Курсовая работа|Журналистика

Стилистические функции спортивной терминологии в современных газетах (на примере публикаций за 2012 год)

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2008 | Страниц: 24

Введение

  1. Теоретические аспекты изучения стилистической функции спортивной терминологии

1.1. Предмет и задачи стилистики

1.2. Публицистический стиль и его особенности

  1. Анализ стилистических функций спортивной терминологии в современных газетах

2.1. Стилистические особенности спортивной терминологии

2.2. Анализ спортивной терминологии в современных газетах

Заключение

Список литературы

Спортивные газеты как любой другой специализированный вид периодики имеют свои стилистические особенности, которые проявляются в публикациях на спортивную тематику. Заключаются они, прежде всего, в своеобразии лексики, которая свойственна спортивной лексике.

Спорт – это особая профессиональная сфера, и неудивительно, что она имеет свой профессиональный язык, свойственный только ей и использующийся в текстах на спортивную тематику для обозначения тех или иных процессов, протекающих в этой деятельности. Слова из профессиональной лексики, в отличие от их общеупотребительных эквивалентов, способствуют для разграничения близких понятий. Благодаря этому профессиональная лексика становится незаменимой для лаконичного и точного выражения мысли в специальных текстах (к которым относятся и спортивные) предназначенных для подготовленного читателя. Однако информативная ценность узкопрофессиональных наименований утрачивается, если с ними сталкивается неспециалист, т. е. читатель, не разбирающийся в спорте, в открытой им статье, посвященной тому или иному спортивному событию, найдет много терминов и словосочетаний, значение которых ему будет не понятно.

Другая проблема,– это правильность выбора стиля (жанра) для написания материала на спортивную тему. Существует большое количество жанров, которые используют публицисты при написании своих статей. И почти все они используются в спортивных материалах, что говорит о многофункциональности и вариативности спортивной публицистики.

Выявленные в спортивных публикациях лексические процессы свидетельствуют о живом, динамичном характере пространства спортивного дискурса и иллюстрируют широкие возможности использования языка, что проявляется в активном участии спортивной лексики в развитии лексико-семантической системы русского языка, а также в проникновении её в различные сферы деятельности и коммуникации.  

Все вышесказанное и определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования – спортивная терминология в современных газетах.

Предмет исследования – стилистические функции спортивной терминологии в современных газетах.

Цель исследования – изучить особенности стилистических функций спортивной терминологии в современных газетах.

Задачи:

  1. Рассмотреть предмет и задачи стилистики.
  2. Рассмотреть функции публицистического стиля.
  3. Изучить стилистические особенности спортивной терминологии
  4. Проанализировать спортивную терминологию в современных газетах.

Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав и заключения.

Список литературы состоит из 16 источников.

 

1. Теоретические аспекты изучения стилистической функции спортивной терминологии

1.1. Предмет и задачи стилистики

 Стилистика – раздел языкознания, в котором исследуются особенности функционирования, употребления языковых единиц и категорий в рамках литературного языка и соответствие с его функциональным расслоением в различных условиях и ситуациях речевого общения, а также изучается функционально-стилевая система литературного языка в его истории и современном состоянии.

Стилистика подразделяется на[1]:

- стилистику языковых единиц;

- функциональную стилистику;

- стилистику текста.

Исследователи объединяют две задачи стилистики:

  1. Изучение языковых стилей.
  2. Изучение выразительных средств языка.

Содержанием стилистики являются:

- общие сведения о языковых стилях;

- оценка экспрессивно-эмоциональной окраски средств языка;

- синонимия языковых средств.

Для стилистики важны некоторые общие положения:

1) В языке нет абсолютных синонимов, т. е. элементов, не отличающихся один от другого ни значением, ни стилистической или эмоциональной окраской.

2) Синонимические варианты не должны выходить за пределы литературной нормы.

3) Основываясь на синхроничные и диахроничные стилистики, возможно проводить синхронное сопоставление синонимов и диахроническое сопоставление.

Понятие стиля в современной лингвистике имеет несколько значений:

1) разновидность письма, закрепленная в данном обществе традицией за одной из наиболее общих сфер социальной жизни и частично отличающаяся от других разновидностей того же языка по всем основным параметрам – лексикой, грамматикой, фонетикой; то же, что стилистика языка (нейтральный, высокий (книжный), низкий (разговорный) стиль);

2) то же, что функциональный стиль;

3) общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов: ораторская речь, передовая статья в газете, научная лекция и др.;

4) индивидуальная манера, способ, которым исполнены данный речевой акт или произведение, в т.ч. литературно-художественное;

5) то же, что языковая парадигма эпохи, состояние языка в стилевом отношении в данную эпоху.

Стилеобразующим и нормирующим фактором организации функционального стиля выступает стилевая черта. Стилевая черта – это «качественный принцип организации речи (текста), обусловленный сферой общения, функцией, условиями и содержанием речи».

Каждому функциональному стилю характерны свои стилевые черты. Например, частные черты научного стиля – объективность, обобщенность; художественного – субъективность, конкретность. Существуют общие стилевые черты (логичность, выразительность, образность); особые стилевые черты (статичность в описании, динамичность в повествовании).

Функциональный стиль – это одно из свойств языковой ткани текста, обусловленное общей спецификой экстралингвистической основы текста (или совокупности текстов).

Экстралингвистической основой функциональных стилей выступают формы общественного сознания, характерный данной сфере общения тип мышления, типовые особенности содержания.

Понятия стилистической окраски, стилистических средств и стилистического значения теснейшим образом взаимосвязаны. Однако, несмотря на традиционность понятий, они еще не получили удовлетворительных и общепринятых определений.

Принято выделять два вида стилистической окраски: эмоционально-экспрессивную и функциональную.

Стилистической окраской языковой единицы являются те дополнительные к выражению основного номинативного, предметно-логического и грамматического значений экспрессивные или функциональные свойства, которые ограничивают возможности употребления этой единицы определенными сферами и условиями общения и тем самым несут стилистическую информацию[2].

Языковая норма – это «совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации». Норма представляет собой совокупность стандартных языковых средств и правил их употребления, которые фиксируются и культивируются обществом. Норма выступает специфическим признаком национального литературного языка. Это одновременно лингвистическая и социально-историческая категория.

В сфере стилистических исследований могут применяться как универсальные методы языкознания, так и специфические стилистические методы.

К универсальным методам относятся описательные, сопоставительные и другие методы, с помощью которых осуществляется анализ стилистически окрашенных и нейтральных средств языка, их функция в речи. В речи экспрессивно-стилистическая окраска может ослабляться или усиливаться. В роли предмета исследования выступают как крупные стилистические категории (функциональные стили), так и тончайшие семантико-стилистические оттенки.

К специфическим стилистическим методам относятся: семантико-стилистический метод исследования текста, метод «слово-образ (микрообраз)», анализ по стилистическим пометам в словарях и справочной литературе, наблюдение над нейтральными и стилистически окрашенными средствами в речи, стилистическая интерпретация текста, метод стилистического эксперимента.

1.2. Публицистический стиль и его особенности

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь  на её эмоциональное отражение.

Публицистика  язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны.

Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Мы будем говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более исследована в современной стилистике. Термин «публицистический стиль» употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых названий функциональных стилей).

Публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения[3].

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты постепенно оттеснялась другой  агитационно-пропагандистской  или иначе - воздействующей. «Чистая» информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

  1. Богословская В. Р. Активные процессы в спортивной терминологии современного русского языка // Человек. Природа. Общество. Актуальные проблемы : материалы 13-й междунар. конф. молодых ученых, 26-30 дек. 2002 г. / [пред. редкол.: д.х.н., проф. И.В. Мурин]. СПб., 2002.  С. 219.
  2. Буляж З. Функционально-семантический анализ русской спортивной лексики : (Лег. атлетика) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Буляж З. ; Киев. гос. ун-т им. Т.Г. Шевченко. Киев, 1989.  16 с.
  3. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи / С. И. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996.  С. 281317.
  4. Гуреева Е. И. Спортивная терминология в лингвокогнитивном аспекте: дис. . канд. филол. наук / Е. И. Гуреева. Челябинск, 2007.  175 с.
  5. Елистратов А. А. Лексические средства отображения корпоративной культуры спортсменов: дис. . канд. филол. наук / А. А. Елистратов. Челябинск, 2005.  229 с.
  6. Исмаева Ф. Х. Словарь профессионального спортивного языка. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2006.  108 с.
  7. Истрате П. Лингвостилистические и риторические особенности спортивного репортажа как жанра СМИ : На материале футбольного репортажа : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Инстрате П. ; Гос. ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина. М., 2006.  22 с.
  8. Кожевникова И. Г. Русская спортивная лексика:структур.-семант. Описание / И.Г. Кожевникова. Воронеж, 2002.  264 с.
  9. Кожина М. Н.. Стилистика русского языка: Учебник / М. Н. Кожина, Л. Р. Дускаева, В. А. Салимовский. М.: Флинта: Наука, 2008.  464 с.
  10. Кохтев Н. Н. Эффективность языка спортивных материалов / Н. Н. Кохтев // Спорт в зеркале журналистики: (О мастерстве спортивного журналиста). М., 1989. С. 185-196.
  11. Нилин А. П. ХХ век. Спорт. М.: Молодая гвардия, 2005.  С. 237.
  12. Никитина Т. Г. Футбольный словарь сленга / Т. Г. Никитина, Е. И. Рогалёва. М.: АСТ: Астрель, 2007. С. 92.
  13. Попов Р. В. Русская спортивная терминология: На материале баскетбольной терминосистемы: дис. . канд. филол. наук / Р. В. Попов. Северодвинск, 2003.  264 с.
  14. Реформатский А. А. Введение в языковедение: Учебник для вузов / А. А. Реформатский; Под ред. В. А. Виноградова. 5-е изд., испр. М: Аспект Пресс, 2007.  536 с.
  15. Терминология спорта : толковый слов. спортив. терминов : ок. 9500 терминов / сост. Ф. П. Суслов, Д. А. Тышлер. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 480 с.
  16. Солганик Г. Я. О языке спортивной журналистики / Г. Я. Солганик // Спорт в зеркале журналистики: (О мастерстве спортивного журналиста). М., 1989.  С. 143-157.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Иосиф Сталин в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2014 год 36 стр.
Курсовая Адольф Гитлер в материалах Российской газеты
Telesammit
Курсовая работа Журналистика
2015 год 57 стр.
Курсовая Организация работы пресс-службы на примере газеты
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское