Курсовая работа|Уголовное право

Курсовая Нарушение авторских и смежных прав: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 53

Введение

Глава  1.  Понятие  и  история  эволюции  отечественного  уголовного  законодательства  за  нарушение  авторских  и  смежных  прав.  Анализ  уголовного  законодательства  отельных  зарубежных  стран    по  противодействию  нарушениям  авторских  и  смежных  прав

1.1. Понятие и  исторические  тенденции  развития  уголовной  ответственности  отечества  за  нарушение  авторских  и  смежных  прав

1.2. Анализ  уголовного  законодательства  отдельных  зарубежных  стран  по  противодействию  нарушениям  авторских  и  смежных  прав

Глава  2.    Уголовно-правовая  характеристика  нарушения  авторских  и  смежных  прав

2.1. Объективные  признаки  нарушения  авторских  и  смежных  прав

2.2 Субъективные  признаки  нарушения  авторских  и  смежных  прав

Глава  3  Особенности  квалификации  нарушений  авторских  и  смежных  прав  по  российскому  законодательству

3.1 Квалифицирующие  признаки  нарушения  авторских  и  смежных  прав

3.2 Отграничение  нарушения  авторских  и  смежных  прав  от  смежных  составов  преступлений

Заключение

Актуальность  темы  исследования.  Прогресс  каждого  государства  во  многом  зависит  от  эффективного  использования  им  интеллектуального  потенциала  своих  граждан.  Это  очень  важно  учитывать  в  переходный  период  экономики  Российской  Федерации  на  рыночные  отношения.  В  таких  условиях  расширенное  использование  интеллектуальных  достижений  граждан  приобретает  исключительное  значение,  поскольку  способствует  интенсификации  экономической  и  социальной  жизни  страны.  Вот  почему  посягательства  на  указанные  гражданские  права  людей  затрагивают  не  только  их  интересы,  но  и  интересы  государства.  Отсюда,  защита  авторских,  смежных,  изобретательских  и  патентных  прав  -  конституционная  обязанность  государства.  К  сожалению,  защита  интеллектуальных  прав  граждан  в  России  на  сегодняшний  день  имеет  множество  пробелов  и  упущений,  что  позволяет  нарушать  эти  права  без  серьезных  последствий  для  нарушителей.  Именно  поэтому  мировым  сообществом  Российская  Федерация  относится  к  числу  тех  стран,  где  защита  авторских,  смежных,  изобретательских  и  патентных  прав  со  стороны  государства  характеризуется  как  недостаточно  эффективная. 

Подтверждением  этого  является  то  обстоятельство,  что  Россия  признается  одной  из  самых  неблагополучных  стран  по  выпуску  контрафактной  продукции.  Она  входит  в  «черный»  список,  приведенный  Международной  федерацией  звукозаписывающей  промышленности,  наряду  с  Бразилией,  Китаем,  Мексикой.  Доля  контрафактной  продукции  по  отношению  к  легальной,  по  данным  экспертов,  на  рынке  России  достигает  90%.  Известно,  что  ущерб  экономике  государства  от  данных  нарушений  ежегодно  превышает  один  миллиард  долларов  США. 

Эти  незаконные,  но  очень  высокие  доходы,  притягивают  к  индустрии  производства  объектов  авторских,  смежных,  изобретательских  и  патентных  прав  организованную  преступность.  Более  того,  незаконное  использование  перечисленных  прав  порождает  смежные  преступления,  такие  как  незаконное  предпринимательство,  уклонение  от  уплаты  налогов,  таможенных  платежей.  Особенность  преступлений  в  интеллектуальной  сфере  состоит  в  том,  что  они  носят  теневой  характер  и  в  силу  этого  характеризуются  высокой  латентностью. 

Сегодня  можно  констатировать,  что  в  исследуемой  области  сложилась  исключительно  тяжелая  ситуация  -  возникла  реальная  угроза  для  дальнейшего  развития  авторских,  смежных  прав  граждан,  а  также  их  изобретательской  деятельности.  В  таких  условиях  перед  государством  стоит  задача  по  активизации  борьбы  с  нарушениями  авторских,  смежных,  изобретательских  и  патентных  прав  и  принятию  действенных  мер  по  их  защите. 

