ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА
1.1 Состав Церкви
1.2 Жизнь Церкви во Святом Духе
1.3 Апостольская Проповедь
1.4 Строй Церкви
1.5 Церковь и внешняя иудейская среда
ГЛАВА II. ВТОРОЙ ПЕРИОД АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА
2.1. Дело Стефана
2.2 События второго периода Апостольского века после смерти Стефана
ГЛАВА III. ТРЕТИЙ ПЕРИОД АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА
3.1 Путешествие Павла в Дамаск, Аравию, Иерусалим, Тарс и Антиохию
3.2 Миссионерские путешествия апостола Павла
3.3 Путешествие апостола Павла в Рим
ГЛАВА IV. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Апостольский Век – это исторический период в истории Христианства, который начинается с момента Вознесения Иисуса Христа и заканчивается смертью последнего из чиста 12 апостолов – Его ближайших учеников.
Апостольский век характеризуется первыми Христианскими общинами, первыми гонениями на Христиан и первыми проблемами.
История Апостольского Века делится на четыре периода, каждый из которых имеет свои характерные особенности (в зависимости от наиболее значимых событий, которые происходили в Христианском мире).
В науке не существует общепризнанной хронологии истории Апостольского Века. Мы не будем указывать точных дат, мы укажем лишь его главные части и события, которыми эти периоды характеризуются.
Построение Деян. подчинено историческому принципу. Его проведение отличается такой ясностью, что мы имели возможность положить план Деян. в основание нашей периодизации истории апостольского века.
Гл. 1-5, начинающиеся с Вознесения и Пятидесятницы должны быть понимаемы как общая характеристика первого периода истории апостольского века.
Гл. 6-12 содержат краткие сведения о втором, переходном, периоде истории апостольского века, начиная с поставления Семи, которым вводится дело Стефана.
Гл. 13-28 посвящены служению ап. Павла до истечения двух лет его пребывания в Риме, иначе говоря, обнимают почти весь третий период истории апостольского века.
Из этого обзора исторического содержания Деян. вытекает особое ударение на ап. Павле. Оно отвечает объективному значению его служения. Но воспроизведение исторических событий прошлого не было последнею целью писателя. Деян. повествуют о Божественном домостроительстве. В связи с этой темой и повествуется о деяниях Павла.
Епископ Кассиан (Безобразов) делит апостольский век на четыре периода: 1. от Вознесения до убийства Стефана; 2. от убиения Стефана до гонения Ирода Агриппы 13 глава; 3. начало распространения христианства у язычников до выхода христиан из Иерусалима перед разрушением Иерусалима; 4. последняя треть I века. Деяния затрагивают первый, второй и частично третий периоды. Третий период неразрывно связан с именем апостола Павла.
По определению св. Иоанна Златоуста (Беседа I на Деян.), Деян. есть книга о Святом Духе, пришествие Которого было обещано в Евангелии.
К первому периоду относится несколько лет, которые исчислялись от Вознесения (около 29 г. нашей условной эры) до распространения христианского благовестия за тесные пределы Иудейства после убиения Стефана и связанного с ним общего гонения на Церковь (около 35 г.).
Второй период, имеющий значение переходное, охватывает около десяти лет, от убиения Стефана до гонения, воздвигнутого на Церковь Иродом Агриппою I. На основании внехристианских источников, смерть Ирода Агриппы I, в рассказе Деян XII тесно связанная с воздвигнутым им гонением, может быть отнесена к 44 г. К этому второму периоду истории Апостольского Века относится начало распространения благовестия о Христе в неиудейской среде.
Третий период, который наиболее освещен в печатных источниках, начинается с 44 г. и кончается во второй половине шестидесятых годов, в тот момент, когда Иерусалимские Христиане, пред лицом надвигающейся национальной катастрофы Иудейства, вышли из святого города и переселились в Пеллу за Иордан. Это переселение было концом Иерусалимской Церкви. Основные события истории этого третьего периода есть распространение христианства — главным образом, трудами апостола Павла — в бассейне Средиземного моря.
