Актуальность темы. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что развитие и реформирование пенитенциарной системы сопровождается постоянным укреплением оперативных аппаратов, совершенствованием форм и методов борьбы с преступностью.
В настоящее время основными направлениями деятельности Оперативного управления УФСИН являются: обеспечение личной безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений; профилактика, предупреждение и выявление неслужебных связей сотрудников со спецконтингентом; взаимодействие с иными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также розыск осужденных, совершивших побег. Одной из первоочередных задач правоохранительных органов является противодействие коррупционным проявлениям. Также оперативными работниками проводится работа по предупреждению и выявлению фактов злоупотребления служебным положением, неслужебных связей сотрудников УИС.
Сотрудниками Оперативного управления УФСИН совместно с оперативными аппаратами подведомственных учреждений проводится целенаправленная работа по пресечению попыток лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды оказать влияние на деятельность учреждений УИС республики. На протяжении последних лет не допущено массовых неповиновений осужденных, дезорганизации деятельности учреждений.
В настоящее время очень важны скоординированные действия правоохранительных ведомств в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в предотвращении совершения диверсионно-террористических акций и своевременном выявлении признаков их подготовки, выявлении лиц, участвующих в незаконных вооруженных формированиях, а также пресечении и раскрытии преступлений террористической, этнической и религиозной направленности. Меры, предпринимаемые оперативными службами в сфере борьбы с уголовной и экономической преступностью, терроризмом и незаконным оборотом наркотиков, оказывают стабилизирующее действие на состояние оперативной обстановки в местах лишения свободы Чувашии. Можно быть уверенным, что мужество, профессионализм и авторитет сотрудников оперативных аппаратов и впредь позволят надежно обеспечивать безопасность граждан, правопорядок в учреждениях и органах УИС.
К числу основополагающих задач, повседневно решаемых в исправительных учреждениях УИС, относятся организация режима отбывания осужденными согласно требованиям закона и соответствующих нормативно-правовых актов, а также обеспечение безопасности спецконтингента и персонала исправительных учреждений.
Режим исполнения и отбывания наказания и обеспечение безопасности осуществляются на принципах законности, при строгом соблюдении прав и интересов граждан, приоритете в соответствии с требованиями международных стандартов стимулирующих правопослушание мер воздействия над принудительными и запретительными.
Правовой статус режима особых условий регламентируется нормами ст. 85 УИК РФ и ст. 48 ФЗ РФ от 21 июня 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». При этом необходимо отметить, что содержащиеся в указанных нормах права основания введения режима особых условий и сроки его действия различны, хотя предназначены для регулирования правоотношений, возникающих в связи с деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В связи с гуманизацией уголовной и уголовно-исполнительной политики, более широким применением мер наказаний, не связанных с лишением свободы, в исправительных колониях концентрируется наиболее криминальная часть осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления (убийства, грабежи, разбойные нападения и бандитизм). Значительная часть спецконтингента относится к алкоголикам и наркоманам. В места лишения свободы поступает все больше лиц с повышенной агрессивностью и возбудимостью, очевидными психическими отклонениями.
Опыт деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по обеспечению режима показывает, что эффективность оперативно-служебной деятельности нередко значительно снижается. В ряде случаев выявилась слабая приспособленность существующих механизмов реагирования и органов управления УИС в связи с резким осложнением оперативной обстановки, отмечаются медлительность и неорганизованность действий личного состава, недостаточная правовая регламентация действий сотрудников. В настоящее время не в полной мере определена роль центрального органа УИС и управлений исполнения наказаний в федеральных округах, а также их руководителей в обеспечении режима в учреждениях УИС.
Для успешной работы по обеспечению режима, в зависимости от масштаба и характера ситуаций и обстоятельств, необходимо проведение комплекса организационных, правовых, оперативно-служебных, процессуальных, психологических, административных, материально-технических и других мероприятий, не характерных для повседневной обстановки.
Эти и другие проблемы в деятельности учреждений и органов УИС в значительной мере обусловлены недостаточной правовой регламентацией обеспечения режима, несогласованностью правовых норм, регулирующих этот правовой статус в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, не разработанностью теоретических основ управления, нацеленных в первую очередь на решение возникающих задач.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, в основном, по общей теории государства и права, по теории уголовного права и криминологии. А именно: Белик В.Н., Бражник Ф.С., Бутаева А.Н., Ведищев Н.П., Дергачев А.В., Китрова Е.В., Михлин А.С., Пенин О.В., Рябова Л.В., Чекулаев С.Ю. и др.
