Введение
- Особенности проблемы социально – правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Социальная защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Положение детей, оставшихся без попечения родителей
1.3. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
- Опека (попечительство)
2.1. Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.2. Патронатное воспитание
2.3. Основные гарантии социальной защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
2.4. Судебная практика
Заключение
Список литературы
Не все дети могут расти и жить со своими родителями. Согласно статистике сиротами остаются примерно 6 тысяч ежегодно. Обязательства по содержанию и надзору над детьми берет на себя государство в лице органов опеки и попечительства. Дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют свои права, их регламентирует закон РФ.
Сироты – это граждане младше 18 лет, лишившиеся родительского воспитания, вследствие гибели родителей, лишения или ограничения их прав, недееспособности, безвестного отсутствия, отказа от ребенка. С наступлением одного из таких моментов, ответственность за маленьких граждан берут на себя соответствующие органы.
Опека и организация детей-сирот возлагается на соответствующие органы, они уполномочены определить подопечного к приемным родителям или в муниципальные учреждения. Государство защищает права детей-сирот и обеспечивает их нормальными условиями для жизни и социального развития.
Дети-сироты определяются на обеспечение к приемным родителям или в специализированные детские учреждения, например интернаты или детские дома, реабилитационные центры. Эти дети находятся на содержании государства.
Дети-сироты имеют много прав и привилегий. Все меры, принимаемые государством, направлены на то, чтобы воспитать и вырастить достойного гражданина своей страны. Органы опеки и попечительства должны тщательно следить за судьбой детей, своевременно реагировать на проблемы, связанные с их содержанием.
Объект исследования – правоотношения по социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования – особенности социальных гарантий, предоставляемых детям, оставшимся без попечения родителей.
Цель работы – проанализировать социально – правовое положение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи:
- рассмотреть какие социальные гарантии положены детям, оставшимся без попечения родителей;
- узнать какие существуют учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать законодательство по теме исследования;
- изучить существующую судебную практику.
1. Особенности проблемы социально – правовой защиты детей, оставшихся без попечения родителей
1.1. Социальная защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети-сироты нуждаются в особой поддержке государства, причем в самых разных областях. Дети, оставшиеся без попечения родителей, являются представителями слабо защищенной социальной группы населения, поэтому они нуждаются в особой государственной поддержке. Права детей сирот регулируются Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996г.
Категории лиц, имеющих право на получение основных мер социальной поддержки, относятся: дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся сиротами в результате смерти одного или обоих родителей; дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате лишения последних родительских прав, ограничении их в родительских правах, признания безвестно пропавшими или недееспособными, нахождения родителей в местах лишения свободы, находящихся под стражей, в специализированных лечебных учреждениях; дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей в результате уклонения родителями от воспитания и защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, отказа родителей забрать своих детей из лечебных, воспитательных, социальных и других подобных учреждений; дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет. Отметим, что кроме мер федеральной социальной поддержки, субъекты федерации обладают правом разрабатывать и реализовывать собственные программы социального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей[1].
Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:
1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;
3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;
4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.[2]
Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:
– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);
– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;
– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др[3].