Четвертый и последний период истории Апостольского Века, является наименее освещенным в сохранившихся до нашего времени источниках, охватывает историю Христианской Церкви в последнюю треть I века. Не притязая на точную хронологию, его можно заключить в условных рамках: от 65 до 100 года.
Цель курсовой работы – рассмотреть культурно-исторические события Апостольского Века.
Исходя из цели работы, перед нами стоят следующие задачи:
- рассмотреть культурно-исторические события периода Апостольского века по четырем периодам;
- сделать выводы о значении Апостольского века в историческо-культурной жизни России.
Предметом исследования является история и культура Апостольского Века, объектом исследования – периодизация Апостольского Века.
Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, поделенных на параграфы, заключения, списка используемых источников, приложения.
ГЛАВА I. ПЕРВЫЙ ПЕРИОД АПОСТОЛЬСКОГО ВЕКА
1.1 Состав Церкви
Первый период Апостольского Века представляет собою общую характеристику этой древнейшей эпохи в жизни христианской Церкви.
Представление об этом периоде жизни христиан мы находим в повествовании Деян. Прежде всего, повествование Деян дает представление о составе Церкви. Большинство ее первоначальных членов были галилеяне, пришедшие вслед за Господом в Иерусалим.
До Пятидесятницы Иерусалимская община насчитывала более пятисот членов, в большинстве Галилейского происхождения.
В течение первых лет она значительно возросла за счет Иерусалимских элементов. Среди верующих было к этому времени уже немалое число и эллинистов, т. е. иудеев эллинистической культуры.
Первое событие истории Апостольского Века, о котором повествует Дееписатель после Вознесения и до Пятидесятницы, было избрание Матфия на место отпадшего Иуды или, говоря другими словами, восстановление апостольской дванадесятерицы. Тем самым было выполнено условие, которое было необходимо для исполнения обетования.
Для носителей церковного сознания во все времена истории Церкви не было сомнения в том, что обетование Прощальной Беседы получило исполнение в сошествии Св. Духа в день Пятидесятницы.
Перед нами стоят три вопроса, требующих разрешения:
- На кого сошел Св. Дух?
- Где и когда совершилось это событие?
На первый вопрос отвечают, что Дух Св. сошел на членов первоначальной Церкви в составе ста двадцати человек.
Это понимание наталкивается на трудности. Достаточно отметить, что число есть число приблизительное «…человек около сто двадцати», между тем, как указание «все» предполагает величину определенную.
По вопросу где совершилось сошествие Св. Духа в церковно-исторической науке существует два мнения. Повествование Деян о большом скоплении народа, вызванном чудом Пятидесятницы, и о речи Петра к народу, которая привела к крещению трех тысяч, естественно наводит на мысль, что сошествие Св. Духа совершилось где-то под открытым небом, может быть в оном из храмовых дворов. Однако, начиная с древнейшей эпохи, в Церкви преобладало мнение, что Дух Святой сошел на Апостолов в «Сионской Горнице». Как уже указывалось, выразители этого мнения, что здесь в горнице, где Господь совершил последнюю вечерю с учениками произошло и чудо Пятидесятницы. Если, как мы старались показать, Дух Святой сошел на Апостолов, с которыми могли находиться несколько близких им лиц, предание о Сионской Горнице не представляет трудностей. Защитниками этого мнения, которое и в наше время разделяется большинством толкователей, часто высказывается мысль, что привлеченная чудом толпа могла собраться на улицах города по близости от того дома, где находились Апостолы.
Со вторым вопросом о месте сошествия Св. Духа теснейшим образом связан третий вопрос о времени события. Согласно этому толкованию, сошествие Св. Духа на Апостолов совершилось в третий час дня, т. е., по нашему счету времени, утром в девятом часу. Это толкование основано на свидетельстве ап. Петра в Деян.
Принимая во внимание, что иудейский праздник Пятидесятницы совершался через семь недель после принесения снопа потрясания, мы приходим к выводу, что Дух Святой сошел на Апостолов в Иудейский праздник Пятидесятницы вечером в первый день недели.