Введение
1. Современное российское телевидение как сегмент медиасистемы РФ
1.1. Современное состояние телевидения в РФ
1.2. Тенденции и перспективы развития российского телевидения
2. Особенности современного российского телевизионного контента и его влияние на общество
2.1. Особенности современного российского телевизионного контента
2.2. Влияние современного телевизионного контента на российское общество
Заключение
Список использованной литературы
Тема представленной курсовой работы: «Особенности современного российского телевидения».
Актуальность данной темы определяется значительными возможностями воздействия на аудиторию такого средства массовой информации как телевидение.
Телевизионное вещание оказывает значительное влияние на современное общество, (особенно - на подрастающее поколение), на формирование ценностных, мировоззренческих позиций всех категорий населения.
Целью данной работы является всесторонний анализ особенностей современного российского телевидения.
Исходя из данной цели, можно выделить ряд зада:
- Проанализировать современное состояние телевидения в РФ.
- Рассмотреть тенденции и перспективы развития российского телевидения.
- Проанализировать особенности современного российского телевизионного контента.
- Рассмотреть влияние современного телевизионного контента на российское общество.
Объект исследования в данной работе – современное российское телевидение.
В качестве предмета исследования можно выделить особенности современного российского телевидения и его влияние на общество.
При написании данной работы использовались различные источники: учебные и научные материалы, материалы монографических исследований, статьи специализированных периодических изданий, ресурсы Интернет и другие.
Методология исследования представляет собой анализ от общего к частному: от рассмотрения телевидения как социального феномена и сегмента медиасистемы до анализа его особенностей и влияния на общество.
Методы исследования – при написании данной работы применялись как общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция), так и специфические (анализ литературных источников, вторичный анализ исследований телевидения как сегмента медиасистемы, описательный, сравнительный, метод типологизации и т.д.).
Степень исследованности данной темы: проблематика особенностей современного российского телевидения и его воздействия на общество достаточно активно рассматривается в гуманитарных науках уже несколько десятилетий, что определяется значимостью данного феномена. При этом динамичность развития телевидения определяет потребность в постоянных и регулярных исследованиях данного феномена, так как проведенные ранее исследования достаточно быстро утрачивают свою актуальность.
Практическая значимость данного исследования определяется тем, что в нем раскрыты специфические особенности телевидения как сегмента медиасистемы как в содержательном ключе, так и в плане воздействия на современное российское общество.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования, обеспечивает логическую последовательность в изложении его результатов и состоит из введения, основной части (включающей две главы), выводов и списка использованной литературы.
В первой главе рассмотрено современное российское телевидение как сегмент медиасистемы РФ. Во второй главе представлены особенности современного российского телевизионного контента и его влияния на общество. В заключение представлены основные выводы по проделанной работе.
1. Современное российское телевидение как сегмент медиасистемы РФ
1.1. Современное состояние телевидения в РФ
Телеиндустрия в России на сегодняшний день является наиболее динамично развивающимся сектором медиаиндустрии. Телевидение, в свою очередь, занимает ключевое место в системе средств массовой информации. По охвату аудитории и времени вещания – ему нет равных. Подобная тенденция развития отрасли наблюдается по всему миру. [15]
С телевидением можно сравнить сеть Интернет, но подобное сравнение не в полной мере корректно, так как вся сеть Интернет не является средством массовой информации, им может являться лишь отдельный сайт (ресурс) сети Интернет.
Расцвет телевидения пришелся на 90-е годы прошлого века. Тогда в России была создана развитая инфраструктура, которая позволила охватить телевизионным сигналом практически всю территорию страны.
