Россия как современная страна с большим потенциалом во многих направлениях и сферах всегда стремилась к интеграции в мировое сообщество, быть цивилизованной и развитой во всех отношениях страной.
Во многом это связано с тем, что торговля является тем механизмом, который приводит в движение всю систему экономики той или иной страны, а значит, и напрямую влияет на поступление в государственную казну денежных средств, от которых зависит развитие всех сторон общества.
Таможенные органы защищают границы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) от вторжения извне недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности, от проникновения на внутренние рынки стран-участников некачественной, а зачастую и опасной продукции, а также ввоз и вывоз культурных, исторических ценностей, которые являются значимыми для многих поколений и наций.
Иногда, в рамках различных мероприятий на таможенную территорию ЕАЭС товары ввозятся под таможенной процедурой допуска. Это позволяет использовать их для участия в выставках, ярмарках, благотворительных встречах и встречах международных организаций.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что многие иностранные товары ввозятся на территорию Российской Федерации для демонстраций, выставок и показов, они имеют свои особенности, которые необходимо знать для того, чтобы рационально использовать эту таможенную процедуру.
Целью данной курсовой работы является исследование понятия «временный ввоз», особенности помещения товаров под данную таможенную процедуру, изучение порядка уплаты таможенных платежей, необходимой документации, сроков допуска, а также анализ практики судопроизводства по делам об административных правонарушениях, выявление проблем применения процедуры временного ввоза и выдвижение предложений по совершенствованию системы временного ввоза (допуска).
Для достижения поставленных целей необходимо определить следующие конкретные задачи:
- изучить понятие «временный ввоз», дать его характеристику;
- определить условия помещения товаров под процедуру;
- дать анализ путей совершенствования таможенной процедуры временного ввоза.
Объектом исследования являются перемещение товаров через таможенную границу г. Нижнего Новгорода.
Предмет исследования - временный ввоз как институт таможенного законодательства.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т.д.).
Таможенные тарифы и пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, правомерность применения которого признается международными нормами. В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.
Глава 1. Особенности правового регулирования применения таможенной процедуры временный ввоз
1.1 Нормативно-правовая база, регулирующая содержание таможенной процедуры временный ввоз, условия помещения, срок временного ввоза товаров
Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта. Таможенный кодекс Таможенного союза .[1]
Данное определение закреплено в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), которое основано на определении, регламентированном Конвенцией о временном ввозе (Стамбульская конвенция от 26.06.1990 г.): временный ввоз - это таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением естественного износа в результате их использования.[2]
Временно ввозимые товары могут находиться на таможенной территории ЕАЭС на протяжении 2 лет, однако могут быть установлены как более короткие, так и более продолжительные сроки допуска товаров.
Товары, которые ввозятся на таможенную территорию ЕАЭС, должны отвечать определенным требованиям, чтобы таможенные органы поместили их под таможенную процедуру допуска. Эти требования установлены таможенным законодательством ЕАЭС:
- возможность идентификации таких товаров;
- завершение временного ввоза после таможенного декларирования товаров.
Как и в любой другой таможенной процедуре, существуют исключения, не позволяющие помещать под таможенную процедуру временного ввоза следующие товары:
- продукты питания, табак и изделия из него, алкогольные напитки, расходные материалы и образцы, за исключением случаев их ввоза в единичных экземплярах в рекламных или демонстрационных целях или в качестве выставочных экспонатов либо промышленных образцов;
- отходы, включая и промышленные;
- запрещенные к ввозу на таможенную территорию ЕАЭС.
Декларант, ввозящий товары и транспортные средства и помещающий их таможенную процедуру допуска, правомочен совершать с ними некоторые операции, не изменяющие первоначального их состояния. К таким операциям относятся:
- обеспечение сохранности;
- ремонтные операции, не включающие капитальный ремонт и модернизацию;
- техническое обслуживание;
- испытания, тестирование, проведение опытов, проверка, исследования, эксперименты;
- передача товаров и транспортных средств иному лицу для пользования и владения с целью проведения ремонта, технического обслуживания, транспортировки, хранения.
В случае передачи третьему лицу таких товаров разрешение таможенного органа не требуется, ноданный факт не освобождает декларанта от соблюдения условий и требований по применению таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
- ТК ТС.
