ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1. История развития института участия прокурора в гражданском процессе
1.2. Статус прокурора в гражданском процессе
Глава 2. Основания и формы участия прокурора в гражданском судопроизводстве
2.1. Основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве
Глава 3. Проблемные аспекты участия прокурора в гражданском процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день тема данной курсовой работы весьма актуальна, потому что участие прокурора в гражданском процессе представляет собой одну из наиважнейших гарантий вынесения судом любой инстанции законных и обоснованных определений, решений, постановлений.[1]
Более пяти миллионов гражданских дел ежегодно рассматривают суды Российской Федерации. В основном заявленные иски удовлетворяются, что говорит об обоснованности данных исков, а также об увеличившейся активности граждан по вопросам защиты своих прав и охраняемых законом интересов. Из-за сложности задач, которые стоят перед судами в процессе разрешения ими споров, появляется необходимость активизации участия прокуроров в гражданском судопроизводстве для обеспечения прав и охраняемых законом интересов государства, граждан, организаций, предприятий.
Но, опираясь на практику участия прокурора в гражданском судопроизводстве, можно сделать вывод, что прокурорское участие не всегда в достаточной мере может противостоять нарушениям законности.
Вследствие использования прокурорами не в полной мере предоставленных им полномочий для надежной защиты и охраны нематериальных прав и законных интересов, собственности возникает необходимость усовершенствования деятельности прокуроров в гражданском судопроизводстве.[2]
Своеобразной ступенью реформирования настоящего гражданского процессуального законодательства стало принятие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержащего принципиально новые положения, которые касаются процессуального положения и роли прокуратуры в гражданском процессе.
Однако и принятие нового Гражданского процессуального кодекса РФ во многом оставил открытым вопрос о статусе прокурора в гражданском процессе, так как законодателем был закреплен компромиссный вариант участия прокурора в гражданском процессе.
Таким образом, полагаю, что комплексное исследование, посвященное участию прокурора в гражданском процессе актуально и своевременно.
Вопросы, связанные с участием прокурора в гражданском процессе, затрагивались в работах многих авторов: В.Р. Аликова, М.А. Викута, А.А. Власова, Е.С. Диденко, И.Н. Гелиевой, А.Ф. Козлова, С.М. Казанцева, Т.Н. Масловой, Т.В. Ярошенко и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают по поводу участия прокурора в гражданском процессе.
Предметом исследования являются особенности участия прокурора в гражданском процессе.
Целью данной работы является всесторонне исследование участия прокурора в гражданском процессе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить историю развития института участия прокурора в гражданском процессе;
- определить статус прокурора в гражданском судопроизводстве;
- проанализировать основания участия прокурора в гражданском процессе;
- изучить формы участия прокурора в гражданском процессе;
- рассмотреть проблемные аспекты участия прокурора в гражданском процессе.
Теоретическую основу курсовой работы составляют работы российских ученых - представителей гражданско-процессуального права.
Нормативная база исследования включает важнейшие нормативно-правовые акты по рассматриваемой проблеме: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и т.д.
Эмпирическую базу курсового исследования составляет судебная практика по данной теме.
Методология. Исследование проводилось на основе общенаучного диалектического метода познания использовались частнонаучные методы такие как: исторический, системный, формально-логический.
Структура работы обусловливается целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Правовой статус прокурора в гражданском процессе
1.1. История развития института участия прокурора в гражданском процессе
Историческое развитие института участия прокурора в гражданском процессе в Российской империи связывают с проведением Судебной реформы 1864 г. В результате данной судебной реформы были установлены буржуазные принципы судопроизводства, которые включали в себя равенство сторон в процессе, суд присяжных, гласность и т.д. Указ от 20.11.1864 г. "Об учреждении судебных установлений и о Судебных уставах" обнародовал четыре основных Закона: Учреждение судебных установлений Устав гражданского судопроизводства, Устав уголовного судопроизводства, а также Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. С учреждения указанных судебных установлений была реорганизована прокуратура. Ее сферу деятельности ограничили "делами судебного ведомства", другими словами надзором за единообразным соблюдением законов, участием в уголовном и гражданском судопроизводстве, возбуждением уголовного преследования.[3]
С целью реализации прокурорского надзора в судебных местах состояли обер-прокуроры, прокуроры и их товарищи. Лица, относящиеся к прокурорскому надзору и их полномочия определял раздел III Учреждения судебных установлений "О лицах прокурорского надзора". Стоит отметить важный принцип, лежащий в основе деятельности прокурора, им является принцип независимости прокуроров, в соответствии с которым лица прокурорского надзора должны были действовать самостоятельно, основываясь на свое убеждение и существующие законы. Данный принцип обеспечивал самостоятельность прокуроров при принятии решений, что должно было укрепить законность.