Объект исследования - правовые отношения, возникающие в связи с деятельностью учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в режиме особых условий и правового обеспечения режима в учреждениях УИС.
Предмет исследования - правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации по обеспечению режима. На основе изучения специальных, научных, литературных и нормативных источников, имеющегося доступного архивного материала, исследования проблем организационно-правового характера деятельности учреждений и органов УИС по обеспечению режима разработать конкретные предложения, направленные на совершенствование правового и организационного регулирования деятельности учреждений и органов УИС по обеспечению режима.
Научная разработанность темы исследования. Различные аспекты, соприкасающиеся с темой исследования, нашли отражение в работах Н.П. Барабанова, Б.Б. Казака, Д.А. Курбанова, В.А. Максимова A.В. Бриллиантова, А.И. Зубкова, А.А. Игнатьева, М.П. Мелентьева, А.С. Михлина, П.Г. Пономарева, В.И. Селиверстова, Ю.М. Ткачевского, В.А. Уткина, О.В. Филимонова, И.Б. Шмарова, B.Е. Южанина и других, однако комплексного исследования режима, как имеющего важнейшее значение для теории и практики деятельности учреждений и органов ФСИН, не проводилось. Не разработаны понятийная характеристика режима, правовые и организационные основы деятельности учреждений и органов УИС по обеспечению режима; вопросы законности исполнения наказания в виде лишения свободы остаются приоритетными в науке уголовно-исполнительного права, а изменившиеся взгляды на практику исполнения и отбывания лишения свободы требуют постоянного повышенного внимания не только к проблемам теоретического обоснования существенно новой концепции реформы уголовно-исполнительной системы, но и исследования прикладных вопросов реализации нового законодательства в практике работы исправительных учреждений, выявления факторов, влияющих на эффективность деятельности исправительных учреждений. Вопросы, касающиеся работы с осужденными, систематически нарушающими установленный порядок отбывания наказания, относятся к числу наиболее актуальных, и нашли отражение в трудах А.И. Зубков (Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А. И. Зубкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2006), В.А. Машнин (Сотрудники исправительных учреждений как субъекты преступлений против государственной власти и интересов государственной службы (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.08 - Уголовное право и криминология ; Уголовно-исполнительное право /Ю. В. Андреев; Науч. рук. В. А. Елеонский, В. А. Машнин. - Казань,2002), Н.П. Барабанов (Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях: Учеб. Общая и Особенная части: В 2 т. / Под ред. Ю.И. Калинина (в соавторстве). Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003), В.Е.Южанин (Меры пресечения нарушений режима в ИТУ. Учебное пособие. Рязань: РВШ МВД СССР, 1987) и др.
Цель работы - провести анализ значения насилия как способа совершения преступления в современной России.
Для достижения вышеуказанных целей, в ходе работы выполняются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и общую характеристику режима отбывания наказания в исправительных учреждениях;
- раскрыть содержание режима отбывания наказания в исправительных учреждениях;
- охарактеризовать средства обеспечения режима отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Методологической основой работы Методологической основой исследования служат общенаучные методы познания, в частности исторический, системно-структурный, логический, сравнительно-правовой анализ.
Положения, выносимые на защиту:
- Статью 13 УИК РФ «Право осужденных на личную безопасность» следует дополнить частью четвертой, в которой определить, в каких случаях начальник учреждения имеет право по собственной инициативе принимать решение о переводе осужденного в безопасное место или принимать иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
- Внести изменения и дополнения, направленные на обеспечение правового статуса осужденных и реализацию принципов исполнения наказания в виде лишения свободы, в следующие статьи УИК РФ: ч.1 ст.9; ч.1 ст.11; ч.4,5 ст.12; ч.1 ст. 73; ч.9 ст.82; 4.1 ст.91; ч.1 ст.113.
- В уголовно-исполнительном законодательстве целесообразно указать категории лиц, которых следует считать ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, и категории лиц осужденных, которых нельзя рассматривать как ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, поскольку решение этого вопроса в значительной степени влияет на правовой статус осужденного.
- Предлагаем ввести следующую редакцию статьи 82 УИК РФ: режим в исправительных учреждениях - это правопорядок, обеспечивающий исполнение возложенных на осужденных обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, а также реализацию принципов исполнения наказания в виде лишения свободы.
