Курсовая работа|Уголовное право

Курсовая Охота: понятие, нормативно-правовая регламентация

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Охота: понятие, нормативно-правовая регламентация

Глава 2. Объективные и субъективные признаки

2.1 Объективные признаки незаконной охоты

2.2.Субъективные признаки незаконной охоты

Глава 3. Квалифицирующие признаки незаконной охоты

Заключение

Библиографический список

В нормативно-правовых актах высших органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а так же в различных международных соглашениях и конвенциях подчеркнута практическая значимость охраны природы.

Наиболее распространенным преступлением в структуре экологической преступности в нашей стране является незаконная охота. Уголовная ответственность за его совершение предусмотрена ст. 258 УК РФ. В основном незаконная охота рассматривается в рамках экологических преступлений, а не самостоятельно. Это действительно верно, так как «животный мир не может и не должен рассматриваться в качестве отдельного второстепенного элемента окружающей среды, так как является ее составной частью, выступает ее неотъемлемым звеном в цепи экологических систем. Он активно влияет: на функционирование естественных сообществ; естественное плодородие почв; формирование растительного покрова; биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.

Кроме того, животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов, промышленного, технического, лекарственного сырья, а отдельные виды животных имеют важное культурное, научное, эстетическое и воспитательное значение.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что экологическая обстановка в России вызывает необходимость комплексного решения проблемы борьбы с противоправными деяниями в этой области. Преступный вред, причиняемый окружающей нас природной среде, по своим масштабам практически неизмерим. В результате такой деятельности человека истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, как следствие этого ухудшение здоровья населения.

Нельзя не отметить, что правонарушители принимают меры по сокрытию фактов незаконной охоты, отмечается высокая латентность данного вида преступлений, в результате которых уничтожается большое количество ценных животных и птиц, а причиненный природе ущерб вряд ли можно возместить материально. Хотя незаконная охота и не относится к тяжким преступлениям, тем не менее, ее общественную и экологическую опасность нельзя недооценивать.

Следует сделать вывод, что ситуация, которая сложилась в области охраны животного мира, свидетельствует о том, что предпринимаемые для этого меры (принятие нормативных актов, регулирующих данные отношения, разработка целевых программ по предупреждению экологических правонарушений) не дают должного результата. Государству следует уделить больше внимания данной проблеме. В связи с этим возникает необходимость научного изучения такого вопроса как уголовно-правовая характеристика незаконной охоты.

Объектом исследования в работе являются общественные отношения, возникающие в связи с незаконной охотой.

Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства, регламентирующие ответственность за незаконную охоту.

Целью работы является раскрытие объективных и субъективных признаков преступления, предусмотрены статьей 258 УК РФ.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

изучить понятие «охота»;

проанализировать объективные и субъективные признаки преступления;

предусмотренные статьей 258 УК РФ;

выявить проблемы уголовной ответственности за незаконную охоту.

В научной литературе вопросы экологической преступности разработаны достаточно полно. Теоретическая основа исследования принадлежит: Р.В. Адлер, Ю.С., Б.В. Ерофеев, В.В., Кузнецова, Ю.И. Ляпунов, Н.А. Лопашенко, А.М. Плешаков, и др.

Нормативно-правовую базу работы составили правовые акты РФ: Конституция РФ, кодифицированные правовые акты и иные законы РФ, законы субъектов РФ, акты Президента РФ и Правительства РФ, министерств и ведомств, основополагающие нормативные акты, регулирующие отношения в области охоты и охотничьего хозяйства.

При написании работы были использованы как общенаучные методы познания: анализ, сравнение, так и специальные методы юридического исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический.

Структура представленной работы включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы. В рамках основной части освещены вопросы состава преступления, предусмотренного ст. 258 УК РФ.

 

Глава 1. Охота: понятие, нормативно-правовая регламентация

Уяснение понятия «охота» имеет существенное значение для решения вопросов криминализации и декриминализации деяний; отграничения актов незаконной охоты от административно наказуемых нарушений правил охоты и от смежных преступлений; адекватной оценки общественной опасности этого преступления; выработки научно обоснованного подхода к конструированию состава этого преступления.

Понятие «охота» определяется различно в нормативных актах: как отрасль традиционного хозяйствования, как вид пользования животным миром, как разновидность туризма и т.д. Достаточно широкое определение охоты содержится в «Положении об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г.: «Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц. Нахождение в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты приравнивается к охоте».

Похожее определение устанавливается и в п. 1 Типовых правил охоты в Российской Федерации, где сказано, что «Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы. Нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием, капканами и другими орудиями охоты, а также с собаками и ловчими птицами, либо с добытой продукцией охоты, или с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования приравнивается к производству охоты».

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под охотой понимается «поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка». Частью 2 ст. 57 данного закона «к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами».

На законодательном уровне понятие «охота» определяется почти одинаково, с учетом небольших дополнений или изменений, которые по своей сути не значительны.

Основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе этих правил высшее должностное лицо субъекта РФ определяет виды разрешенной охоты и параметры ее осуществления в соответствующих охотничьих угодьях.

Преступлением может быть признана только незаконная охота, которая существенно отличается по целям от правомерных видов охоты. Как правило, целью незаконной охоты является корысть: торговля продукцией охоты, присвоение мяса, шкур. Корыстная направленность незаконной охоты обуславливает специфичность мотивационной сферы браконьеров. В современном русском языке глагол «браконьерствовать» означает «охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах, в запрещенное время или запрещенным способом, а также заниматься недозволенной порубкой леса».

Термин «незаконная охота» содержится в названии диспозиции ст. 258 УК РФ, следовательно, связан только с уголовно наказуемыми нарушениями правил охоты. Понятие «нарушение правил охоты» находится в названии и диспозиции ст. 8.37 («Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и поэтому относится к административно наказуемым нарушениям правил охоты.