Разумеется,  что  процесс  правотворчества  и  эффективность  правоприменительной  деятельности  зависят  от  уровня  и  глубины  научного  исследования  этой  проблемы.  Отметим,  что  научная  и  правовая  обоснованность  защиты  указанных  прав  относится  к  числу  наиболее  сложных  вопросов,  поскольку  сама  проблематика  стоит  на  стыке  уголовного,  административного  и  гражданского  права.  Необходимость  научного  исследования  этой  группы  преступлений  определяется  тем,  что  их  совершение  значительно  облегчается,  особенно  сейчас,  в  условиях  бурного  развития  различных  технологий,  в  том  числе  цифровых.  Это  позволяет  преступникам  делать  объекты  рассматриваемых  прав  доступными  для  использования  без  согласия  правообладателей.  Подобные  преступные  нарушения  наносят  ущерб  деловой  репутации  авторов,  подрывают  авторитет  государства,  причиняя  им  финансовые  убытки,  сопровождаются  финансированием  организованной  преступности. 

Объектом  исследования  являются  общественные  отношения,  связанные  с  уголовно-правовой  охраной  авторских  и  смежных  прав. 

Предмет  исследования  составляют  отечественные  и  международные  нормы  об  уголовной  ответственности  за  нарушения  авторских  и  смежных  прав,  а  также  материалы  практики  их  применения. 

Целью  настоящего  исследования  является  комплексное  изучение  уголовно-правовых  мер  охраны  авторских  и  смежных  прав  в  РФ  и  разработка  на  его  основе  рекомендаций  по  повышению  эффективности  соответствующих  норм. 

Достижение  указанной  цели  обеспечивается  в  результате  решения  определенных  исследовательских  задач,  которые  могут  быть  сформулированы  следующим  образом:  1)  изучить  понятие  и  исторические  тенденции  развития  уголовной  ответственности  отечества  за  нарушение  авторских  и  смежных  прав;  2)  выполнить  анализ  уголовного  законодательства  отдельных  зарубежных  стран  по  противодействию  нарушениям  авторских  и  смежных  прав;  3)  проанализировать  объективные  признаки  нарушения  авторских  и  смежных  прав;  4)  рассмотреть  субъективные  признаки  нарушения  авторских  и  смежных  прав;  5)  охарактеризовать  квалифицирующие  признаки  нарушения  авторских  и  смежных  прав;  6)  проанализировать  вопросы  отграничения  нарушения  авторских  и  смежных  прав  от  смежных  составов  преступлений.

Указанные  цель  и  задачи  работы  обусловили  ее  структуру,  которая  состоит  из  введения,  трех  глав,  заключения  и  списка  литературы.

Методологией  данного  исследования  являются  положения  общенаучного  диалектического  метода  познания.  Кроме  того,  были  использованы  частно-научные  и  специальные  методы:  исторический,  сравнительно-правовой,  логико-юридический,  системно-структурный,  формально-логический,  а  также  анализ  документов.

Теоретическую  базу  исследования  составили  научные  работы  ученых  правоведов,  исследующих  проблемы  уголовно  –  правовой  охраны  авторских  и  смежных  прав,  чьи  труды  были  внимательно  изучены  нами  в  процессе  написания  данной  работы.

Нормативную  и  эмпирическую  базу  исследования  составили  различные  источники  информации,  значительное  место  среди  которых  занимают  нормативные  правовые  акты:  Конституция  РФ,  Уголовный  кодекс  РФ,  Гражданский  кодекс  РФ,  иные  нормативные  и  правовые  акты  органов  государственной  власти  и  общественных  объединений,  международные  правовые  акты.

Научная  новизна  данной  работы  состоит  в  том,  что  с  позиции  комплексного  анализа  исследуются  актуальные  проблемы  уголовно  –  правовой  охраны  авторских  и  смежных  прав  и  предложены  пути  их  преодоления.

Прaктичecкaя  знaчимocть  рaбoты  зaключaeтcя  в  тoм,  чтo  рaзрaбoтaнныe  рeкoмeндaции  мoгут  быть  иcпoльзoвaны  при  рeшeнии  иccлeдoвaтeльcкиx  зaдaч  в  учeбнoм  прoцecce.

 

Глава  1.  Понятие  и  история  эволюции  отечественного  уголовного  законодательства  за  нарушение  авторских  и  смежных  прав.  Анализ  уголовного  законодательства  отельных  зарубежных  стран    по  противодействию  нарушениям  авторских  и  смежных  прав

§1.  Понятие  и  исторические  тенденции  развития  уголовной  ответственности  отечества  за  нарушение  авторских  и  смежных  прав

Впервые  нормативное  закрепление  авторского  права  произошло  в  период  расцвета  искусств  в  Древней  Греции  и  Риме.  Нормами  регулировался  имущественный  аспект.  Духовная  деятельность  не  пользовалась  никакой  правовой  защитой.

В  середине  XV  в.  была  введена  система  привилегий.  Данный  институт  являлся  монопольным  правом  по  производству  и  распространению  печатной  продукции,  а  также  формой  политического  контроля  за  опасными  политическими  учениями.

В  1710  г.  в  Англии  появился  первый  авторский  закон,  известный  под  названием  «Статут  королевы  Анны».  Он  закреплял  за  собой  личное  право  автора  на  охрану  опубликованного  произведения  сроком  на  14  лет,  который  при  жизни  автора  мог  быть  продлен  еще  на  14  лет.    Авторы  получили  возможность  продавать  результаты  своего  труда.

Дальнейшее  развитие  авторских  прав  идет  в  двух  направлениях,  которые  раскрывают  двойственную  юридическую  природу  этого  института.  Первое  -  англо-американское  авторское  право  (copyright)  с  коммерческой  ориентацией,  действующее  в  странах  с  юридической  традицией  «common  law».  Второе,  авторское  право  «droit  d'auteur»,  распространенное  в  странах  с  континентальной  европейской  или  римской  юридической  традицией,  делающее  создателя  произведения  центральным  объектом  защиты.

В  последующем  авторскому  праву  стала  предоставляться  международная  охрана.  Были  приняты  Бернская  конвенция  1886  г.,  Всеобщая  декларация  прав  человека  1948  г.,  Всемирная  конвенция  об  авторском  праве  1952  г.,  Международный  пакт  об  экономических,  социальных  и  культурных  правах  1966  г.

В  России  регулирование  отношений,  связанных  с  произведением  и  распространением  литературных  произведений,  возникло  не  в  целях  защиты  интересов  издателей  и  книготорговцев  и  тем  более  авторов.  «Важной  особенностью  российского  авторского  права  являлась  его  тесная  связь  с  цензурным  законодательством».  До  1771  г.  книгоиздательское  дело,  которое  традиционно  определяет  начало  развития  авторского  права,  считалось  в  России  государственной  монополией.  В  1771  г.  была  выдана  первая  привилегия  на  печатание  книг  в  Петербурге  на  иностранных  языках  и  одновременно  была  введена  цензура  на  иностранную  литературу.  Однако  при  этом  запрещалось  печатать  книги  на  русском  языке,  чтобы  не  подрывать  государственную  монополию.  В  1816  г.  принят  первый  акт,  защищающий  права  авторов.  Распоряжением  Министерства  народного  просвещения  было  установлено,  что  при  представлении  рукописи  на  цензуру  для  последующего  напечатания  должны  были  прилагаться  доказательства  прав  издателя,  полученные  от  автора. 

В  России  первым  законодательным  актом  был  Цензурный  устав  1828  г  предусматривающий  возможность  авторов  защищать  свои  права  гражданско-правовыми  средствами. 

В  1830  г.  утвердили  новое  положение  о  правах  сочинителей,  переводчиков  и  издателей.  Впоследствии  круг  объектов,  охраняемых  авторским  правом,  расширился,  включив  музыкальные,  художественные  и  иные  виды  произведений. 

В  1845  г.  Уложение  о  наказаниях  уголовных  и  исправительных  в  разделе  «О  преступлениях  и  проступках  против  собственности  частных  лиц»  предусмотрело  три  статьи,  устанавливающие  уголовную  ответственности  за  плагиат,  незаконное  распространение  чужого  произведения,  заимствование  части  произведения  в  размере  свыше  определенного  законом.  Наиболее  строго  наказывался  плагиат.

Важная  особенность  авторского  права  в  России  заключается  в  том,  что  с  1857  г.  срок  защиты  авторского  права  был  увеличен  до  50  лет,  данное  правило  содержалось  и  в  законодательных  нормах  ряда  стран  Европы. 

Уголовное  Уложение  1903  г.  содержало  отдельную  главу  35  «О  преступных  деяниях  против  прав  авторских  и  привилегий  на  изобретение».