Структура работы определена целью и задачами работы, и состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1 Понятие и общая характеристика режима отбывания наказания в исправительных учреждениях
1.1 Понятие режима отбывания наказания в исправительных учреждениях
Согласно ч.2 ст. 9 УИК РФ режим относится к одному из основных средств исправления осужденных.
Термин «режим» в целом означает правопорядок исполнения и отбывания соответствующей уголовно - правовой меры. Режим складывается из нормативной основы и соответствующего нормативным установлениям реального поведения участников правоотношений. В содержание режима входит совокупность прав и обязанностей лиц, отбывающих назначенную меру, и должностных лиц, ее исполняющих, в связи с чем необходимо различать режим исполнения и режим отбывания. Эти черты являются общими для всех вышеперечисленных видов режима. Разграничение между ними можно провести по особенностям содержания, выполняемым функциями, источникам регулирования, средствам обеспечения, последствиям нарушения режимных требований.
Применительно к лишению свободы Н.А. Стручков указывал, что «в режиме исполнения наказания конкретно выражается то, что, согласно закону, свойственно данному наказанию и отражает содержание самого наказания. …Режим наказания выражает свойственную последнему кару как сущность наказания вообще и содержание конкретного наказания»[1].
Применительно к условному осуждению Н.В. Ольховик отмечал, что «правовые ограничения условно осужденных и иные предписания, не обладающие свойствами кары, составляют содержание режима испытания»[2].
Содержание условно-досрочного освобождения как иной меры уголовно-правового характера составляют правовые ограничения и установления, не обладающие свойствами кары[3].
В связи с этим нормы и индивидуальные предписания, образующие режим испытания при УДО, лишены кары, что принципиально отличает данный режим от режима любого наказания, не только лишения свободы. В то же время условно-досрочно освобожденный уже претерпевал карательное воздействие, в отличие от условно осужденного.
На основании этого заслуживает поддержки вывод, что в режиме испытания при УДО имеет место «последовательное» соединение кары и некарательных воспитательных мер, применяемых после отбывания наказания, но в период срока судимости[4].
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч.1 ст.82 УИК РФ).
В сферу деятельности режима вовлечен довольно широкий круг лиц. К ним следует относить:
1) осужденных;
2) администрацию исправительных учреждений;
3) администрацию организаций и предприятий, где работают осужденные;
4) представителей общественных организаций и формирований;
5) должностных лиц государственных учреждений;
6) граждан, находящихся на объектах исправительных учреждений и территориях, прилегающих к ним.
Режим выполняет функции, отражающие его социально-правовое значение.
Среди функций режима содержания осужденных можно выделить:
- карательную;
- воспитательную;
- обеспечивающую;
- профилактическую и т.д.
нормы режима обеспечивают необходимые для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции.
Согласно п. 6 ст. 82 УИК РФ и ст. 14 Закона «Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы», администрация этих учреждений имеет право требовать не только от осужденных, но и от иных лиц исполнения ими требований, установленных законодательством и Правилами внутреннего распорядка, и применять к правонарушителям предусмотренные законом меры воздействия и принуждения.
Таким образом, в сферу воздействия режима лишения свободы включены не только осужденные и администрация учреждений, но и другие лица, находящиеся в ИУ, а также на территориях и в помещениях, где установлены режимные требования.
В ч. 1 ст. 82 УИК РФ указываются задачи, которые призван обеспечить режим. К их числу относятся: обеспечение охраны и изоляции осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов, личная безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Здесь следует отметить, что в последующих нормах УИК РФ, регулирующих порядок и условия исполнения и отбывания лишения свободы, вместо понятия «режим» используется понятие «установленный порядок отбывания наказания». Содержанием этого порядка и является реализация режимных требований, которые обращены, с одной стороны, к администрации учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а с другой стороны - к осужденным, отбывающим наказание.
Режимные требования, определяя основы реализации лишения свободы, основы поведения администрации и осужденных, одновременно создают условия для применения других средств исправления осужденных, предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений.
Общие режимные требования раскрываются в других статьях уголовно-исполнительного закона, посвященных регулированию конкретных аспектов исполнения наказания в виде лишения свободы, а также в подзаконных нормативных правовых актах, например в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. N 205[5].