Введение
Глава 1. Теоретические аспекты мер нетарифного регулирования
1.1. Современное состояние процесса государственного регулирования внешней торговли
1.2. Характеристика мер нетарифного регулирования внешней торговли
2. Единая система нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза
2.1. Роль средств нетарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС
2.2. Особенности функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов ЕАЭС
3. Основные проблемы средств нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза
Заключение
Список использованной литературы
Нетарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений.
В рамках функционирования ЕАЭС во взаимной торговле товарами государства – члены не применяют меры нетарифного регулирования.
В торговле с третьими странами ЕАЭС на основе принципов гласности и недискриминации применяются следующие единые меры нетарифного регулирования:
- запрет ввоза и (или) вывоза товаров;
- количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров;
- исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров;
- автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Решения о введении, применении, продлении и отмене мер принимаются ЕЭК. Порядок и случаи применения Союзом мер нетарифного регулирования определены в Приложении № 7 к Договору.
Приложение № 7 к Договору о ЕАЭС также предусматривает для государства – члена возможность ввести в одностороннем порядке меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и не носящие экономического характера в случае, если по итогам рассмотрения соответствующего предложения данного государства Комиссией (не более 30 дней с даты поступления предложения) не принято решение о введении временных мер на единой таможенной территории. При этом такие временные меры действуют не более 6 месяцев с даты их введения
В случае принятия иностранным государством мер, нарушающих интересы РФ, а также в случае невыполнения им принятых в соответствии с международным договором обязательств перед РФ Правительство, после проведения консультаций и процедур, установленных международным договором, в пределах, необходимых для эффективной защиты интересов государства, вправе в качестве ответной меры применить меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Важно отметить, что данные меры являются основным инструментом защиты внутреннего рынка и экономики страны от недобросовестных действий иностранных государств в сфере внешней торговли. Учитывая вышесказанное сложно переоценить актуальность темы данной курсовой работы в современных условиях.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении особенностей функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Рассмотреть современное состояние процесса государственного регулирования внешней торговли;
- Дать характеристику мер нетарифного регулирования внешней торговли;
- Выявить роль средств нетарифного регулирования в условиях функционирования ЕАЭС;
- Выявить особенности функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов ЕАЭС;
- Рассмотреть основные проблемы средств нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза
В качестве объекта исследования выступают меры нетарифного регулирования внешней торговли, в качестве предмета – особенности функционирования единой системы нетарифного регулирования государств-членов Евразийского экономического союза.
Глава 1. Теоретические аспекты мер нетарифного регулирования
1.1. Современное состояние процесса государственного регулирования внешней торговли
В Российской Федерации классическими инструментами реализации внешнеторговой политики (ВТП) являются тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли, хозяйственный механизм в целом, федеральные, отраслевые и региональные программы.
Во всех странах регулирование внешней торговли - основная форма экономического сотрудничества между странами, осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Мировой опыт свидетельствует, что даже в промышленно развитых странах существует объективная необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Государство призвано, прежде всего, защищать интересы своих производителей, принимать меры для увеличения объемов экспорта, привлечения иностранных инвестиций, сбалансирования платежного баланса, валютного регулирования, и, что особенно важно, - принимать законодательные акты, устанавливающие правила осуществления ВЭД, и контролировать их неукоснительное соблюдение.
Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.
Вот уже сотни лет практически все страны мира в той или иной степени препятствуют свободному развитию международной торговли, осуществляя ее государственное регулирование. Такое поведение правительства, влияющее на торговые отношения внутри страны и за ее пределами, называется экономической политикой государства. Очевидно, что экономическая политика, в том числе и международная торговая политика каждой страны, находится под влиянием ее экономического, социального, а также политического положения и не может не учитывать тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов, происходящих как внутри экономической системы, так и за ее пределами в сфере международных экономических отношений конкретной страны с мировым хозяйством.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственное воздействие на цену (тарифы, акцизные сборы и т. д.), так и ограничения на количественные или стоимостные объемы поступающего в страну товара (квотирование, "добровольные" ограничения экспорта и т. д.).
Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран. Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера. Призванных совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики.