Функции и полномочия органов власти на различных этапах исторического развития государства претерпевали различные изменения. Состав функций и полномочий того или иного органа государственной власти изменялся в зависимости от государственного устройства, политической системы и степени полноты регулирования той или иной сферы общественной жизни. Кроме того, на протяжении различных этапов становления и развития российской государственности состав органов той или иной ветви власти мог измениться кардинальным образом, что также было обусловлено исторической необходимостью.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается повышение соответствия личности Президента обладаемым им полномочиям. Президент обладает сейчас наибольшей степенью доверия народа за всю историю президентства в Российской Федерации. В связи с этим устойчивый интерес вызывает конституционно-правовой статус Президента и механизм реализации его полномочий.
Данная научная работа обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку функции и полномочия органов государственной власти, существующие в настоящее время, являют собой исторически сложившуюся систему, обуславливающую эффективность реализации власти в Российской Федерации.
Целью научной работы является рассмотрение и сравнительная характеристика органов государственной власти в Российской Федерации.
Задачами данной научной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
- рассмотрение основных этапов становления статуса главы государства;
- анализ конституционно-правового статуса и полномочий Президента РФ на современном этапе;
- рассмотрение функций и полномочий органов государственной власти РФ на различных этапах исторического развития.
Таким образом, объектом исследования в данной научной работе выступают функции и полномочия органов всех ветвей власти в Российской Федерации, предметом же исследования являются изменения данных полномочий в соответствии с исторически сложившейся ситуацией.
Глава 1. Сравнительная характеристика полномочий главы государства на различных этапах исторического развития страны
1.1. Сравнительный анализ правового статуса главы государства
История русского политического строя свидетельствует о наличии шести начал организации верховной власти в государстве: 1) самодержавного; 2) народно-представительного (законодательного); 3) исполнительно-распорядительного; 4) надзорного; 5) судебного и 6) учредительного.[1] Самодержавное начало представляет собой интегрирующую функцию единой государственной власти. Его природа целиком определяется сущностью монархического правосознания русского народа, которому свойственно персонифицировать государство с политическим главой страны.
Идея самодержавия находит свое отражение на всех этапах исторического развития страны, даже в то время, когда политическая система внешне отторгала эту идею. Русский народ всегда нуждался в том, чтобы власть в стране была олицетворена одной фигурой, способной внушить доверие своим согражданам.
Монархическое правосознание в лице государя в России представляет идею государства, самобытность публичной организации общества, духовную силу народа и преемственность верховного управления. Отступление от порядка передачи власти старшему сыну государя всегда было чревато новыми переворотами и гражданскими войнами. Это доказывает отечественная история, которая знает времена отказа от династической традиции коронации, когда Петр I предоставил императорам право самостоятельно определять своего преемника, что послужило началом эпохи дворцовых переворотов, закончившейся лишь в XIX веке.
Положительную функцию в разрешении проблемы легитимности власти выполняла введенная в 1797 г. Павлом I австрийская система престолонаследия, дающая мужчинам и мужским линиям преимущество во всех поколениях и во всех степенях родства, но она была разрушена пагубным для России отречением Николая II от престола в пользу своего брата Михаила Романова, а не собственного сына Алексея. Закономерным итогом этого стало падение монархии в 1917 г. и установление власти Временного правительства, прервавшего исторически сложившееся династическое правление русских государей[2].
Самодержавие представляет собой не только наследование должности главы государства, прежде всего это специальный статус верховного управления, включающий в себя два аспекта: юридический и нравственно-религиозный.
С точки зрения юридического подхода, монарх является главой государства, главнокомандующим вооруженными силами страны, а на основании нравственно-религиозных оценок государь является защитником православия, символом национального единства русского народа и независимости российской державы[3]. Он не может быть членом партии или общественного движения, его цель – всеобщее сплочение всех сил страны.
В рамках своих полномочий самодержавная власть должна была гарантировать территориальную целостность Российского государства, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти через определение генеральных направлений внутренней и внешней политики по согласованию с председателем правительства, а также представлять страну внутри и на международной арене.
Лицом, несущим юридическую ответственность за действия монарха, во всех случаях являлся председатель правительства, скрепляющий указы государя собственной подписью. При недееспособности главы государства либо неспособности выполнения им своих обязанностей (например, вследствие тяжелого заболевания, несовершеннолетия и т.п.) использовался институт регенства.
Следовательно, самодержавие не только не отрицает существование выборных учреждений государственной власти, но и предполагает тесное сотрудничество с ними, поскольку монархия является не единоличным правителем, а системой институтов политического управления.
Институт президентства в Российской Федерации был сформирован относительно недавно, поскольку советская система, существовавшая на протяжении длительного периода времени, не предусматривала необходимости в должности Президента. Институт президентства, предусматривающий принцип разделения властей, расходился с правовой природой советской республики и не мог быть реализован в условиях ее существования.
Президентство в СССР просуществовало менее двух лет, однако его историческое значение огромно. Переходный этап к учреждению поста Президента охарактеризовал собой окончательное падение существовавшей системы управления государством[4]. Введение поста Президента обеспечило преемственность власти в период перехода от однопартийного государства. Кроме того, создание института президентства послужило основой для учреждения и упорядочивания структуры власти в союзных республиках[5].
Необходимость введения поста Президента была обусловлена изменяющимися условиями жизни в стране, необходимостью введения принципа разделения властей, соответствующего разрабатываемой новой системе государственной власти.
Следующим этапом развития института президентства стало принятие в апреле 1991 года законов «О выборах Президента РСФСР» и «О Президенте РСФСР». Затем происходит дальнейшее формирование конституционно-правового статуса Президента, являвшее собой закономерное развитие процесса становления новой политической системы[6].
Первый Президент Российской Федерации, коим стал Б.Н. Ельцин, был избран 12 июня 1991 года. Данный этап являет собой окончательный переход от советской, перестроечной и постперестроечной систем к новой России, с полной реализацией принципа разделения властей и гарантией конституционных прав и свобод как основных задач реализации полномочий Президента РФ.