В ч. 1 данной статьи указано, что «нарушение правил охоты - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой».

Из этого можно сделать вывод, что незаконная охота запрещенная, хищническая, наказуемая в соответствии с уголовным законом деятельность лиц, заключающаяся в извлечении из естественной природной среды обитания диких зверей и птиц в целях последующего присвоения мяса, шкур либо иной продукции, либо их продажи и незаконного обогащения.

Общественная опасность незаконной охоты состоит в том, что она может привести и иногда приводит к хищническому уничтожению диких животных и птиц. Общественная опасность выражает совокупную оценку объективных и субъективных признаков преступления, то есть представляет характеристику преступного деяния в целом.

На сегодняшний день сложилось так, что административное воздействие в природоохранной сфере значительно больше уголовного воздействия. Нормы об уголовной ответственности применяются гораздо реже административной. Так, видимо, случилось из-за того, что при решении вопроса об уголовной ответственности в том или ином случае возникает слишком много спорных вопросов, на которые нет единого мнения, поэтому наиболее простым выходом считается применения норм административного воздействия.

С развитием рыночных отношений животный мир под угрозой прямого уничтожения. Например, в Республике Дагестан становятся малочисленными лесная и каменная куница, европейская норка, кавказская выдра, полосатая гиена, европейская кошка, дрофа, хищные и болотные птицы. К опасной грани подошла численность отдельных пород горных баранов, среднеазиатской речной выдры и некоторых других видов животных, которые занесены в Красную книгу РД.

Следует отметить, что также незаконной охотой является охота, осуществляемая с нарушениями правил ее проведения.

Статья 24 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вводит понятия лимит добычи охотничьих ресурсов и квоту их добычи. Однако данный Федеральный закон в ст. 12 выделил 7 видов охоты и установил для каждого вида самостоятельные требования, которые обуславливают его правомерность.

«Каждый вид охоты может осуществляться только охотником, т.е. лицом отвечающим требованиям, установленным ст. 20. Также если охота осуществляется на территории охотничьих угодий, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступных охотничьих угодьях) охотник должен иметь разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Если же охота производится на территории охотничьих угодий, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (закрепленных охотничьих угодьях) охотник должен иметь путёвку (документ, подтверждающий заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешение на добычу охотничьих ресурсов».

Из этого следует, что анализ данных законодательных признаков позволяет уточнить следующие признаки незаконной охоты:

  • охота без охотничьего билета или с недействительным билетом;
  • охота без разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия;
  • охота на территории охотничьих угодий, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступных охотничьих угодьях) без разрешения на добычу охотничьих ресурсов;
  • охота на территории охотничьих угодий, которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (закрепленных охотничьих угодьях) без путевки и разрешения на добычу охотничьих ресурсов;
  • охота, осуществляемая с нарушением ограничений охоты;
  • охота, осуществляемая с нарушением правил охоты;
  • охота, в целях акклиматизации, переселения, гибридизации охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания осуществляемая посредством отстрела охотничьих ресурсов.

Такие виды охоты являются незаконными, в случае установления признаков, указанных в статье 258 УК РФ - уголовно-наказуемые.

Таким образом, анализ уголовных кодексов России об ответственности за незаконную охоту позволяет сделать вывод о том, что с увеличением потребления животных ресурсов и уничтожением животного мира, росла необходимость приятия специальных мер по охране. В связи с изменением специфики данного вида преступления, совершенствовалось и развивалось уголовное законодательство в этой сфере, что выражалось как в устойчивой тенденции криминализации элементов в диспозиции статей, так и в ужесточении наказания.

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12.декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от 30.12.2001 N 195-ФЗ). // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. №1. Ст.1.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13.06.1996 N 63-ФЗ). // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. №25. Ст. 2954.
  4. Федеральный закон от 24 июля 2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 24 июля 2009 N 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3735.
  5. Федеральный закон от 24 апреля 1995 N 52-ФЗ «О животном мире»: Федеральный закон от 24 апреля 1995 N 52-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1462.
  6. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 10.10.1960 N 1548) (ред. от 03.05.1994, с изм. от 19.12.1994) // СП РСФСР, 1960, N 34, ст. 164.

Монографии,  научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:

  1. Бойцов, А.И. Преступление против собственности / А.И. Бойцов. СПБ., 2002. 305 с.
  2. Ветров Н.И. Уголовное право. Обшая часть. М., 2014. 423 с.
  3. Кудрявцев, В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. М., 1972. 450 с.
  4. Уголовное право России. Общая часть / Под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 2016. 369 с.
  5. Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: Уч. / Чучаев А.И., Басова Т.Б., Благов Е.В., Грачева Ю.В.; Под ред. Чучаева А.И. М., 2015. 542 с.

Диссертации:

  1. Ерофеев Ю.Н. Ответственность за незаконную охоту по уголовному законодательству России: Автореф. дис. … канд. юрил. наук. М., 1994. 23 с.
  2. Гаджилов, Г.М. Уголовно-правовой и криминологический анализ незаконной охоты: дисс. ... канд. юрид. наук. Махачкала, 2003. 236 с.
  3. Каблов, А.М. Уголовная ответственность за незаконную охоту : проблемы теории и практики: дисс. ... канд. юрид. наук. Пятигорск, 2012. 255 с.
  4. Курманов А.С. Незаконная охота: уголовно-правовые и криминологические аспекты: дисс. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2012. 243 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2016 год 41 стр.
Курсовая работа на тему: «Смертная казнь»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2015 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Хулиганство»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2014 год 32 стр.
Курсовая работа на тему: «Террористический акт»
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское