Актуальность темы курсовой работы. Актуальность настоящей работы определена изучением методов получения криминалистически значимой информации о личности.
Изучение личности потерпевшего, свидетеля, эксперта, специалиста также является немаловажным и способствует раскрытию преступления.
Цель и задачи курсовой работы. Основной целью настоящей работы является рассмотрение методов получения криминалистически значимой информации о личности.
Достижением поставленной цели обуславливается постановка и разрешение следующих задач:
- общая характеристика понятия и задач криминалистического изучения личности,
- изучение принципов и источников криминалистического изучения личности,
- исследование особенностей получения криминалистически значимой информации о свидетеле,
- характеристика методов получения криминалистически значимой информации.
Также ставится задача наиболее полно раскрыть тему, систематизировав и представив материал компактно и последовательно.
Методологическая основа курсовой работы.
В ходе написания курсовой работы применялись диалектический сравнительно - правовой, системно - структурный, статистический методы, методы научного анализа и синтеза.
Теоретическая база курсовой работы включает в себя труды отечественных ученых в области криминологии и уголовного права, сравнительного правоведения.
Объектом курсовой работы выступает личность человека (свидетеля и других), как совокупность криминалистически значимых свойств и признаков, а также практическая деятельность следователя по определению объема, круга источников, способов получения криминалистически значимой информации о личности человека в процессе расследования преступления.
Предмет курсовой работы составляет законодательство РФ, регулирующее закономерности возникновения, собирания, исследования, оценки и использования в практике расследования преступлений информации, характеризующей человека.
Практическая значимость работы заключается в обобщении и систематизации научных исследований по теме исследования.
Структура курсовой работы. Работа представлена введением, двумя главами, которые включают в себя четыре параграфа, заключением, списком нормативных актов и специальной юридической литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Понятие криминалистического изучения личности
В научной литературе выделяют на два аспекта криминалистического изучения личности.
Первый заключается в собирании, получении информации о личности ранее не известного лица. Такая информация, например, может появиться в ходе осмотра места происшествия. В таком случае изучение зачастую не бывает всесторонним и состоит в получении сведений лишь о некоторых качествах личности: о половых признаках преступника, некоторых биологических и физических данных, определенных психологических особенностях. В этом случае изучение психологии лица представляет большую сложность, поскольку психологические особенности не имеют ясного внешнего выражения и поэтому трудны для установления.
Второй вид представляет изучение личности уже известного лица, совершившего преступление. При этом изучению подлежит совокупность социальных и психологических свойств и качеств личности (мировоззрение, убеждение, ценности, интересы, восприятие, память, мышление личности и т.д.).
Также выделяются еще два аспекта криминалистического изучения личности (обвиняемого), а именно: частный и общий.
Законодательной основой изучения личности подозреваемого (обвиняемого) служит УПК РФ[1].
Исходя из анализа положений ч. 1 ст. 73 УПК РФ, следователь (дознаватель) в процессе изучения личности подозреваемого (обвиняемого) получает сведения, которые необходимы для:
- выдвижения и проверки версий; установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;
- правильной квалификации деяния виновного и т.д.
Можно привести обобщенный перечень сведений о личности преступника, подлежащих установлению:
– социально - демографические сведения;
– сведения об отношении к труду (учебе), об общественно-политической деятельности, поведении в быту, проведении культурного досуга;
– сведения о наличии (или отсутствии) прошлой антиобщественной и преступной деятельности;
– сведения о темпераменте, эмоционально-волевых и других психологических качествах.
По мнению В.Е. Южанина, перечень вопросов, подлежащих обязательному выявлению при изучении личности подсудимого, является более широким и должен включать в себя:
1) установочные данные;
2) данные об образовании;
3)данные о семейном положении;
4) данные о состоянии здоровья;
5) данные о жизни и деятельности в прошлом, т.е. события его биографии;
6) наличие (отсутствие) судимости;
7) данные о личных качествах и чертах характера;
8) наличие родственных отношений[2].
Вывод. Под криминалистическим изучением личности понимается установление криминалистически значимой информации о преступнике, жертве преступления, а также обвиняемом, потерпевшем и других участниках процесса расследования, включающей в себя сведения о присущих им анатомических, биологических, психологических и социальных свойствах, которые необходимы для идентификации личности, решения тактических задач и установления фактической картины события преступления в процессе его раскрытия и расследования, а также использования в целях осуществления криминалистической профилактики[3].
1.2. Принципы, источники и методы криминалистического изучения личности
Сбор информации производится на основании следующих принципов и источников.
В ходе изучения личности при расследовании преступлений придерживаются определенных принципов, основными из которых являются следующие.
- Целенаправленность.
- Взаимосвязанность.
- Динамичность.
- Объективность.
- Комплексность.
- Планомерность.
В качестве источников информации о личности принято выделять:
а) материальные и идеальные следы, образовавшиеся во время подготовки, совершения и сокрытия преступления;
б) материальные объекты и идеальные образы, возникшие вне связи с преступлением в ходе жизнедеятельности участников процесса и иных лиц, вовлеченных в орбиту расследования;
в) базы данных, формируемые в рамках криминалистической регистрации.
Так, в процессе наблюдения осуществляется чувственное восприятие внешнего облика человека, его речи, действий, поступков, изменений в мимике и т.д. Наблюдение может быть непосредственным и опосредствованным. В первом случае наблюдение производит то же лицо, которое делает выводы по результатам наблюдения. Опосредствованное наблюдение имеет место тогда, когда сведения о наблюдении получают от других лиц. Такой вид наблюдения имеет свою особенность - его результаты закрепляются в процессуальных документах уголовного дела.
Достаточно простым в применении является метод беседы. Метод беседы наиболее полно реализуется при производстве допроса. С помощью беседы можно установить: уровень развития (общеобразовательный, интеллектуальный, профессиональный, культурный), темперамент и т.д.
Эксперимент как метод получения информации о свойствах человека предполагает проведение опытов (опытных действий), с помощью которых происходит проверка выдвинутых версий. Главным достоинством эксперимента при изучении личности участников процесса является его надежность, когда необходимо сделать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие.
Различают эксперимент естественный, лабораторный и психолого- педагогический.
Анкетирование проводят, когда в условиях дефицита времени необходимо опросить большое количество людей. Опрашиваемые самостоятельно отвечают на вопросы анкеты. Это позволяет получить общие сведения об интересующем следствие человеке и сузить круг лиц, которые могут быть источниками криминалистически значимой информации.
Интервьюирование - самый распространенный в криминалистике метод получения информации о личности, основанный на непосредственном общении, сопряженном с регистрацией и анализом ответов на вопросы с учетом особенностей поведения опрашиваемых. В отличие от обычной беседы интервьюирование предполагает четкую цель, предварительное планирование действий по сбору информации и обработку полученных результатов.
С анкетированием и интервьюированием как методами изучения личности не следует путать тестирование - особого рода испытание, в ходе которого человек выполняет специально разработанное задание либо отвечает на вопросы, отличающиеся по своей природе от вопросов анкет и интервью. Для каждого теста существует свой ключ - ответы (способ решения поставленных задач, характер результата выполнения задания) отражают те или иные свойства личности, что позволяет охарактеризовать человека определенным образом.
Биографический метод предполагает детальное изучение жизнедеятельности отдельного человека в течение продолжительного периода времени. Это помогает получить характеристику участника процесса в зависимости от внешних обстоятельств, когда-либо влиявших на него, чтобы верно оценить мотивы, причины его поведения в ситуации совершения преступления либо связанные с ней.