Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИИ
- Основные понятия и содержание системы инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент определяют как систему управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения инноваций.
Сущность инновационного менеджмента заключается в том, что инновация является объектом, на который производит воздействие хозяйственный механизм. Хозяйственный механизм воздействует и на порядок создания, реализации, продвижения инноваций (нововведений), и на экономические отношения, происходящие между всеми участниками данного процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Для того чтобы понять сущность данного процесса на практике, необходимо теоретически рассмотреть его основные понятия, выявить зависимость основных составляющих между собой.
Одной из основных составляющих является новшество.
Под новшеством (новацией) понимается новый порядок, новый обычай, новое явление, новый метод, изобретение и т. п., оформленные как результат фундаментальных и прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарта, рекомендаций, методик, инструкций и т. п.), результатов маркетинговых исследований и т. д.
Инновация (нововведение) – конечный результат внедрения новшеств с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического, экологического или другого вида эффекта.
Инновационная деятельность, как форма общественного разделения труда, направлена на практическое использование научного, технического результата и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшения производимого продукта, способа его производства и удовлетворения потребностей общества в конкурентоспособных товарах и услугах, совершенствования социального обслуживания.
В условиях рынка основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.
С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество - становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок называется процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом. Процесс перевода новшества в нововведение требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время.
Новшества формируют рынок новшеств, инвестиции – рынок капитала, нововведения – рынок чистой конкуренции. Эти три основных компонента образуют сферу инновационной деятельности, т. е. систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции и развитой инфраструктуры.
Основным товаром рынка новшеств является продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими международными, федеральными и другими законодательными и нормативными актами.
Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения коммерческих организаций, самостоятельные лаборатории и отделы, отечественные и зарубежные новаторы.
Рынком «чистой» конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен, т. е. исключается недобросовестная борьба за рынки сбыта, источники ресурсов и результаты научной деятельности.
Конкуренция заставляет коммерческие организации и другие объекты хозяйствования идти на рынок новшеств или участвовать в его формировании, т. к. в конкурентной борьбе они вынуждены повышать технический уровень производства, улучшать качество продукции или услуг, снижать издержки производства, совершенствовать систему технического обслуживания, сокращать эксплуатационные расходы у потребителей, поддерживать уровень цен, обеспечивать уровень маркетинга и рекламно-информационной деятельности. С другой стороны, рынок отвергает новшества, имеющие большую научно-практическую ценность, если они не отвечают интересам коммерческих организаций.
Любая организация стремится к обновлению и развитию, но основным ограничением удовлетворения ее потребностей является капитал (объем инвестиций) во всех его видах (ссудный, оборотный, акционерный, венчурный, уставный и др.). На развитие рынка капитала оказывает влияние законодательство, макроэкономическая политика, налоговая политика, ценообразование, объем приватизации и другие факторы.
В инновационной сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, т. к. инновационный процесс длится в среднем 3-5 лет и более. В связи с тем, что государственные источники финансирования в России весьма ограничены, а кредитные ресурсы в условиях инфляции очень дороги, основными источниками инвестиций являются собственные средства, финансовые инвестиции через рынок ценных бумаг, а также создание венчурных или других специальных фондов для поддержки инновационной деятельности.
Инновационный процесс – более широкое понятие и может быть рассмотрен с различных позиций. Это:
- параллельно-последовательное осуществление научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и маркетинга;
- временные этапы жизненного цикла нововведений (от возникновения идеи до ее разработки и распространения);
- процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции и услуги; в этом случае инновационный процесс выступает в качестве инновационного проекта – частного случая инвестиционного проекта.
Для организации процесса управления инновационной деятельностью необходимо четко сформулировать цель управления, оценить свои возможности, сильные стороны и слабости, методы управления, а также разработать структуру системы инновационного менеджмента.