Актуальность темы исследования. На современном этапе развития мирового хозяйства экономическое положение любого государства определяется такими важными факторами как внутренние ресурсы страны и степень ее интеграции в мирохозяйственную систему. Рынки стран Европы объективно являются одним из важнейших традиционных направлений нефтегазового экспорта России.
В настоящее время нефтегазовый комплекс обеспечивает значительный вклад в формирование положительного торгового баланса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и является одним из наиболее устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. На долю нефтяного рынка приходится более 16% произведённого ВВП России, четвёртая часть налоговых и таможенных поступлений в бюджеты всех уровней, и более трети поступающей в Россию валютной выручки. Все это связано со значительным ресурсным и производственным потенциалом нефтяной отрасли. Нефтегазовая промышленность играет огромную роль в экономике России, стратегической задачей развития отрасли является плавное и постепенное наращивание добычи со стабилизацией её уровня на долгосрочную перспективу.
Цель работы – проанализировать состояние нефтегазового комплекса России.
Задачи исследования формируются следующим образом:
- проанализировать роль и значение нефтедобычи и нефтепереработки для нефтяного сектора России;
- исследовать нефтяной сектор России, его структуру и состояние;
-проанализировать роль России на нефтяном мировом рынке;
- описать формы государственного регулирования рынка нефтепродуктов;
- определить влияние нефтяного рынка Томской области на развитие региона
Объектом исследования работы является нефтяной рынок России.
Работа состоит из введения, основной части и заключения в котором обобщены сведения и проведен анализ нефтяного рынка России. В работе использованы труды авторов изучающих экономическая и социальная география стран СНГ.
1. Анализ нефтегазового сектора России, его структура и состояние
Доля России в мировой добыче минерального сырья остается высокой и составляет по нефти 11.6%, по газу — 28.1, углю — 12-14%. По объему разведанных запасов минерального сырья Россия занимает ведущее положение в мире. При занимаемой территории в 10% в недрах России сосредоточено 12-13% мировых запасов нефти, 35% — газа, 12% — угля. В структуре минерально - сырьевой базы страны более 70% запасов приходится на ресурсы топливно- энергетического комплекса (нефть, газ, уголь). Общая стоимость разведанного и оцененного минерального сырья составляет сумму 28.5 трлн. долларов, что на порядок превосходит стоимость всей приватизируемой недвижимости России[2].
Нефтяная промышленность Российской Федерации на протяжении длительного периода развивалась экстенсивно. Это достигалось за счет открытия и ввода в эксплуатацию в 50-70-х годах крупных высокопродуктивных месторождений в Урало-Поволжье и Западной Сибири, а также строительством новых и расширением действующих нефтеперерабатывающих заводов. Высокая продуктивность месторождений позволила с минимальными удельными капитальными вложениями и сравнительно небольшими затратами материально- технических ресурсов наращивать добычу нефти по 20-25 млн. т в год. Однако при этом разработка месторождений велась недопустимо высокими темпами (от 6 до 12% отбора от начальных запасов), и все эти годы в нефтедобывающих районах серьезно отставали инфраструктура и жилищно-бытовое строительство[2].
Сырьевая база России при условии формирования соответствующих экономических условий развития геологоразведочных работ может обеспечить на сравнительно длительный период уровни добычи, необходимые для удовлетворения потребностей страны в нефти. Следует учитывать, что в Российской Федерации после семидесятых годов не было открыто ни одного крупного высокопродуктивного месторождения, а вновь приращиваемые запасы по своим кондициям резко ухудшаются. Значительно возросли затраты финансовых и материально-технических ресурсов на создание 1 т новой мощности. Состояние разработки крупных высокопродуктивных месторождений характеризуется выработкой запасов в объемах 60-90% от начальных извлекаемых запасов, что предопределило естественное падение добычи нефти. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость изменения подходов к установлению экономических условий для функционирования предприятий, относящихся к горнодобывающим отраслям промышленности. В нефтяной отрасли, характеризующейся невозобновляющимися ресурсами ценного минерального сырья[9].
Так же острой проблемой для дальнейшего развития нефтяной промышленности остается ее слабая оснащенность высокопроизводительной техникой и оборудованием для добычи нефти и газа. К 1990 г. в отрасли половина технических средств имела износ более 50%, только 14% машин и оборудования соответствовало мировому уровню, потребность по основным видам продукции удовлетворялась в среднем на 40-80%. Такое положение с обеспечением отрасли оборудованием практически не меняется и по сей день[9].
В результате разрушения системы материально-технического обеспечения, сокращения бюджетного финансирования и невозможности самофинансирования буровых работ нефтедобывающими объединениями из-за низкой цены на нефть и безудержно растущих цен на материально-технические ресурсы началось сокращение объемов буровых работ. Из года в год сокращается создание новых нефтедобывающих мощностей и происходит резкое падение добычи нефти[9].
Комплексность в использовании добытых из недр полезных ископаемых весьма низкая по отношению к мировому уровню. Это приводит к их потерям в размере 30-50% от учтенных в недрах запасов (в частности попутного газа и других ценных компонентов нефтяных месторождений). Исчерпание запасов основных месторождений, слабая подтверждаемость оценки ресурсов в старых районах указывают, что кризис недропользования обусловлен торопливым и нерациональным истощением природных ресурсов[9].
Дальнейшие перспективы открытий связаны с малоизученными районами Сибири, Дальнего Востока и шельфов морей, оценка продуктивности которых базируется преимущественно на аналогиях, поэтому при переходе к рыночной экономике целесообразно обратиться к вопросу о кардинальном изменении стратегии недропользования России: в геологии — от обслуживания добывающих отраслей путем расширения минерально-сырьевой базы к определению лимитов недр, регулированию темпов добычи и контролю за рациональностью использования сырья; в разработке — от наращивания добычи к ее квотированию, согласовываясь с лимитами недр, в производстве — от валового к рациональному потреблению сырья на базе ресурсосбережения[9].