Во  второй  половине  Х!Х  в.  положения  об  авторском  праве  были  включены  в  Гражданский  кодекс  Российской  империи.  А  20  марта  1911  г.  был  принят  самостоятельный  закон  об  авторском  праве  Российской  империи.  «До  издания  этого  закона  авторское  право  конструировалось  как  право  собственности  особого  рода».  В  общих  чертах  Закон  1911  г.  обеспечивал  адекватный  уровень  защиты  для  существовавшего  тогда  состояния  технического  развития,  включая  внушительные  положения  о  соответствующих  принудительных  мерах  воздействия.  Что  же  касается  международных  отношений  в  области  авторского  права,  то  Российская  империя  имела  двусторонние  отношения  с  такими  европейскими  странами,  как  Франция  и  Бельгия.  Несмотря  на  противоречивый  и  тернистый  путь  становления  и  развития  дореволюционного  авторского  права,  все  вышеуказанные  законодательные  акты  сыграли  положительную  роль  в  совершенствовании  авторских  правоотношений. 

Статья  620  Уголовного  Уложения  признавала  преступлением:  1)  издание  произведения  под  своим  именем  (подлог  в  авторстве);  2)  самовольное  издание  или  размножение  с  целью  сбыта  литературного,  музыкального  или  художественного  произведения;

3)  самовольное  пользование,  целиком  или  частично,  чужим  правом  литературной,  музыкальной  или  художественной  собственности.

УК  РСФСР  1922  г.  защищал  авторское  право  лишь  в  части  государственной  монополии  в  этой  сфере  (ст.  101  УК  РСФСР).  УК  РСФСР  1926  г.  в  главе  «Имущественные  преступления»  в  ст.  177  устанавливал  уголовную  ответственность  за  самовольное  использование  различных  произведений.  Советский  период  законодательства  об  авторском  праве  характеризуется  следующими  этапами. 

16  мая  1928  —  Постановление  ЦИК  и  СНК  СССР,  один  из  первых  полновесных  нормативных  правовых    актов  в  области  авторского  права,  принятых  после  Октябрьской  революции  1917  года.   устанавливал  такие  основополагающие  институты  данной  отрасли  права  как  авторство,  объекты  авторского  права,  значительно  продлевал  сроки  охраны  объектов  авторского  права,  свободное  использование  произведений  и  другое. 

Одной  из  особенностей  Основ  1928  года  являлось  наличие  норм,  вводящих  государственное  регулирование  отрасли.  Так,  условия  договора  об  уступке  прав  на  публичное  исполнение  произведений,  издательского  договора  регламентировались  законодательством  союзных  республик.  Устанавливалась  возможность  принудительного  выкупа  авторского  права  на  произведение  правительством  Союза  ССР. 

В  УК  РСФСР  1960  г.  в  главе  4  «Преступления  против  политических  и  трудовых  прав  граждан»  содержалась  ст.  141  «Нарушение  авторских  и  изобретательских  прав».  В  ней  предусматривалась  ответственность  за  выпуск  под  своим  именем  чужого  научного,  литературного,  музыкального  или  художественного  произведения  или  иное  присвоение  авторства  на  такое  произведение  либо  незаконное  воспроизведение  или  распространение  такого  произведения,  а  равно  принуждение  к  соавторству.

1964  год  —  Гражданский  Кодекс  РСФСР. 

На  данном  этапе  законодатель  использовал  иной  подход  к  регламентации  отрасли,  т.е.  нормативное  правовое  регулирование  авторского  права  было  включено  в  кодифицированный  закон,  чего  не  было  сделано  в  Гражданском  Кодексе  РСФСР  1923  года.  В  принятом  в  1964  году  Кодексе  предусматривалось  уже  гораздо  более  полная  и  подробная  разработка  авторского  права. 

Оба  вышеупомянутые  акты  предусматривали  возможность  предоставления  авторско-правовой  охраны  выпущенным  в  свет  заграницей  произведениям  иностранных  авторов  в  рамках  соответствующих  международных  соглашений  (двусторонних  или  многосторонних).  Однако  такого  рода  соглашения  отсутствовали  вплоть  до  1973  года  за  незначительным  исключением  двусторонних  договоров  СССР. 

