Законодательство, предлагая строгие меры борьбы с преступлениями, не может допустить причинения осужденному дополнительных страданий, если в силу обстоятельств незамедлительное исполнение приговора повлекло бы для него или его семьи тяжкие последствия или поставило бы их в крайне затруднительное положение. Деликатное отношение к человеку, которое должно содержаться в каждом цивилизованном обществе, не должно терять своего значения и в отношении осужденного. Тем самым, при наличии уважительных обстоятельств, закон дает возможность отсрочить исполнения приговора.
Важнейшей целью уголовного законодательства является соблюдение принципа законности и справедливости в сочетании с защитой прав граждан, причем недостаточно лишь правильно назначить справедливое наказание или освободить от него. Также необходимо учитывать влияние на социальное состояние виновного и его семью.
В российском уголовном законодательстве проявления принципа гуманизма разнообразны. Одной из мер уголовно-правового воздействия реализующей принцип гуманизма, относится институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст.82Уголовного Кодекса РФ[1] (далее УК РФ). В первую очередь отсрочка исполнения наказания способствует решению демографических проблем, избавляя новорожденных или малолетних детей от излишних страданий, дает возможность нормальной первичной социализации.
Предупредительная функция уголовного права нацелена на исправление виновного, изменение его отношения к общественным нормам. Она имеет важное значение для снижения общего уровня преступности.
Под отсрочкой исполнения приговора понимается временное отложение приведения его в исполнение.
Экономически обосновано нахождение женщин с малолетними детьми в домашних условиях, потому что тогда женщина остается работоспособным налогоплательщиком. В то время как содержание женщин в колониях, а детей в доме ребенка, влечет дополнительные бюджетные расходы.
Отсрочка отбывания наказания, предоставляемая беременным женщинам и женщинам, имеющим детей, была знакома еще дореволюционному праву. Российское уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство всегда по-особому относилось к данной категории осужденных, отличаясь человеколюбием и лояльным к ним отношением.
С одной стороны, исключительностью тех обстоятельств, с которыми сталкивается женщина в период вынашивания ребенка и ухода за ним в первые и последующие годы жизни. С другой стороны, Россия присоединилась ко многим международно-правовым актам в области охраны прав и интересов личности, в том числе малолетних детей, что не могло не сказаться на внутреннем уголовно-правовом законодательстве. Так, в соответствии с п.1 ст.24 Международного Пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 г[2]. каждый ребенок без всякой дискриминации по какому бы то ни было признаку, в том числе и рождения от осужденной матери, имеет «право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства». В Конвенции «О правах ребенка» от 15.09.1989г[3]. говорится: «Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и материальной обеспеченности; малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучен со своей матерью...». В полной мере указанные задачи призваны выполнять институт отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Но следует отметить, что в рассматриваемой сфере все еще имеется ряд вопросов, требующих своего решения. Так, очевидно, что в момент вынесения приговора отсрочка исполнения наказания женщинам является разновидностью условного осуждения, а при применении во время отбытия наказания – разновидностью условно-досрочного освобождения от наказания. Однако в этом случае возникает коллизия ст. 82 УК РФ с нормами, регулирующими соответствующие институты, особенно сроки.
Необходимо глубокое научное осмысление положений уголовного законодательства, касающегося отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере предоставления отсрочки отбывания наказания осужденным предусмотренным в статье 82 УК РФ.
Предметом дипломного исследования являются теоретические, правовые и организационные основы отсрочки отбывания наказания беременным женщинам, женщинам, имеющим малолетних детей.
Целью дипломного исследования определяются актуальностью темы и наличием вопросов, по-разному разрешаемых на практике в процессе применения отсрочки отбывания наказания, и состоит в научной разработке проблемы теории и практики института отсрочки отбывания наказания, выявлении возможных направлений его совершенствования. Вышеуказанная цель определила постановку следующих основных исследовательских задач:
- рассмотреть историю становления института отсрочки отбывания наказания;
- дать понятие, рассмотреть виды, сущность и перспективы развития отсрочки отбывания наказания;
- рассмотреть исторический аспект отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей в России;
- выделить обязанности осужденных женщин в связи с применением отсрочки отбывания наказания;
- Обозначить проблемы, возникающие в процессе исполнения отсрочки отбывания наказания осуждёнными женщинами и пути их решения.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы: изучение, анализ и синтез, обобщение, метод комплексного подхода; и частные: исторический, сравнительный, формально-логический методы исследования; сбор информации, ее направленное преобразование и обобщение, формулировка выводов.
