Основными источниками пополнения доходной части федерального бюджета в Российской Федерации на сегодняшний день являются налоговые доходы бюджета. В период с 1995 г. и по сегодняшний день на их долю приходится до 50% доходной части. Не удивительно, что налоговая система России на протяжении последних семи лет остается одной из самых популярных в политических кругах, обсуждаемых в научной среде, и отменно разработанной с теоретической и практической сторон. В то же время нельзя забывать, что налоговые доходы федерального бюджета состоят не только из федеральных налогов и сборов, а включают в себя еще таможенные пошлины, таможенные сборы, акцизы и НДС.
Теоретические аспекты статистического анализа взимания таможенных платежей постоянно требуют применения новых методик и средств практического применения. В статье рассмотрено значения взимания таможенных платежей в условиях Таможенного союза и проведения их статистического анализа, предложен и обоснован алгоритм осуществления статистического анализа взимания таможенных платежей, проведена его апробация на примере таможенного органа региона, а также проведен прогноз изучаемого явления на будущий период.
Объектом исследования являются таможенные платежи, перечисляемые в Федеральный бюджет Российской Федерации Нижегородским таможенным управлением.
Целью курсовой работы является проведение анализа таможенных платежей. Данной цели подчинены задачи работы:
- Рассмотреть предмет и задачи таможенной статистики.
- Изучить виды и способы классификации таможенных платежей.
- Рассмотреть особенности статистики таможенных платежей.
- Провести статистический анализ таможенных платежей.
1 Статистический учет таможенных платежей в таможенной статистике
1.1Предмет и задачи специальной таможенной статистики
В соответствии со ст.48 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенными органами ведется специальная таможенная статистика. Специальная таможенная статистика представляет собой совокупность систематизированных сведений по различным направлениям деятельности таможенных органов Российской Федерации (далее - таможенные органы), предназначенных для оптимизации их деятельности, не связанных с ведением таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, а также взаимной торговли Российской Федерации и других государств - членов Таможенного союза.
Данные специальной таможенной статистики используются исключительно в таможенных целях для обеспечения решения задач, возложенных на таможенные органы. Порядок ведения специальной таможенной статистики устанавливается ФТС России.
Предметом специальной таможенной статистики является наблюдение и изучение деятельности таможенных органов, а также выражение этой деятельности в фактических данных в виде статистического или бухгалтерского учета.[1]
Показатели специальной таможенной статистики – это фактические данные, полученные в результате статистического или бухгалтерского учета в сфере таможенного дела. Они могут быть составной частью системы показателей статистики внешней торговли или статистики национальной экономики. Например: ввоз и вывоз свободно конвертируемой валюты российскими гражданами при пересечении таможенной граница РФ (часть платежного баланса России, который входит в систему показателей национальной экономики); таможенные платежи, перечисленные в федеральный бюджет (также элемент системы показателей национальной экономики).
Однако итоги декларирования – показатели статистики декларирования – входят только в систему показателей специальной таможенной статистики, имеют специфический смысл и для национальной экономики интереса не представляют.
Критериями отбора показателей форм отчетности являются возможность проведения с их помощью качественного анализа и обоснованность выводов, которые можно сделать на основе такого анализа.
В специальной таможенной статистике методология в целостном и законченном виде пока не существует, поскольку постоянно изменяются как сами формы отчетности, так и методические указания и рекомендации, прилагаемые к этим формам[2].
В для оперативного информирования руководства о результатах деятельности таможенной службы действует приказ ФТС России от 28.12.2009 г. №2407 «Об отчетности таможенных органов по основным направлениям деятельности перед ФТС России в 2010 г.». Такой приказ издается каждый год.
Нормативными актами ФТС России формирование достоверной исходной статистической информации возложено на таможенные посты и таможни. Оттуда вся имеющаяся информация направляется в вышестоящие таможенные органы как в виде первичных документов, так и в виде установленных форм отчетности. Поэтому методика формирования специальной статистической отчетности должна соответствовать нормам и правилам заполнения грузовых таможенных деклараций, таможенных приходных ордеров, транзитных деклараций и иных документов, используемых в качестве источников первичной информации.
Главная задача специальной таможенной статистики – это организация глубокого и всестороннего анализа конкретных направлений деятельности таможенных органов для наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования ВЭД на таможенной территории РФ, а также для ускорения внешнеторгового оборота страны и увеличения платежей, перечисляемых в федеральный бюджет.
Объекты учета специальной таможенной статистики совпадают с основными направлениями деятельности таможенных органов. К ним относятся: взимание таможенных платежей; контроль таможенной стоимости; валютный контроль; система управления рисками; таможенные процедуры; оперативно-розыскная деятельность; борьба с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере; профессиональная подготовка должностных лиц; технические средства таможенного контроля; другие направления деятельности.[3]
Классификация статистических форм отчетности по направлениям деятельности достаточно условна, так как многие отчеты носят комплексный характер и содержат показатели по нескольким направлениям.
