ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СУБЪЕКТ ОРД
1.1.История становления собственной безопасности
1.2. Полномочия подразделений собственной безопасности
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОВД
2.1. Тактика проведения ОРМ при документировании преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД
2.2.Особенности обеспечения п̣о̣д̣р̣а̣з̣д̣е̣л̣е̣н̣и̣ями собственной безопасности,̣ г̣о̣с̣у̣д̣а̣р̣с̣т̣в̣е̣н̣н̣ой з̣а̣щиты с̣о̣т̣р̣у̣д̣н̣и̣к̣о̣в̣ О̣ВД и их б̣л̣и̣з̣к̣их
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Изменения, происходящие за последние годы в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни нашего общества, получили существенное отражение и в деятельности органов внутренних дел (далее – ОВД). Для них это связано, прежде всего, с осложнением криминогенной ситуации в нашей стране. Личный состав этих органов постоянно находится в условиях повышенной нагрузки и напряжения в работе. В этой связи особенно резко возрастает необходимость укрепления законности и дисциплины сотрудников всех служб и подразделений системы МВД РФ. Между тем анализ деятельности ОВД свидетельствует о значительном росте правонарушений среди личного состава. Так, только за 2012 г. общее число сотрудников, привлеченных к ответственности, возросло на 6,9% и составило 14 497 человек, в том числе за нарушения законности — на 6,6% (10 720), за преступления — на 7,7% (3805), из них должностные - на 19% (2265).
В целом рост правонарушений отмечается в органах внутренних дел 49 субъектов Российской Федерации. Из них: более чем в 1,5 раза — в МВД республик Татарстан, Адыгея; ГУВД (УВД) Костромской, Новосибирской областей; Алтайского, Приморского, Ставропольского краев; более чем в 2 раза — в УВД Сахалинской, Томской областей; более чем в 5 раз - в УВД Орловской области и Ненецкого АО.
Сложилась опасная тенденция покровительства организованным преступным группам, оказания помощи в реализации преступных замыслов, уклонения от уголовной ответственности, предательства интересов службы. Подобные факты подрывают веру населения в способность ОВД эффективно бороться с преступностью, наносят вред авторитету государственной власти в целом.
Изложенные негативные факторы, имеющиеся в деятельности органов внутренних дел, вынудили руководство МВД РФ предпринять ряд организационных мер по укреплению законности и дисциплины среди личного состава, следствием чего явилось и создание в декабре 1995 г. Управления собственной безопасности МВД России (в настоящий момент Главное управление собственной безопасности МВД России), а в последующем (в 1996 г.) региональных и (в 2001 г.) окружных подразделений собственной безопасности.
В настоящее время на эти подразделения возложены задачи: организация государственной защиты сотрудников ОВД и их близких; предотвращение проникновения в ОВД лиц, преследующих противоправные цели; выявление и пресечение противоправных деяний со стороны сотрудников, и работников ОВД, выявление и устранение условие способствующих их совершению.
Решение указанных задач и признание данного направления работы приоритетным положительно сказалось на оздоровлении системы органов внутренних дел, но, к сожалению, пока еще не привело к существенному улучшению состояния законности и уровня собственной безопасности в ее среде. К тому же следует отметить, что правовые и организационные основы деятельности подразделений собственной безопасности пока еще не в полной мере отвечают предъявляемым требованиям.
Как показывает анализ результатов деятельности указанных подразделений, основными причинами такого неблагополучия являются:
- недостатки в организации деятельности подразделений собственной безопасности ОВД;
- ненадлежащее нормативное регулирование деятельности этих подразделений;
- отсутствие отлаженного механизма взаимодействия подразделений собственной безопасности с другими службами и подразделениями ОВД и иными правоохранительными структурами.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в сфере оперативно-розыскного обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел.
Предмет исследования особенности - оперативно-розыскного обеспечения собственной безопасности ОВД.
Цель работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности оперативно-розыскного обеспечения собственной безопасности ОВД.
Задачи работы: 1) охарактеризовать тактику проведения ОРМ при документировании преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД; 2) проанализировать особенности обеспечения подразделениями собственной безопасности государственной защиты сотрудников ОВД и их близких.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА I. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК СУБЪЕКТ ОРД
1.1.История становления собственной безопасности
Подразделения собственной безопасности являются подсистемой системы органов внутренних дел, предназначенной для ее защиты от внешних противоправных посягательств и проникновений криминальных элементов. Кроме того, данная структура создана и для борьбы с преступлениями, другими существенными нарушениями законности, совершаемыми самими сотрудниками ОВД, то есть внутренними правонарушениями[1].
Собственная безопасность системы органов внутренних дел - это состояние защищенности указанной системы, позволяющее ей нормально существовать и функционировать в условиях неблагоприятных внешних и внутренних факторов, направленных на дезорганизацию ее деятельности.
Обеспечение (осуществление мер) собственной безопасности - это деятельность органов внутренних дел, специально созданных подразделений, а также сформированного ими негласного аппарата, направленная на выявление, предупреждение и пресечение правонарушении сотрудников (работников) ОВД, предотвращение проникновения в эти органы лиц, преследующих противоправные цели, организацию государственной защиты, личного состава и их близких от преступных посягательств.
Проблему внутриведомственного контроля за состоянием законности в органах внутренних дел пытались решить давно. Ещё в 1922—1923 годах при НКВД РСФСР действовала Комиссия по борьбе со взяточничеством. В отдельные периоды оперативное обслуживание ОВД осуществлялось органами государственной безопасности.
В 1934–1941г.г. предшественником службы собственной безопасности был аппарат особоуполномоченного НКВД СССР, в обязанности которого входило выполнение специальных поручений, связанных с проверкой и расследованием дел о сотрудниках НКВД, совершивших правонарушения, возбуждение уголовных дел в отношении сотрудников НКВД и их расследование, контроль работы местных органов НКВД. С 1941г. по 1947г. действовала Особая инспекция отдела кадров НКВД СССР. В мае 1941 года НКВД СССР утвердил «Обязанности и задачи особых инспекций при отделах кадров НКВД республик, УНКВД краев, областей, в связи с разделением НКВД на два наркомата – НКВД и НКГБ».
С 1947г. по март 1953г. в центральном аппарате МВД и на местах функционировали самостоятельные Особые инспекции, штат которых состоял из оперуполномоченных и следователей. В конце 1953 года Особая инспекция вновь вводится в состав Управления кадров УК МВД СССР. С июня 1957 года Особые инспекции стали называться Инспекциями по личному составу (ИЛС) при УК МВД СССР, отделах кадров МВД-УВД республик, задачами которых стали проверка материалов, заявлений и жалоб на работников учреждений МВД, производство дознания по делам о преступлениях, совершенных работниками органов внутренних дел. В 1979 году было утверждено Примерное положение об инспекции по личному составу кадровых аппаратов, определившее основные задачи инспекций, заключавшиеся в проведении служебных расследований по фактам нарушений дисциплины и социалистической законности. После создания Министерства охраны общественного порядка МООП СССР в 1986 году положение об Инспекции по личному составу практически не применялось и ИЛС дознание не проводили.
Однако в силу малочисленности этих подразделений и ограниченности их полномочий они не могли решать задачи, реально выдвигаемые оперативной обстановкой. По мере разрушения однопартийной тоталитарной системы постепенно стал терять силу и институт общественного контроля: политические и экономические реформы значительно опережали правовые преобразования. Проблемы в законодательстве, ослабление правовых механизмов контроля общества за правоохранительной системой создали благоприятную почву для формирования чувства некоторой безнаказанности внутри системы органов внутренних дел.
В рамках активизации работы по обеспечению собственной безопасности и укреплению законности в органах внутренних дел (во исполнение ст. 10 Закона РФ «Об основах госслужбы в РФ» и Указа Президента РФ (пункт 3) от 18 сентября 1995 года), в декабре 1995 года создается Главное управление собственной безопасности. Приказом МВД России от 26 февраля 1996 года Инспекции по личному составу были выведены из состава управлений (отделов) кадров МВД, ГУВД, УВД, УВДТ. За счет их штатной численности Приказом министра внутренних дел созданы управления (отделы) собственной безопасности в регионах страны. 18 декабря - объявлен Днем подразделений собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации.
Управление собственной безопасности в УВД Самарской области начало свою работу одним из первых в Российской Федерации - 16 мая 1996 года. Приказом № 479 утверждены штаты УСБ и упразднены ранее действующие штаты Инспекции по личному составу (СРЛС). На момент становления Управления, штатная численность которого составляла 35 сотрудников, были созданы четыре отдела: отдел служебных проверок, оперативно-разыскной, информационно-аналитический, отдел по обслуживанию УВД Тольятти и Сызрани, ГОВД Жигулевска и Октябрьска, Шигонского и Ставропольского РОВД.
В 2000 году, в соответствии с приказом начальника ГУВД по Самарской области от 24 марта 2000 года № 365, в Управлении собственной безопасности был создан отдел организации государственной защиты, основными задачами которого являлись организация государственной защиты и обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел ГУВД Самарской области при исполнении ими служебных обязанностей, а также членов их семей в случае реальной угрозы их жизни и здоровью.