Теоретическую основу исследования составили научные труды известных ученых-юристов, как: Балеев С.А, Векленко С.В, Зельдов С.И, Зубкова А.И, Коцуба С.А, Минязева Т.Ф, Музеник А.К, Петрова И.А, Середа Е.В, Строгович М.С, Таганцев Н.С, Чистяков О.И, материалы следственно-судебной практики.
Нормативную основу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации[4], действующее уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство России, ведомственные и иные действующие нормативно-правовые акты, имеющие отношение к исследуемой теме.
Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав и пяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОТСРОЧКИ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
- История становления института отсрочки отбывания наказания
Историко-правовой метод познания юридических предписаний принадлежит к числу важнейших методологических законов. Не зная исторических предпосылок того или иного явления, нельзя составить о нем верное представление и невозможно осуществить прогноз развития явления в будущем. По своему содержанию историко-правовой анализ уголовного законодательства состоит в выявлении стабильных тенденций его эволюции. Указанные тенденции позволяют относительно достоверно прогнозировать дальнейшее развитие уголовного законодательства. Такой анализ весьма продуктивен и в совершенствовании уголовного законодательства.
Ретроспективный анализ любого правового вопроса представляет не только научный интерес и дополняет информацию, но служит главным образом для того, чтобы верно понимать содержание и истоки исследуемой нормы, увидеть, как преодолевались проблемы правоприменения, проследить, какие условия политической и экономической жизни государства предопределили те или иные шаги законодателя с тем, чтобы, с одной стороны, не допускать уже совершенных ошибок, с другой — выявить рациональные и эффективные способы правового регулирования общественных отношений на основе исторического опыта.
Любое явление может быть правильно понято и оценено лишь при условии его рассмотрения в процессе развития, то есть следующих друг за другом во времени совокупности исторических связей, зависимостей и закономерностей. Поэтому не случайно историзм - это основополагающий принцип научного подхода к изменяющейся во времени, развивающейся действительности. Руководствуясь этим, необходимо отметить, что при исследовании отсрочки отбывания наказания необходимо учитывать исторические условия его становления и развития, все это необходимо для того, чтобы проследить сам этап развития уголовно-правовых норм, становления и современное состояние данного института.
Следовательно, владея данной информацией, она позволит в большей степени уяснить правовую природу исследуемого института, определить его значение в системе мер уголовно-правового воздействия.
Уголовное законодательство РСФСР 1960 года закрепляло следующий перечень разновидностей отсрочки отбывания наказания:
1) отсрочку исполнения приговора военнослужащему (ст.46 УК РСФСР);
2) отсрочку исполнения приговора несовершеннолетнему, которая в дальнейшем распространила свое действие и на совершеннолетних, впервые осужденных к лишению свободы до трех лет (ст.46 УК РСФСР);
3) отсрочку отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, регламентируемую в ст.46 УК РСФСР от 27.10.1960 года, данный вид отсрочки не потерял своей актуальности и закреплен в ст. 82 действующего в настоящее время Уголовного кодекса Российской Федерации.
История развития и становления первых двух видов отсрочки является наиболее полной. Однако, что касается третьего вида отсрочки предоставляемая женщинам, стоит отметить, что она имеет специфичный круг лиц, на которых распространялось ее действие и разницу в основаниях и условиях ее применения.
В дореволюционном российском законодательстве не содержалось норм об отсрочке отбывания наказания, однако, уже в том время осознавали необходимость освобождать от наказания лиц, страдающих психическими расстройствами, так как они не в состоянии понимать сущность наказания.
В XVI–XVII веке такие лица, как правило, либо отдавались на поруки родственников, либо помещались в церковный монастырь «до выхода этого лица из болезненного состояния, при котором он не будет представлять общественной опасности».
При царствовании Петра I последняя мера была отменена, поэтому на лиц, совершивших общественно опасное деяние и страдающих психическим расстройством, распространялся Устав Главного Магистрата 1721 г., согласно которому такие лица направлялись в специальные смирительные дома под полицейский надзор. Однако после смерти Петра I монастыри вновь стали ответственны за лечение психически нездоровых лиц, совершивших противоправные деяния.