Из-за содержания норм и принципов гражданского процессуального права, включая регулирующие участие прокурора в гражданских делах, первым российским гражданским процессуальным кодексом вполне можно считать Устав гражданского судопроизводства от 20.11.1864 г. В данном виде судопроизводства прокурор реализовывал надзор за рассмотрением гражданских дел в Сенате и присутственных местах губерний. Согласно Уставу гражданского судопроизводства прокурор принимал участие при рассмотрении строго ограниченного перечня дел, таких как:
- по делам казенного управления;
- по делам брачным и о законности рождения;
- по вопросам о подсудности и пререканиях;
- по делам лиц, не достигших совершеннолетия, безвестно отсутствующих, глухонемых и умалишенных;
- по просьбам об устранении судей и т.д.
Прокурор при участии в рассмотрении дела должен был сделать заключение, которое в соответствии со статьями 345-347 вносилось в протокол судебного заседания, чтобы отразить позиции надзорного органа и установить истину по делу. В соответствии с Уставом в решении суда должны были содержаться требования сторон и заключение прокурора. Однако прокурор был не вправе предъявлять иски, он имел право только на принесение протестов на решения суда, связанные с интересами казны и по брачным делам.[4] Из этого можно сделать вывод, что к полномочиям прокурора не относилось большинство гражданских дел.
Российская прокуратура в гражданском процессе не оправдала надежд, возложенных на нее, что можно связать с феодальными пережитками и правовой политикой, которая была ориентирована на их сохранение в условиях самодержавия. Так в 1905 г. Г. Вебловский отмечал, что участие прокурора в гражданском процессе, осуществляемое в действительности, совершенно бесполезно. Также он полагал, что оно затрудняет движение процесса и тормозит движение дела.[5] Исходя из этого можно сказать что, в условиях существовавшей бюрократической системы институт защиты прокурором прав подданных в гражданском процессе не являлся эффективным механизмом, который обеспечивал бы защиту прав.
Существенно ограничил институт участия прокурора в гражданском процессе Закон от 9 мая 1911 г. "Об освобождении чинов прокурорского надзора от дачи заключений по гражданским делам». Это вызвало проведение контрреформ, целью которых было укрепление монархии и ограничение гражданских прав и свобод после революции 1905 г. Прокурор в гражданском судопроизводстве должен был давать заключения только в четырех случаях:
- по вопросам о пререканиях между судебными и правительственными установлениями;
- по делам брачным и о законности рождения, если в них нет ответчика;
- по спорам о подлоге документов и в случаях, если в гражданском деле усматривались обстоятельства, которые подлежат рассмотрению уголовным судом;
- по делам о взыскании вознаграждения за вред и убытки, которые были причинены распоряжениями должностных лиц административного ведомства и служащих по выборам, а также о взыскании убытков с чинов судебного ведомства.
Развитие гражданского процесса в советский период характеризуется кардинальными изменениями роли прокуратуры в гражданском процессе, что было обозначено уже в утвержденном Постановлением ВЦИК от 28 мая 1922 г. Положении о прокурорском надзоре.[6] На Государственную прокуратуру, образованную в составе Наркомата юстиции РСФСР, возложили задачу по осуществлению от имени государства надзора за законностью действий органов власти, общественных и частных организаций и частных лиц, хозяйственных учреждений посредством опротестования постановлений, нарушающих закон, и возбуждения уголовного преследования.
Прокуратуре были предоставлены почти неограниченные полномочия участия в гражданских делах. Это являлось следствием позиции законодателя, направленной на увеличение вмешательства государства в частноправовые отношения. Такие неограниченные полномочия прокурора, закрепленные в статье 2 Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1923 г., проявлялись в его праве начать дело или вступить в дело на любой стадии процесса, в случае, когда, по его мнению, это требуется для охраны интересов государства или трудящихся масс.[7]
Дальнейшая регламентация компетенций прокурора в гражданском процессе направлялась на реализацию им надзора за законностью рассмотрения увеличившегося количества гражданских дел в судах. Конституция СССР 1936 г., в статье 113 возлагала на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров функцию высшего надзора за законностью деятельности всех государственных органов, включая и суды. Довольно обширными процессуальными правами наделил прокуроров Гражданский процессуальный кодекс РСФСР 1964 г., что нашло отражение во многих его статьях и в действовавшем тогда законодательстве о прокуратуре. К примеру, согласно статье 282 Кодекса прокурор имел право принести протест вне зависимости от его участия в деле. Статья 41 закрепила положение о праве прокурора предъявления иска или вступлении в дело на любой стадии процесса, когда это требовалось для охраны государственных или общественных интересов или прав и охраняемых законом интересов граждан.