Актуальность темы исследования. Ключевым процессом расследования преступлений является процесс доказывания, сущность которого состоит в собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств. Собирание доказательств предполагает проведение работы по обнаружению, фиксации, изъятию следов преступления, которые в криминалистике принято делить на материальные и идеальные. Кроме того, поскольку преступление вызывает разнообразные изменения в окружающей среде, криминалисты различают следы преступления в широком и узком смысле слова. К первой группе относят любые материальные последствия, связанные с событием преступления (следы-предметы, следы-вещества, звуковые, запаховые следы и т.д.). К следам в узком смысле относят следы-отображения - материально фиксированные отображения признаков внешнего строения оставившего их объекта и (или) механизма следообразования.
В связи с тем, что в России около 90% всех уголовных дел расследуется следователями ОВД, это напрямую сказывается на нагрузке экспертно-криминалистических подразделений. Экспертно-криминалистические подразделения ОВД в 2018 г. приняли участие в 1492 тыс. осмотрах мест происшествий, провели 1347 тыс. экспертиз и 1113 тыс. исследований. За 2018 год при принятии судебных решений по уголовному делу, были приняты во внимание следы пальцев рук 64 441 случаев, из них вынесено обвинительных приговоров 38 820 случаев[1].
Но если на значительное число совершаемых в Российской Федерации преступлений и увеличение объема следственной и экспертной работы можно в определенной мере реагировать увеличением штатной численности сотрудников следственных и экспертных подразделений, то в повышении эффективности раскрытия и расследования преступлений многое зависит от профессионального уровня сотрудников ОВД, участвующих в этом процессе.
Хотелось бы отметить одну тревожную тенденцию. Как показывает практика, в судах каждый шестой потерпевший и каждый четвертый свидетель отказываются от ранее данных ими показаний. Мотивы таких отказов различны. В этих условиях уместно вести речь, прежде всего, о пополнении доказательственной базы за счет расширения круга материальных носителей доказательственной информации (это процесс закономерный, связанный с совершенствованием исследовательской техники). Все это обусловило выбор темы.
Степень разработанности темы. Наибольший вклад в изучение вопроса механизма образования, а также обнаружения, фиксации и изъятия следов пальцев рук внесли Алымов, Д.В., Чернышев, М.А., Антимонов, А.С., Белкин, Р.С., Филиппов, А.Г., Волынский, А.Ф. Природа следов рук человека всегда привлекала к себе внимание исследователей.
Объектом исследования являются следы пальцев рук, их виды, криминалистические характеристики, а также особенности тактики их изъятия, передовой опыт в использовании следов пальцев рук при раскрытии и расследовании преступлений.
Предмет исследования образуют нормативные правовые акты, научные труды и учебная литература, регламентирующие тактику изъятия следов пальцев рук и последующее их применение в производстве по делу.
Целью работы является исследование теоретической части следов пальцев рук и их практического применения в раскрытии и расследовании преступлений
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- Раскрыть понятие, виды, криминалистические особенности следов пальцев рук;
- Выделить методы обнаружения следов пальцев рук;
- Определить способы фиксации и изъятия данных следов;
- Рассмотреть передовой опыт в использовании следов пальцев рук для раскрытия преступлений;
Методологическая база исследования. В основу методов работы положен общенаучный диалектический метод познания. Также использованы историко - юридический, логический, системный, сравнительно - правовой и другие методы исследования.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ ПАЛЬЦЕВ РУК
1.1. Понятие и механизм образования следов пальцев рук
Трасология является одним из разделов криминалистики, в котором изучаются теоретические основы следоведения, закономерности возникновения следов, отражающих механизм преступления, а также разрабатываются рекомендации по применению методов и средств обнаружения следов, их фиксации, изъятия и анализа с целью установления обстоятельств, которые имеют существенное значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Наука, которая занимается изучением следов на ладонной поверхности, называется пальмоскопией.
Пальмоскопия (в переводе с латинского palma - ладонь и с греческого skopeo - смотрю) – изучение строения кожных узоров ладонной поверхности руки. В целях идентификации личности пальмоскопия применяется в комплексе с дактилоскопией.
Дактилоскопия – раздел трасологии, изучающий строение и свойства папиллярных узоров с целью использования их следов - отображений для идентификации личности в процессе раскрытия и расследования преступлений. На ладонной стороне кисти, которая по статистике чаще всего участвует в образовании следов рук, расположены флексорные (сгибательные) линии, мелкие складки кожи (морщины), папиллярные линии, поры[2].