Сегодня телевизионный ландшафт страны отличается хоть и большим разнообразием, но плохо систематизированным. Е.Л. Вартанова и В.П. Коломийца выделяют такие подходы к классификации телевидения: [15]
- по охвату (общенациональное, федеральное, региональное);
- по целевой аудитории (массовое, нишевое);
- по способу доставки телевизионного сигнала (эфирное, неэфирное, широкополосное интернет-ТВ и мобильное ТВ);
- по доступности для абонентов (бесплатное, общедоступное, платное);
- по типу сигнала (аналоговое, цифровое, стандартное (SD), высокой четкости (HD));
- по природе программных стратегий (универсальное, специализированное);
- по типу организации вещания (централизованное, сетевое);
- по функции в производственной цепочке отрасли (вещатели/каналы, производители программ/производящие компании, агрегаторы, дистрибьюторы и операторы);
- по типу собственности (частные, государственные, смешанные предприятия). [15]
Под современным телевидением понимают средство массовой коммуникации, которое передает аудитории телевизионные каналы (аудиовизуальные сообщения, организованные в потоки). Ключевым для телевидения выступает понятие телевизионного канала.
Телевизионным каналом называют набор аудиовизуальных материалов, организованных в сетку программ в соответствии с концепцией вещания; а также совокупность технических средств и каналов, благодаря которым осуществляется транспортировка контента.
Иными словами, телевизионным каналом можно считать организованный во времени поток аудиовизуального контента, который специально подобран и доставляется с помощью определенных технических средств. В целом телевидение представляет собой комплекс телеканалов – ряд аудиовизуальных потоков и способов их доставки до целевой аудитории.
Существуют общедоступное и платное телевидение. Первое представлено центральными субъектами телевизионного рынка. Всего в данном сегменте работает около 20 телеканалов. Они и претендуют на статус телеканалов общенационального охвата.
В большинстве случаев сетка общедоступных каналов заполняется развлекательным контентом (фильмы, сериалы, юмористические и развлекательные программы и т.д.). Несмотря на то, что телеканалы имеют свою тематическую, жанровую и стилистическую специализацию, они являются достаточно универсальными.
Сегмент платного альтернативного телевидения формируют телеканалы, число которых неизменно меняется: появляются новые, прекращают свое вещание уже существующие. Чаще всего компания-производитель канала взимает плату за право трансляции со спутниковых и кабельных операторов.
В условиях постоянно развивающейся и расширяющейся медиасистемы именно телевидение оказывает большое информационное, просветительское и культурное влияние на население. Определяющей особенностью современного российского ТВ является его роль в формировании национальной идентичности, которую сложно переоценить в стране с 11-ю географическими часовыми поясами, огромной протяженностью, языковым и религиозным разнообразием. И хотя российские телеканалы вещают в основном на русском языке, они не действуют деструктивно на сохранение национально-этнического разнообразия.
Телеканалы являются одним из основных каналов доступа к общеполитической информации, а также пространством культурного и рекреационного взаимодействия. Необходимо подчеркнуть, что развлекательная функция в последние годы занимает доминирующую позицию в зрительских предпочтениях, объеме эфира, значении в программных стратегиях. Телевидение стало частью индустрии развлечений. Это характерно как для российского телевизионного рынка, так и для мирового. [18, с.123-127]
Стратегию развития телевидения как индустрии и средства массовой информации среди прочих определяет технологический прогресс. Так, в 2009 году в стране начался переход на цифровое вещание. И хотя первоначальная версия Федеральной целевой программы развития телерадиовещания предусматривала полное отключение «аналога» еще в 2015 году, постановлением правительства этот срок бы отодвинут на 2018 год. Причиной переноса стала сложная экономическая ситуация в стране в целом и в сфере телевидения и телерадиовещания в частности.
Цифровая революция открывает перед отечественным телевидением новые возможности в сфере некоммерческого вещания. Становится возможным создавать новые модели общественного телевидения, развивать производство детских, документальных, культурных, просветительских программ.
Параллельно формируются и развиваются новые бизнес-модели, которые уходят от ориентации на рекламу. В их основе лежит платный доступ к контенту. Но, тем не менее, в данный момент сложно прогнозировать глобально по какому пути будет дальше развиваться телевидение, и какой станет роль аудитории в процессе создания и вещания телеканалов. [15]
Несмотря на динамику развития отрасли, можно сделать вывод, что российские реалии мало отличаются от ситуации в большинстве стран мира. На первый план сегодня выходит создание и реализация осознанной государственной медиаполитики, которая зависит от взаимодействия с самой телеиндустрией, гражданским обществом и зрителями, а также выполняет экономическую и культурную задачи. [15]