По срокам статистические формы отчетности подразделяются: декадные; ежемесячные; квартальные; полугодовые; годовые.
Основные направления ведомственной статистической отчетности таможенной службы России определяются практически ежегодно соответствующим нормативным актом. По мере развития таможенного дела происходят изменения и в специальной таможенной статистике. При этом совершенствуются формы отчетности, методы сбора, передачи и обработки информации, вводятся новые отчеты и упраздняются отчеты, утратившие свою актуальность, изменяются сроки отчетности.[4]
1.2 Таможенные платежи: их виды и способы классификации
В соответствии со ст.70 Таможенного кодекса Таможенного союза к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
5) таможенные сборы.
Таможенная пошлина
Таможенная пошлина – обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации ТК ТС выделяет самостоятельные группы таможенных пошлин: ввозные и вывозные. Однако Закон РФ «О таможенном тарифе» подразумевает под понятием «пошлина» не только ввозную и вывозную таможенные пошлины, но и иные виды пошлин, взимаемых таможенными органами: сезонные, специальные, антидемпинговые, компенсационные.
В рамках таможенного законодательства, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, законодательства РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли проводится следующая классификация таможенных пошлин:
Рис.1.1 - Классификация таможенных пошлин в зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств
Рис.1.2 - Классификация таможенных пошлин в зависимости от способа взимания
Рис.1.3 - Классификация таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.[5]
К таможенным платежам относится также акциз – косвенный налог, применяемый к товарам повышенного спроса, включаемый в цену товара и уплачиваемый при ввозе, производстве и реализации товара.
Налогоплательщиками акциза являются организации, индивидуальные предприниматели, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ. А также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, согласно ТК ТС, то есть, те же лица, что и лица ответственные за уплату таможенных пошлин. Объектом налогообложения для данного вида налога, соответственно, является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.
В налоговую базу для обложения акцизами включаются в соответствии со ст. 191 НК РФ объем подакцизных товаров в натуральном выражении. Налогообложение подакцизных товаров осуществляется по налоговым ставкам, установленным в ст.193 НК РФ.[6]
Ставки акцизов являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок, страны происхождения товаров.
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) как говорилось выше, наряду с таможенной пошлиной, акцизом относится к таможенным платежам. Уплачивается в соответствии с НК РФ. Лицами ответственными за уплату являются те же лица, что и лица ответственные за уплату таможенных пошлин. Объект налогообложения - перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. При исчислении величины НДС, подлежащего уплате, в качестве основы используется суммарная величина, включающая три стоимостных элемента: таможенную стоимость товара (ТС); таможенную пошлину (ТП), рассчитанную с помощью либо адвалорной, либо специфической, либо смешанной (комбинированной) ставок; величину акциза (А). Регулирование НДС осуществляется в соответствии с положениями главы 21 НК РФ, а в соответствии с НК РФ и ТК ТС, взимание НДС осуществляют таможенные органы.
При обложении НДС товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, действуют три вида ставок: нулевая, 10% и 18% (ст.164 НК РФ). НДС на импортируемые товары выполняет две функции: во-первых, регулирование внешнеэкономической деятельности с целью создания равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке; во-вторых, фискальную, - пополнение доходной части федерального бюджета.
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных настоящим ТК и (или) законодательством государств - членов таможенного союза. Виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.
Плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются настоящим ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.[7]
Следовательно, понятие таможенных платежей объединяет различные по своей природе и назначению налоги и сборы. В связи с этим возникает необходимость их классификации. Таблица 1.1 - Классификация таможенных платежей
Критерий классификации
|
Таможенные пошлины
|
НДС и акцизы
|
Таможенные сборы
|
по функциональному назначению
|
регулирующая, защитная и фискальная
|
предоставляет иностранным товарам равный налоговый режим с отечественными товарами на внутреннем рынке страны
|
оплаты услуг, оказываемых таможенными органами
|
по месту в системе налогов и сборов
|
налоговый характер
|
налоговый характер
|
неналоговый характер
|
по факту перемещения через таможенную границу
|
непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу
|
непосредственно связанные с перемещением через таможенную границу
|
непосредственно не связанные с перемещением через таможенную границу
|
по способу установления и регламентации применения
|
определяются таможенным законодательством
|
определяются таможенным и налоговым законодательством
|
определяются таможенным
законодательством
|
по виду ставок
|
определяется в процентном отношении от определенной базы исчисления (как правило, таможенной стоимости)
|
определяется в процентном отношении от определенной базы исчисления (как правило, таможенной стоимости)
|
определяется в абсолютных суммах
|
Таким образом, таможенные платежи - федеральные налоги и сборы, взимаемые таможенными органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.