Флексорные линии представляют собой углубления между наиболее крупными складками кожи, которые образуются в основном в результате сгибательных движений кисти. По флексорным линиям есть возможность установить тип ладонного узора, основанного на взаимном расположении сгибательных складок; получить ориентировочную информацию о половой принадлежности преступника, а также характере его трудовой деятельности.
Мелкие складки кожи (морщины) возникают вследствие частичной потери эластичности кожи и располагаются на ладони в разных направлениях, иногда напоминая подобие сетки.
Папиллярные линии – это узкие гребнеобразные разделенные неглубокими бороздками возвышения, покрывающие всю поверхность ладони. Папиллярные линии рук человека постоянно покрыты тонким слоем пота, который выделяется через расположенные на них выходные отверстия потовых желез, а иногда и жиром, попадающим на руки с других участков тела. Если, даже слегка прикоснуться руками к какому-либо предмету, и на нем остается наслоение потожирового вещества, в котором отображается папиллярный рельеф кожи. Многокомпонентность потожирового вещества помогает создать предпосылки для устойчивого выявления латентных следов папиллярных узоров.
Поры – это выводные отверстия протоков потовых желез.
Пороскопия (греч. poros – отверстие и греч. skopeo – смотрю) – это изучение конфигурации, размеров и взаиморасположения пор кожи человека (выводных отверстий сальных и потовых желез). Применяется и взаимодействует с дактилоскопией и пальмоскопией с целью идентификации личности. Впервые пороскопические признаки поставил на службу идентификации личности в 1911 году французский криминалист Локар Э. Ему удалось доказать, что поры являются устойчивыми идентификационными признаками в пальцевом узоре и особенно незаменимы в случаях, когда более крупных признаков в следе не имеется.
- Французский криминалист Локар Э., основываясь на анатомическом строении пор, в своих экспериментальных исследованиях, доказывает неизменность пор у человека в течение всей жизни. Он отмечает следующие признаки, характеризующие поры[3]: размер; форма; количество на единицу измерения; расположение, совокупность которых строго индивидуальна для каждого человека и, следовательно, неповторима.
По данным Э. Локара, диаметр пор колеблется от 0,080 до 0,250 мм; на 1 см приходится от 8 до 18 пор; по форме они довольно разнообразны - чаще всего встречаются поры эллиптической и овальной формы, значительно реже - треугольной и круглой[4].
К примеру, другие ученые полагают, что поры у человека исключительно круглые или почти круглые.
Для эксперта важно, чтобы пора постоянно отображалась одинаково. В связи с этим, практический интерес представляет не форма самой поры, а форма ее отображения в следах.
Край папиллярных линий только для невооруженного глаза в отпечатке пальца кажется ровным. На самом же деле очертания валика на пальце и в его отображении представляют собой кривую линию сложной конфигурации. Можно утверждать, что неровность рельефа присуща самим папиллярным валикам и их краям. Об этом впервые в 1962 году заявил индийский криминалист Чаттерджи С.К. Когда он проводил исследование окрашенных отпечатков пальцев на различных документах, он часто встречался с непригодными для идентификации оттисками. Исследования привели его к новым признакам в дактилоскопии – признакам края папиллярных линий. И в связи с этим появился термин - эджеоскопия.
Эджеоскопия (англ. edge - край, граница и греч. skopeo - смотрю) – раздел экспертизы следов папиллярных узоров, касающийся возможности использования неровностей на краях папиллярных линий в целях идентификации.
По мнению Железнякова А.И. для идентификации человека по порам достаточно двадцати двух пор[5].
Поры имеют различную форму и располагаются посредине, либо у одного из краев папиллярных линий. На одном сантиметре папиллярных линий встречаются от 9 до 18 пор. Особенности пор (их форма, размеры, взаиморасположение) могут использоваться для идентификации личности.
Кожа человека состоит из двух слоев: эпидермиса и дермы. Эпидермис – это наружный слой, а дерма – глубокий слой кожи. Дермальный слой кожи плавно переходит в слой подкожно - жировой клетчатки, расположенной глубже дермы. Общая толщина кожи на ладонных поверхностях кистей рук может достигать 4 - 5 мм.
Кожа ладонной поверхности рук человека имеет сложный рисунок, который в основном повторяет взаиморасположение мельчайших сосочков (папилляров), которые находятся в большом количестве внутри эпидермиса (наружного слоя кожи). На внешней поверхности кожи, благодаря папиллярам, можно видеть множество папиллярных линий, потоками изгибающихся в различных направлениях.