Особенности таможенного контроля при заявлении таможенных процедур на современном этапе имеет огромное значение для развития экономической сферы, а также для своевременного предотвращения нарушений таможенного законодательства. Для повышения эффективности таможенного контроля таможенным органам следует использовать новейшие технические средства, внедрять новые системы осуществления таможенных операций, а также восполнять имеющиеся «пробелы» в современном таможенном регулировании путем внедрения современных электронных технологий.
Таможенные процедуры представляют собой совокупность условий, определяющих статус товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза. Они касаются порядка оформления товаров, взимания таможенных платежей и др. Правила, регламентирующие таможенные процедуры, обязательны как для таможенных органов, так и для организаций и лиц, перевозящих товары. Таможенная процедура выбирается лицом, перемещающим товары, и может быть по его желанию заменена другой. Однако выбор этот, как правило, обусловлен рядом обстоятельств: учитываются назначение и характер товара, цели ввоза или перспективы дальнейшего использования, условия, на которых он закупается, и др.
Таможенные процедуры наряду с особенностями, характеризующими каждую из них, имеют ряд общих черт. Для нескольких процедур характерно полное или частичное освобождение товаров от оплаты таможенных пошлин и других платежей (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства. и др.). К этим мерам относятся ограничения на ввоз и вывоз с таможенной территории таможенного союза товаров, установленные исходя из экономических интересов государств-членов таможенного союза
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей таможенного контроля товаров и транспортных средств, при помещении под таможенные процедуры реэкспорта реимпорта, уничтожения и отказ в пользу государства.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- раскрыть основные понятия и общие положения таможенного контроля товаров и транспортных средств;
- раскрыть суть таможенной процедуры реимпорта;
- рассмотреть порядок помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта;
- провести характеристику таможенного контроля при помещении товаров под таможенную процедуру уничтожения;
- рассмотреть характеристику таможенного контроля при помещении товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Глава 1 Сущность таможенного контроля товаров и транспортных средств, помещаемых под таможенные процедуры реэкспорта реимпорта, уничтожения и отказ в пользу государства
Основные понятия таможенного контроля отражены в главе 45 Таможенного кодекса ЕАЭС, который вступил в силу в 2018 г. Таможенный контроль товаров, помещаемых под таможенные процедуры проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
Независимо от применяемых таможенных процедур используются следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.
Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.
При помещении товаров под различные таможенные процедуры участник ВЭД представляет в таможенные органы различные внешнеторговые документы. При проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в соответствии со статьей 340 ТК ЕАЭС.
По результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров, таможенным органом принимаются решения в соответствии с настоящим Кодексом, а по результатам проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в иных случаях - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
От имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Таможенный контроль в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, может проводиться таможенными органами посредством информационной системы таможенных органов без участия должностных лиц таможенных органов.
Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 ТК ЕАЭС Кодекса.
При предварительном таможенном декларировании и периодическом таможенном декларировании таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля проводится с момента регистрации таможенной декларации.
Таможенный контроль деятельности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестр уполномоченных экономических операторов, может проводиться в период их нахождения в таких реестрах, а также после их исключения из таких реестров.
При проведении таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений иных государственных органов государств-членов на его проведение. При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Таможенный контроль проводится в зонах таможенного контроля и иных местах, в которых находятся (должны или могут находиться) товары, в том числе транспортные средства международной перевозки и транспортные средства для личного пользования, подлежащие таможенному контролю, документы и (или) информационные системы, содержащие сведения о таких товарах.
Результаты проведения таможенного контроля с применением форм таможенного контроля в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, оформляются путем составления таможенных документов установленной формы.
В главе 42,43 и 44 закона о таможенном регулировании в РФ отражаются основные понятия таможенного контроля, обеспечивающие меры проведения таможенного контроля, формы таможенного контроля и другие особенности действий таможенных органов РФ при проведении таможенного контроля.
Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, в том числе в форме административных регламентов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела.
При выборе объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, используется система управления рисками. В целях проведения таможенного контроля после выпуска товаров, таможенные органы могут осуществлять выбор объектов таможенного контроля без разработки и утверждения профилей рисков.
Таможенные органы могут привлекать должностных лиц других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих функции по контролю и надзору, и их территориальных подразделений для участия в таможенном контроле.
При проведении таможенного и иных видов государственного контроля (надзора) реализуется механизм "единого окна" путем обеспечения однократного представления в таможенный орган перевозчиком (в том числе таможенным перевозчиком), лицом, действующим от его имени, или иными заинтересованными лицами документов и сведений, необходимых для осуществления таможенного и иных видов государственного контроля (надзора), и информирования таможенными органами по итогам проведения такого контроля (надзора) о принятых решениях.