассационной инстанции.
Глава 1. Современная система пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу
- Сущность кассационного производства
Кассационное производство - это самостоятельная стадия уголовного процесса, заключающаяся в проверке судом второй инстанции законности и обоснованности решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу.
Сущность данной стадии уголовного процесса заключается в следующих, присущих ей основных положениях:
- свобода обжалования или опротестования;
- ревизионные начала;
- возможность представления дополнительных материалов;
- недопустимость ухудшения положения осужденного или оправданного.
Свобода обжалования заключается в том, что любой из участников судебного разбирательства в произвольной письменной форме вправе подать жалобу на родном языке за исключением прокурора - который приносит протест в установленной законом форме (ст. 325 УПК).
Ревизионные начала кассационного производства означают, что суд кассационной инстанции не связан при проверке материалов дела доводами жалобы или протеста. Он обязан проверять материалы дела в полном объеме и в отношении всех осужденных, в том числе и тех, которые жалоб не подавали или в отношении которых не был принесен кассационный протест (ст. 332 УПК).
Проверка в кассационном порядке законности и обоснованности приговора осуществляется на основе имеющихся в деле и дополнительно представленных участниками процесса материалов. Среди дополнительных материалов могут быть разнообразные предметы, объяснения лиц, мнения специалистов и другие документы. Дополнительные материалы оцениваются в совокупности со всеми материалами дела и могут обосновать отмену приговора с направлением дела на дополнительное расследование или новое судебное рассмотрение (ст.ст. 332 и 337 УПК).
Недопустимость ухудшения положения осужденного или оправданного выражается в том, что суд кассационной инстанции рассматривает дело в пределах обвинения, по которому подсудимый был признан виновным или оправдан. Суд может смягчить назначенное наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание или применить закон о более тяжком преступлении (ст. 340 УПК).
Однако приговор может быть отменен по мотивам мягкости наказания или необходимости применения закона о более тяжком преступлении, если был принесен протест прокурором или подана жалоба потерпевшим. Данное правило касается и оправдательного приговора, только к прокурору и потерпевшему добавляется еще и сам оправданный (ст. 341 УПК).
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции может усилить наказание либо применить закон о более тяжком преступлении только при условии, если первоначальный приговор был отменен за мягкостью наказания или в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении по протесту прокурора или по жалобе потерпевшего, а также, если при новом расследовании дела будут установлены обстоятельства, свидетельствующие о совершении обвиняемым более тяжкого преступления (ст. 353 УПК).
Значение рассматриваемой стадии состоит в том, что:
- вышестоящие суды могут контролировать нижестоящие;
- исправляются судебные ошибки и нарушения закона в деятельности судов первой инстанции;
- обеспечивается единообразное применение законов всеми общими и военными судами РФ;
- данная стадия является гарантом обеспечения прав и законных интересов сторон в уголовном процессе.