Введение
- Участники таможенных отношений и информационно-техническое обеспечение таможенной деятельности
1.1. Общие сведения о процессах взаимодействия участников таможенных отношений
1.2. Организационная структура таможенных органов
1.3. Обзор существующих процессов таможенного дела
1.4. Информационно-техническое обеспечение
- Информационное обеспечение управления в таможенных органах
2.1. Этапы развития информационного обеспечения управления в таможенных органах
2.2. Общая схема информационного обеспечения управления в таможенных органах
- Деятельность по внедрению результатов НТП в ТС
3.1. Информационно-техническое обеспечение таможенных органов
3.2. Оснащение таможенных органов техническими средствами таможенного контроля
3.3. Оснащение таможенных органов современным телекоммуникационным оборудованием
3.4. Внедрение системы предоставления государственных услуг, отнесенных к компетенции ФТС России, в электронном виде
Заключение
Список использованных источников
В условиях функционирования Таможенного союза первоочередными задачами стали создание общего информационного пространства и формирование необходимой правовой базы. Информационно - техническое обеспечение таможенных органов развивалось поэтапно в ходе автоматизации процессов таможенной деятельности и процессов подготовки решений. Процесс автоматизации начался в конце 80-х годов. Именно в это время в таможенные органы стали поступать первые персональные ЭВМ, складываться первые группы специалистов в области программного обеспечения и средств вычислительной техники. В 1991 году работы по автоматизации возглавляет вновь созданный Главный научно-информационный вычислительный центр ФТС России, с этого момента автоматизация в ФТС приобретает плановый и систематизированный характер.
Приоритетные направления развития информационно-технического обеспечения таможенных органов Российской Федерации следующие:
- создание и внедрение перспективных информационных технологий в целях развития Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов по принципу централизованной обработки сведений;
- развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети, в том числе в направлении обеспечения доставки актуальной информации, содержащейся в Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, в режиме времени, близком к реальному, на всех уровнях системы таможенных органов;
- расширение спектра мер обеспечения информационной безопасности;
- создание сети региональных вычислительных центров (до 2012 года) и их модернизация (в период 2015-2020 гг.);
Целью курсовой работы является изучение научно-технического прогресса в таможенном деле и деятельности таможенной службы по внедрению результатов НТП.
1. Участники таможенных отношений и информационно-техническое обеспечение таможенной деятельности
1.1. Общие сведения о процессах взаимодействия участников таможенных отношений
При реализации процессов, составляющих таможенное оформление, таможенными органами формируется и учитывается вся первичная информация, необходимая для таможенного оформления и таможенного контроля и характеризующая перемещаемые через таможенную границу РФ товары и транспортные средства.
Основным документарным источником первичных данных являются грузовые таможенные декларации (ГТД), а также таможенные приходные ордера (ТПО). Таким образом, местом сбора и учета первичных данных по основной деятельности таможенных органов являются таможенные посты. Далее эти данные передаются для хранения, консолидации и анализа вверх по организационной иерархии ГТК России (таможенный пост – таможня – РТУ – ГНИВЦ ГТК России).
Работа аналитических подразделений ГТК России заключается в анализе потоков данных, представляющих различные компоненты консолидированного информационного объекта, который может быть назван совокупностью данных сделки (СДС).
Объектом сделки является единовременно перемещаемая через административную и таможенную границы РФ партия определенного товара (далее - ПТ). СДС связывает (сводит воедино) всю информацию, касающуюся данной ПТ:
- идентификационные коды товара (в первую очередь, код ТН ВЭД),
- происхождение, стоимостные, количественные и другие необходимые характеристики товара,
- сведения о начисленных таможенных платежах,
- сведения о поставщике и получателе, транспортном средстве,
- сведения о применяемом таможенном режиме,
- сведения о произведенных с ПТ таможенных операциях, местонахождении, состоянии и т.д. и т.п.
При осуществлении деятельности по контролю и анализу результатов таможенного оформления специалисты соответствующих подразделений ГТК России используют дополнительные данные, поступающие из внешних организаций как российских (Министерство экономики, МНС России, Госкомстат, ЦБ РФ, и др.), так и международных.
В свою очередь, они также передают информацию о состоянии таможенной деятельности, а также определенных субъектах ВЭД другим российским министерствам и ведомствам (Министерство экономики, МНС, Госкомстат, МВД), публикуют данные таможенной статистики для широкого использования.
Весьма значителен и внутренний информационный обмен между различными подразделениями ГТК России. В частности, во многих подразделениях ГТК России ведутся локальные базы данных по предметной области, выборки и аналитические справки формируются из них по запросам заинтересованных лиц.
Значительная часть информационного взаимодействия с российскими и международными организациями касается правового обеспечения таможенного дела.
1.2. Организационная структура таможенных органов
Организационная структура таможенных органов России состоит из двух уровней. К первому уровню относится Государственный таможенный комитет, осуществляющий свою деятельность на всей территории Российской Федерации, ко второму:
- региональные таможенные управления (РТУ);
- таможни;
- таможенные посты, осуществляющие свою деятельность на территории подведомственного региона.
Организационная структура ГТК России состоит из 29 подразделений, образованных, в основном, по функциональному принципу. Ниже приведен типовой перечень организационных единиц, сгруппированных по направлениям деятельности.
Контроль и анализ результатов таможенной переработки грузов:
- Управление валютного контроля.
- Управление контроля соблюдения законодательства в таможенном деле.
- Управление организации контроля таможенной стоимости.
- Управление таможенной статистики и анализа.
- Управление таможенных режимов.
- Главное управление федеральных таможенных доходов.
Обеспечение таможенного дела:
- Главное управление организации таможенного контроля.
- Главное организационно-инспекторское управление.
- Главное управление по борьбе с контрабандой.
- Главное управление тарифного и нетарифного регулирования.
- Правовое управление.
- Таможенная инспекция.
- Управление международного таможенного сотрудничества.
- Управление по делам Таможенного союза.
- Управление организации оперативно-поисковых мероприятий.
- Управление организации оперативно-технических мероприятий.
- Управление организации спецопераций.
- Управление по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти.
- Управление по организации исполнения постановлений таможенных органов.
Обеспечение деятельности ГТК России:
- Главное управление кадров.
- Главное управление тылового обеспечения.
- Главное финансово-экономическое управление.
- Управление делами.
- Управление собственной безопасности.
- Управление спецтехники и автоматизации таможенных технологий.
- Управление таможенной охраны.
- Отдел защиты государственной тайны и специальной документальной связи.
- ГНИВЦ ГТК России.
- Пресс-служба.