В 1834 г. Государственный Совет принимает нормативный акт «О свидетельствовании помешанных в уме и получающих в последствии выздоровление», который предусматривал, что психически больное лицо могло быть выписано из дома сумасшедших лишь при условии, что у лечащих врачей не возникало сомнений в его психическом состоянии, и именно, что лицо полностью выздоровело от заболевания. Эти нормы являются прообразом современного института отсрочки, поскольку по действующему законодательству, лицо, больное наркоманией, проходит курс лечения от наркомании в специализированном лечебном учреждении и может быть освобождено от наказания только при наличии объективно подтвержденной ремиссии.
В 1903 г. было принято Уголовное уложение, которое окончательно закрепило правило, согласно которому суд избирает меру ответственности для лица в зависимости от тяжести совершенного деяния и от его физического и психического состояния.
Дальнейшее развитие отсрочки пошло по пути непосредственного закрепления данного института в уголовном законодательстве страны. Первоначально отсрочка отбывания наказания применялась в отношении осужденных, которые изъявили желание участвовать в боевых действиях в рядах Красной армии и тем самым искупить свою вину перед государством и обществом.
В частности, Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1927 года были внесены изменения в ст.18 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года, а именно, ст.18 была дополнена примечанием 2 следующего содержания: «В военное время приговор, присуждающий военнослужащего к лишению свободы, может быть по определению суда, вынесшего приговор, отсрочен исполнением до окончания военных действий с тем, что осужденный направляется в действующую армию».
Аналогичные изменения были внесены и в ст. 28 УК РСФСР 1926 года, при этом примечание 2 также гласило, что «В отношении указанных военнослужащих, проявивших себя в составе действующей армии стойкими защитниками Союза ССР, допускается по ходатайству соответствующего военного начальства освобождение от назначенной ранее меры социальной защиты, либо замена ее более мягкой мерой социальной зашиты по определению суда, вынесшего приговор».
При этом законодатель не определял, за совершение каких именно преступлений может быть предоставлена отсрочка, но, исходя из политических и нравственных соображений, правоприменитель при реализации указанных норм учитывал как характер и тяжесть совершенного преступления, так и размер назначенного наказания. А это значит, что некоторым осужденным государство небезосновательно не предоставляло возможности защищать Отечество с оружием в руках.
Интересную позицию на этот счет высказал в свое время Н.В. Васильев, который связывал «возможность применения отсрочки исполнения приговора с характером совершенного лицом преступления».
Он делил всех осужденных на три группы: в первую группу включались осужденные, совершившие такие тяжкие преступления как государственные преступления, грабеж, разбой и т.д., во вторую группу – осужденные, совершившие преступления против военной службы, и в третью группу – все иные преступления.
Что касается первой группы, то, по мнению Н.В. Васильева, таким людям «нельзя доверять», поэтому применение в отношении них отсрочки приговора не допускается. Что касается второй группы, то обоснование возможности предоставления таким осужденным отсрочки убедительно и не вызывает споров. А именно, поскольку существует конституционная обязанность каждого гражданина нести военную службу, то в случае уклонения лица от прохождения службы, государство должно принудить осужденного к непосредственному выполнению им своей обязанности. Из чего следует, что неприменение отсрочки исполнения приговора в данном случае препятствует достижению карательной функции наказания.
Дальнейшее развитие институт отсрочки исполнения приговора военнослужащим получил в УК РСФСР 1960 года. Так, УК РСФСР предусматривал специальную отсрочку от отбывания наказания для военнослужащих, военнообязанных в военное время (ст. 46 УК РСФСР).
Согласно норме этой статьи «исполнение приговора могло быть отсрочено до окончания военных действий с направлением осужденного в действующую армию в военное время».
Несмотря на многолетнее существование отсрочки исполнения приговора для военнослужащих, окончательное формирования института отсрочки отбывания наказания приходится на 70-е года XX века. Указом Президиума ВС РСФСР от 11 марта 1977 года в УК РСФСР была впервые введена ст.46.1 УК РСФСР, которая гласила, что «При назначении наказания лицу, впервые осуждаемому к лишению свободы на срок до трех лет, суд с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и иных обстоятельств дела, а также возможности его исправления и перевоспитания без изоляции от общества может отсрочить исполнение приговора в отношении такого лица на срок от одного года до двух лет».