В  УК  РСФСР  1960  г.  в  главе  4  «Преступления  против  политических  и  трудовых  прав  граждан»  содержалась  ст.  141  «Нарушение  авторских  и  изобретательских  прав».  В  ней  предусматривалась  ответственность  за  выпуск  под  своим  именем  чужого  научного,  литературного,  музыкального  или  художественного  произведения  или  иное  присвоение  авторства  на  такое  произведение  либо  незаконное  воспроизведение  или  распространение  такого  произведения,  а  равно  принуждение  к  соавторству.

9  июля  1993  —  принят  Закон  Российской  Федерации    «Об  авторском  праве  и  смежных  правах«,  который  приобрел  ключевое  отраслевое  значение. 

Федеральным  законом  от  18  декабря  2006  г.  №231-ФЗ  названный  Закон  признан  утратившим  силу  с  1  января  2008  г.  в  связи  с  введением  в  действие  части  четвертой  Гражданского  кодекса  РФ.  В  настоящее  время  авторское  право  регулируется  положениями  ГК  РФ.Часть  четвертая  ГК  РФ  объединяет  в  себе  разрозненные  нормы  ранее  действовавшего  законодательства  об  авторском  праве  и  смежных  правах,  товарных  знаках,  правовой  охране  программ  для  ЭВМ,  нормы  патентного  права,  обеспечивая  единообразие  правового  регулирования  в  сфере  участия  исключительных  прав  в  гражданском  обороте.

  Закон  направлен  на  полную  кодификацию  законодательных  норм  в  сфере  интеллектуальной  собственности.  Ряд  норм  части  четвертой  ГК  РФ  посвящен  защите  прав  авторов.  Основной  принцип  защиты  прав  автора,  реализованный  в  IV  части  ГК  РФ,  предусматривает  исключительное  право  на  результат  интеллектуальной  деятельности,  созданный  творческим  трудом,  которое  первоначально  возникает  у  автора,  а  к  другим  лицам  может  перейти  только  по  договору  или  на  иных  основаниях,  специально  установленных  законом.  Законом  устанавливается  презумпция,  что  в  случае  создания  служебного  произведения  автор  имеет  право  получить  вознаграждение  от  работодателя  даже  в  том  случае,  если  использование  произведения  не  было  начато  в  оговоренный  срок.  На  принадлежащее  автору  и  исполнителю  исключительное  право  не  допускается  обращение  взыскания.  На  издателя  предлагается  возложить  обязанность  начать  использование  произведения  не  позднее  определенного  лицензионным  договором  срока.  Нарушение  этой  обязанности  повлечет  за  собой  возможность  одностороннего  расторжения  договора  по  инициативе  автора  без  возмещения  издателю  причиненных  этим  убытков,  а  также  возможность  взыскать  с  издателя  предусмотренное  договором  вознаграждение  в  полном  объеме. 

Усилена  и  охрана  личных  неимущественных  прав  авторов:  восстановлено  право  автора  на  неприкосновенность  произведения;  впервые  определяется  порядок  внесения  наследниками  или  правопреемниками  автора  изменений,  сокращений  или  дополнений  в  произведение,  а  также  порядок  обнародования  произведения  умершего  автора  в  пределах  срока  действия  исключительного  права  и  по  его  истечении. 

УК  РФ  1996  г.  впервые  закрепил  уголовную  ответственность  за  нарушение  не  только  авторского,  но  и  смежных  с  ним  прав.

Россия  придерживается  лично-имущественной  концепции.  Традиционно  предусматривалась  ответственность  как  за  плагиат,  так  и  за  незаконное  использование  результатов  творческого  труда.  В  основе  авторского  права  лежит  естественно-правовое  начало  -  свобода  творчества  каждого  человека.

Обобщая  вышесказанное,  отметим,  что  современный  уровень  развития  информационного  и  культурного  пространства  в  мире  характеризуется  большим  оборотом  объектов  авторского  права  или  смежных  прав,  которые  выступают  не  только  в  качестве  своеобразного  товара  на  международном  рынке,  но  и  в  качестве  своеобразного  источника  незаконных  доходов  в  случаях  массового  использования  контрафактной  продукции.

нет

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2016 год 41 стр.
Курсовая работа на тему: «Смертная казнь»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2015 год 34 стр.
Курсовая работа на тему: «Хулиганство»
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2014 год 32 стр.
Курсовая работа на тему: «Террористический акт»
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское