Введение
Глава I. Система наказания несовершеннолетних и особенности его назначения
1.1. Историческое развитие законодательства об ответственности несовершеннолетних
- 2. Уголовная ответственность несовершеннолетних в уголовном праве зарубежных стран
1.3. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних
1.4. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним
Глава II. Особенности освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности
2.1. Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности
2.2. Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Современный этап развития российского общества сопровождается нарастанием социальных и экономических проблем, которые оказывают непосредственное влияние на динамику преступности несовершеннолетних, вызывая негативные изменения в ее количественных и качественных характеристиках.
В последнее время отмечаются интенсивный рост преступности несовершеннолетних, возрастание общественной опасности совершаемых ими деяний и размера причиненного ущерба. Проявляются такие тенденции, характеризующие преступность несовершеннолетних: рост тяжких и особо тяжких насильственных преступлений; увеличение количества организованных и групповых преступлений; широкое применение холодного и огнестрельного оружия; жестокость и цинизм при совершении преступлений против личности; существенное омоложение преступности несовершеннолетних и др.
На сегодняшний день в Российской Федерации основной специальной мерой предупреждения преступности несовершеннолетних продолжает оставаться уголовное наказание. Глава 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК России) «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»,[1] в целом воспринимая положения международных документов в области обращения с несовершеннолетними правонарушителями, закрепляет особенности наказаний, назначаемых несовершеннолетним, а также освобождения от них и иные правовые последствия совершенного несовершеннолетним преступления.
Законодатель подчеркивает особый подход к реализации уголовной ответственности несовершеннолетних и назначению им наказания в силу социальных, морально-этических и психических факторов. Социальная потребность закрепления особого порядка уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних заключается в том, что с учетом особенностей интенсивно развивающейся психики подростка необходимая достаточность уголовно-правового воздействия на несовершеннолетних преступников может быть достигнута в большинстве случаев посредством применения к ним смягченных или других мер воздействия.
В то же время уже сложившаяся практика применения норм, регламентирующих уголовную ответственность и наказание в отношении несовершеннолетних, свидетельствует о значительных трудностях в уяснении содержания положений главы 14 УК России при определении вида и объема уголовной репрессии в отношении различных категорий несовершеннолетних и решении вопросов об освобождении последних от ответственности и наказания.
Более того, применение положений о наказании несовершеннолетних в определенной мере показывает неработоспособность предусмотренной законом системы наказаний, специально созданной для указанной категории лиц. Причина этого видится в несогласованности принципов уголовной ответственности с уголовно-правовыми формами их реализации в отношении несовершеннолетних как особых субъектов уголовно-правовых отношений.
В подтверждение этого следует отметить, что самым распространенным наказанием, применяемым к несовершеннолетним, по-прежнему остается лишение свободы, более чем к 70% из них применяется условное осуждение, предлагаемые же учеными альтернативные меры пока практического применения не нашли.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с особенностями наказания и освобождения от него несовершеннолетних.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты, регламентирующие особенности наказания и освобождения от него несовершеннолетних.
Цель работы - охарактеризовать сущность и особенности наказания и освобождения от него несовершеннолетних.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи: 1) изучить историческое развитие законодательства об ответственности несовершеннолетних; 2) рассмотреть уголовную ответственность несовершеннолетних в уголовном праве зарубежных стран; 3) охарактеризовать особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; 4) проанализировать виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним; 5) рассмотреть освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности; 6) проанализировать освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов.
Теоретическую базу исследования составили научные работы ученых правоведов, исследующих проблемы уголовной ответственности несовершеннолетних, чьи труды были внимательно изучены нами в процессе написания данной работы.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили различные источники информации, значительное место среди которых занимают нормативные правовые акты: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, иные нормативные и правовые акты органов государственной власти и общественных объединений, международные правовые акты.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Система наказания несовершеннолетних и особенности его назначения
1.1. Историческое развитие законодательства об ответственности несовершеннолетних
Наказание является особой мерой государственного принуждения, было и остается основным средством противодействия преступности несовершеннолетних, которая в последние годы отличается неблагоприятной динамикой и структурой. А несовершеннолетний преступник является не только субъектом преступления, но и объектом повышенной правовой охраны и защиты.
Исследование тенденций развития института наказания несовершеннолетних в уголовном законодательстве России в X - XX в.в. показало, что эволюция системы наказаний несовершеннолетних происходила в соответствии с общими направлениями развития знаний о наказании. [2]
Древнерусское уголовное право практически игнорировало возрастные особенности преступника, отмечая лишь о наказаниях несовершеннолетних в связи с совершением ими преступлений против родителей или распространением на них ответственности за преступления родителей. Такое положение дел в сфере уголовно-правовой охраны лиц, не достигших совершеннолетия, оставалось практически неизменным вплоть до XVII столетия.
Освобождение несовершеннолетних от уголовного наказания всегда выступало как выражение особого подхода к данной категории лиц. Историческая обусловленность, во-первых - это путь формирования такого подхода, а во-вторых - один из залогов будущей эффективности любого правового института. История развития института освобождения от уголовного наказания прошла длительный путь дифференциации и обособления от смежных институтов с одной стороны и распространению своего влияния на специфическую категорию лиц - несовершеннолетних.
Основополагающие нормативно-правовые акты дореволюционной России содержали четкие правовые предписания, ограничивающие пределы назначения уголовных наказаний несовершеннолетним. Нормы о наказаниях несовершеннолетних распространялись на вменяемых лиц в возрасте от 10 лет до 21 года Действовали правила об ограничении верхнего предела наказания, неприменении отдельных видов наказаний, а также правила замены наказаний на помещение в воспитательные заведения (монастыри, исправительные приюты, воспитательно-исправительные заведения). Дореволюционный период развития института освобождения от уголовного наказания вообще и освобождения несовершеннолетних в частности происходил в условиях начавшейся кодификации норм уголовного права. Также это время укрепления государственности, связанное с усложнением государственного аппарата. Основными объектами защиты оставались государство и его устройство, а также семейные ценности. В данный период оформляются возрастные границы наступления уголовной ответственности, а также выделяется принцип ограниченности разумения, ставший основанием применения воспитательных мер.
Уложение царя Алексея Михайловича, впервые обозначившее особый подход к несовершеннолетним: «если отрок 7 лет убьет, то он не повинен будет» - является истоком освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания. Ранее это правило закреплялось в Новоуказной статье Сыскного приказа 1666 год, ст. 79.[3] Ст. 6 Уложения гласила, что дети полностью подчинялись родительской власти. Власть родителей была неограниченна и включала в свои пределы даже физические наказания. Родители обладали правом наказывать своих детей розгами.
Необходимо отметить, что для всех этих случаев законодательство того периода оперирует термином «освобождение или оставление наказания», иные категории, будь то «освобождение от уголовной ответственности» или «обстоятельства, исключающие преступность деяния», не используются.
Анализ памятников права Российского государства свидетельствует о том, что более четкое представление о наказании несовершеннолетних появляется в Соборном Уложении 1649 года, однако связывается с совершением их родителями определенных преступлений.
Дальнейшее развитие законодательства России основывалось на идее либерализации и смягчения наказания ввиду особенностей возраста несовершеннолетних, вплоть до полного освобождения от уголовной ответственности (Артикул Воинский Петра 11715 года, Указ Екатерины II 1765 года).
В петровский период признаки субъекта, в частности малолетство, безоговорочно признавалось основанием применения освобождения. В отношении этого субъекта законодателем выделяется такой критерий, как возможность исправления через меры, принятые родителями. Артикул воинский признавал за такими малолетними ограниченность разумения в отношении своих деяний. При этом круг мер, применяемых родителями, Артикул не ограничивал.
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года, Уставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 года, Уголовном Уложении 1903 года появляется дифференциация наказания в зависимости от конкретного возраста несовершеннолетнего (10-14 лет, 14-21 лет), его «разумения» и тяжести содеянного.[4]
В конце XVII века, как указывает Н. Ю. Скрип-ченко, родители могли отдавать своих детей в смирительные дома внаем на срок до 5 лет.[5] Данная норма свидетельствует почти о полной безграничности родительской власти. Позже в соответствии с Указом Екатерины II 1765 года при освобождении от наказания появились меры, являющиеся своего рода прототипом принудительных мер воспитательного воздействия, но применялись они только к лицам, не подлежащим уголовной ответственности. Так, младенцы до 10 лет отдавались помещикам (только если были крепостными) или родителям и не привлекались к уголовной ответственности. Таким образом, в этот период оформляется нижняя граница возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Свод законов, разработанный М. М. Сперанским в 1832 году, являвшийся кодифицированным актом, несмотря на всю свою прогрессивность для того времени, нового в вопрос возрастных пределов уголовной ответственности несовершеннолетних не внес. Но его вклад заключался в определении понятия и применения передачи несовершеннолетнего на исправление лицу. Свод законов 1832 года закрепил, что передача несовершеннолетнего на исправление лицу - это мера воспитательного воздействия, которая применялась только к лицам, не достигшим возраста уголовной ответственности. Передача под надзор и исправление происходила без суда и наказания.
Продолжает развитие института освобождения от наказания малолетних Уложение 1845 г. Так, в ст. 143 Уложения предписывается передавать под надзор родителей или родственников детей, совершивших преступления в возрасте от 7 до 14 лет, освобожденных от наказания в следствии отсутствия у них разумения. Н. С. Таганцев называет эти меры мерами домашнего исправления, которые не являлись наказанием и были воспитательными.[6] Возрастные границы несовершеннолетия определяются уложением следующим образом: к лицам от 7 до 10 лет применение этой меры было возможно всегда, а от 10 до 14 лет - только при отсутствии у них разумения.[7] В данном нормативно-правовом акте меры, которые могли применяться теми, кому несовершеннолетний отдан под надзор, не определялись, поэтому можно сделать вывод, что строгость надзора и иных мер зависела от конкретного лица.