Переход к рациональному использованию недр и ресурсосбережению по всей технологической цепочке от поиска полезных ископаемых до их переработки, а затем и вторичной утилизации полностью отвечает государственным интересам России. Вышеперечисленные задачи решаемы в условиях конкуренции субъектов регулируемого энергетического рынка[9].
За последние годы в нашей стране в области экспорта нефти происходил постепенный отход от государственной монополии и приближение к принятой в промышленно развитых странах практике частно-государственной олигополии, субъекты которой действуют по разработанным и принятым ими же цивилизованным правилам с учетом национальных традиций и особенностей[2].
Экономические последствия деятельности нефтяных монополий на региональных рынках на сегодняшний день, в условиях тотального падения платежной способности потребителей нефтепродуктов, не носят ярко выраженного отрицательного характера. Более того, обеспечение нефтяными компаниями поставок по государственным нуждам практически на условиях безвозмездного кредитования (к числу безнадежных должников относится агропромышленный сектор) решает оперативные проблемы неплатежей в регионах. Однако нет гарантий, что при активизации спроса, в связи с растущей платежеспособностью потребителей, потенциальные возможности ценового диктата и иных злоупотреблений доминирующим положением не будут реализованы. Это необходимо учитывать при формировании конкурентной среды и разработке антимонопольных требований. При этом должны быть учтены специфические отраслевые особенности, важнейшими из которых являются следующие:
— повышенные требования к непрерывности технологических процессов и надежности обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией, сырьем и топливом;
— технологическое единство одновременно протекающих процессов производства, транспортировки и потребления электрической и тепловой энергии, нефти и газа;
— необходимость централизованного диспетчерского управления созданными едиными системами энерго-, нефте- и газоснабжения, обеспечивающего повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и более надежные поставки их потребителям;
— естественная монополия энерго-, нефте- и газотранспортных систем по отношению к поставщикам и потребителям и необходимость государственного регулирования деятельности этих систем;
— зависимость экономических результатов деятельности нефте- и газодобывающих предприятий от изменения горно-геологических условий добычи топлива;
— жесткая технологическая взаимозависимость предприятий и подразделений основного и обслуживающего производств, обеспечивающих выпуск конечной продукции.
В настоящее время закладываются основы формирования конкурентной среды с учетом специфических особенностей отраслей ТЭК, что предусматривает:
— формирование перечня естественных и разрешенных монополий в отраслях ТЭК;
— обеспечение реализации антимонопольных мер при приватизации предприятий и организаций ТЭК;
— выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных или имеющих возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, и создание условий для их эффективного функционирования на мировом рынке;
— осуществление контроля со стороны органов государственного управления за предотвращением недобросовестной конкуренции предприятий и организаций ТЭК;
— формирование финансово-промышленных групп в отраслях ТЭК;
— разработку плана мероприятий по реализации в отраслях ТЭК комплекса первоочередных мер по развитию малого и среднего бизнеса; разработку предложений по разграничению функций управления[2].
Сегодня Россия занимает четвертое место в мире по объемам нефтепереработки, но только 67-е из 122 – по показателю ее глубины. Технологический уровень действующих заводов оставляет желать лучшего. Вместе с тем в соответствии с техническим регламентом №609 «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» с 1 января 2014 года в России введен экологический класс Евро-5. «Россия, и особенно ее приграничные с ЕС территории, стремится соответствовать последним экологическим стандартам топлива, – отмечает заместитель начальника управления Министерства экономического развития Республики Карелия Татьяна Чжан. – Соответственно, вновь созданные продукты глубокой переработки должны увеличивать выпуск топлива эко классов Евро-5 и Евро-6 [16].
Добыча на арктическом шельфе, которая в настоящее время не превышает 0,2% от общероссийской, постепенно начинает увеличиваться.
Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали свою деятельность на российском рынке - Agip, British Petroleum, British Gas, ChevronTexaco, Conoco, ExxonMobil, Neste Oy, Nirsk Hidro, McDermott, Mitsubishi, Mitsui, RD Shell, Statoil и TotalFinaElf [2].
Необходимо добавить, что в настоящее время география нефтедобывающей промышленности не всегда совпадает с районами ее переработки. Поэтому задачи транспортировки нефти привели к созданию большой сети нефтепроводов [3].
По размеру грузооборота нефтепроводный транспорт в 2,5 раза превзошел железнодорожный в части перевозок нефти и нефтепродуктов. Сейчас сеть магистральных нефтепроводов обеспечивает поставку свыше 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. На железной дороге основной поток нефти образуется в Западной Сибири и Поволжье. Из Западной Сибири нефть по железной дороге транспортируется на Дальний Восток, Южный Урал и страны центральной Азии. Из Урала нефть везут на Запад, Северный Кавказ и Новороссийск. Транспортировка нефти водным путем обходится дешевле и экономичней других видов транспортировки, однако из-за географических особенностей нашей страны используется мало, в основном при перевозке нефти на экспорт, а также по внутренним бассейнам страны и северному морскому пути [5].
Россия продолжит сокращать зависимость от транзита нефти через страны Балтии: «Транснефть» стремится «отобрать» у балтийских операторов плату за транзит и портовые платежи. Нефтяной транзит через страны Балтии или любые другие государства будет действовать только как дополнительный маршрут для случаев, с которыми российские терминалы не смогут справиться самостоятельно. Роль балтийских портов в российской нефтяной экспортной логистике уменьшится, если будет построен Мурманский порт [9].