Положения, касающиеся временного ввоза товаров и транспортных средств, закреплены в главе 37 (статьи 277-284) ТК ТС. Они регламентируют такие вопросы, как:[3]
- содержание таможенной процедуры временного ввоза (допуска);
- условия помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
- ограничения по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами;
- срок временного ввоза товаров;
- завершение и приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска);
- полное условное и частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов;
- возникновение и прекращение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска);
- особенности помещения временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
- В Федеральном законе от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» положения о временном ввозе закреплены главой 34 (статьи 274-280).[4]
Они описывают содержание таможенной процедуры временного ввоза (допуска) и условия помещения товаров под таможенную процедуру; пользование и распоряжение временно ввезенными товарами; передачу декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу без разрешения таможенного органа; передачу декларантом временно ввезенных товаров во владение и пользование иному лицу с разрешения таможенного органа; срок временного ввоза товаров; временный ввоз (допуск) научных или коммерческих образцов; завершение и приостановление действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска).
- Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция от 26.06.1990 г.).
Согласно постановлению Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1084, Российская Федерация присоединилась к настоящей Конвенции.
Каждая Договаривающаяся Сторона может также принимать любой документ о временном ввозе, выданный и используемый на тех же условиях, для операций временного ввоза, осуществляемых в соответствии с ее национальным законодательством. Каждая Договаривающаяся Сторона может принимать для таможенного транзита любой документ о временном ввозе, выданный и используемый на тех же условиях. Товары (включая транспортные средства), подлежащие обработке или ремонту, не могут быть ввезены с применением документа о временном ввозе.
При этом под «документом о временном ввозе» следует понимать международный таможенный документ, приравниваемый к таможенной декларации, позволяющий идентифицировать товары (включая транспортные средства) и включающий международно-действующую гарантию уплаты ввозных пошлин и сборов.
К нему, в частности, относится такой документ, как карнет АТА. Карнет АТА - документ о временном ввозе, используемый для временного ввоза товаров, за исключением транспортных средств.[5]
В документе о временном ввозе должны быть указаны:
- наименование выдающей ассоциации;
- наименование международной гарантирующей сети;
- страны или таможенные территории, в которых этот документ является действительным;
- наименование гарантирующих ассоциаций этих стран или таможенных территорий.
К техническим средствам, которые являются профессиональным оборудованием можно отнести:
- товары, необходимые для показа выставляемых иностранных машин или аппаратов;
- строительное и декоративное оборудование, включая электрооборудование, для временных стендов иностранных экспонентов;
- рекламное и демонстрационное оборудование, явно предназначенное для использования в целях рекламы выставленных иностранных товаров, такое, как видео- и звукозаписи, фильмы и диапозитивы, а также аппаратура, необходимая для их использования;
- оборудование, включая установки для синхронного перевода, аппараты для видео- и звукозаписи, а также фильмы образовательного, научного или культурного характера, предназначенные для использования в ходе международных совещаний, конференций и конгрессов.
Профессиональное оборудование - это оборудование прессы, радио или телевидения, необходимое представителям прессы, радио или телевидения, отправляющимся на территорию другой страны с целью подготовки репортажей, осуществления записей или передач для определенных программ; кинематографическое оборудование, необходимое лицу, отправляющемуся на территорию другой страны с целью съемки одного или нескольких определенных кинофильмов; любое другое оборудование, необходимое для занятия ремеслом или профессией лицу, отправляющемуся на территорию другой страны для выполнения определенной работы; вспомогательные устройства к оборудованию и вспомогательные принадлежности к ним. [6]
Оборудование прессы, радио и телевидения:
- персональные компьютеры;
- телефаксы;
- пишущие машинки;
- фотоаппараты всех типов (пленочные и электронные);
- аппараты для передачи, записи или воспроизведения звука или изображения (магнитофоны, видеомагнитофоны, плейеры, микрофоны, микшерные пульты, акустические колонки);
- носители записи звука или изображения, незаписанные и с записью;
- осветительное оборудование (прожекторы, трансформаторы, треноги);
- вспомогательные принадлежности (кассеты, фотометры, объективы, треноги, аккумуляторы, приводные ремни, устройства для зарядки батарей, мониторы);
- оборудование связи такое, как радиопередатчики - радиоприемники или передатчики, терминалы, присоединяемые к сети или кабелю, спутниковые линии связи;
- оборудование для генерирования звуковых частот (аппаратура для записи, регистрации или воспроизведения звука);