Актуальность темы контрольной работы обусловлена тем, что изменения бюджетно-налоговых отношений являются важнейшей составной частью проводимых социально-экономических преобразований. Контрольная работа содержит результаты, полученные в ходе анализа исследования бюджетно-налоговой системы РФ.
От создания оптимального механизма бюджетно-налоговых отношений, обеспечения действительного сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы, от достижения подлинного финансового равноправия всех органов власти в значительной мере зависит успех экон0мической стабилизации в стране.
Становление действенного механизма бюджетно-налоговых отношений существенным образом зависит от успехов в повышении эффективности всего общественного производства, от укрепления и расширения налогооблагаемой базы, от роста налоговых поступлений и увеличения доли собственных доходов бюджетов всех уровней.
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса развитии экономики. Бюджет является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Как правило, раз в год, во время утверждения проекта бюджета разворачивается настоящая война за бюджетные дотации и финансирование. Бюджетная система представляет собой центральное звено финансовой системы страны.
Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью контрольной работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
- Налоговая система РФ
Основным источником доходов бюджетной системы являются налоговые платежи.
Налог – это обязательный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципального образования. Иногда среди налогов выделяют сборы, представляющие собой обязательные взносы, уплата которых является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий (государственная пошлина) либо предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Обязательными элементами налога, при отсутствии которых в законодательстве налог считается не определенным, являются:
− субъект налога – лицо, на котором лежит обязанность уплачивать налог. Им может быть налогоплательщик (физическое или юридическое лицо), а также налоговый агент, который уплачивает налог за налогоплательщика.
− объект налога – то, что подлежит налогообложению. В зависимости от объекта налоги подразделяют на прямые и косвенные. Объектом прямых налогов могут быть имущество, доход, прибыль. Объектом косвенных налогов являются операции по реализации товаров (работ, услуг) и их стоимость. Косвенные налоги включаются в цену товара и переносятся на покупателей продукции. В России к ним относятся два налога – НДС и акцизы;
− налоговая база – часть объекта, с которой взимается налог. Она меньше объекта налога на сумму налоговых льгот;
− единица обложения – единица измерения налоговой базы. Чаще всего ею является денежная единица, но может быть и единица физического показателя – тонна, литр, квадратный метр;
− налоговый период – срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы, определяется размер налогового обязательства. В России им может быть календарный месяц, квартал, год;
− налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть адвалорная (в процентах), твердая, смешанная. В зависимости от ставки налоги подразделяют на пропорциональные – с ростом объекта обложения ставка не меняется, прогрессивные – с увеличением объекта ставка увеличивается, регрессивные – с ростом объекта ставка уменьшается. Основное количество налогов в России носит пропорциональный характер.
Помимо обязательных, существуют и факультативные элементы налога, которые могут отсутствовать в налоговом законодательстве.
Сущность налогов проявляется через их функции:
- Фискальная функция обеспечивает финансирование бюджетной системы государства.
-Перераспределительная функция позволяет за счет налогов перераспределять доходы между различными категориями граждан и сферами деятельности. Перераспределение доходов тесно связано с реализацией социальной функции, которая предусматривает наличие освобождений и льгот для лиц с невысокими доходами, прогрессивную шкалу подоходного налогообложения.
- Регулирующая функция реализует косвенное воздействие государства на развитие различных сфер хозяйственной деятельности.
- Контрольная функция налогов позволяет государству контролировать финансово-хозяйственную деятельность и доходы организаций и граждан.
Совокупность различных видов налогов и сборов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Таким образом, налоговая система включает в себя ряд элементов:
а) принципы налогообложения.
− принцип равенства и справедливости. Он предполагает всеобщность налогообложения, распределение налога между плательщиками в соответствии с их доходами;
− принцип определенности. Это означает, что суммы, способы и сроки налоговых платежей должны быть четко определены и заранее известны плательщику;
− принцип простоты и удобства. Налог должен взиматься в удобное время и таким способом, который подходит плательщику;
− принцип экономичности и умеренности. Важно, чтобы налог был ограничен такими суммами, которые не были бы слишком тяжелы для плательщика;
б) налоговые органы, осуществляющие контроль уплаты налогов. В России они представлены Федеральной налоговой службой, её региональными управлениями и межрайонными налоговыми инспекциями;
в) налоги и сборы, действующие в государстве. Согласно Налоговому кодексу в России налоги подразделяются на следующие группы:
− федеральные налоги. Все элементы этих налогов устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны на всей территории страны. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость (НДС);
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
6) водный налог;
7) налог на добычу полезных ископаемых;
8) государственная пошлина;
− региональные налоги устанавливаются на территории субъекта федерации Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации:
1) транспортный налог;
2) налог на игорный бизнес;
3) налог на имущество организаций;
− местные налоги устанавливаются на территории муниципального образования Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Кроме того, налоговое законодательство России предусматривает несколько специальных льготных режимов налогообложения для отдельных видов деятельности и малого бизнеса. К ним относятся:
− система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
− упрощенная система налогообложения;
− система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (ЕНВД);
− система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.