Введение
Глава 1. Теоретические основы фандрайзинга
1.1 Сущность фандрайзинга
1.2 Инструменты фандрайзинга и зарубежный опыт реализации проектов
Глава 2. Использование фандрайзинга в социокультурных проектах в России
2.1 Специфика российского фандрайзинга
2.2 Развитие фандрайзинга в социокультурной сфере России
Заключение
Список источников
Термин «фандрайзинг», или «фандрейзинг» - происходит от английского «fundrising» и в широком смысле означает сбор денег, их привлечение от сторонних организаций и инвесторов. Но в отличие от инвестиций, которые предполагают возврат вложенной суммы и заработок, деньги перечисляют навсегда, без возврата. Поэтому основная цель этих перечислений — благотворительность и поддержка некоммерческих проектов. За рубежом деятельность по привлечению средств очень развита, существуют учебные заведения, готовящие профессионалов. Ежегодно проводятся сотни мероприятий, посвященные сбору средств. Благотворительность фактически поставлена «на поток». В России на сегодняшний день все по-другому, и очень мало некоммерческих партнерств занимаются добыванием финансирования регулярно, а не ждут, когда неожиданно объявится этот благотворитель.
Люди, которые занимаются сбором средств, называются фандрайзерами. В США они подразделяются на внутренних и внешних. Внутренние — сотрудники организации, которой нужны деньги, внешние — профессионалы, которые привлекаются на аутсорсинг. В России не развит институт профессиональных фандрайзеров. Способы привлечения денег очень похожи на стандартные каналы продаж: холодные звонки по телефону, личные продажи при знакомстве или встрече, рассылка и проведение профильных мероприятий.
Денежная помощь может быть адресной, направленной конкретному человеку или организации, или просто перечисления фонду в общий бюджет. Помогают и людям, и компаниям или объединениям. С помощью людям сформировалась следующая ситуация: сбор средств идет на лечение, проведение операций, поддерживающую терапию, лекарства и медицинскую технику. Если говорить об организациях, то поддерживают их в следующих случаях: научные исследования и разработки; экологические программы; социальные программы; образование.
Сегодня происходит постепенное становление профессионального фандрайзинга в России. Сейчас актуальны вопросы профессионального подхода к фандрайзингу, так как данная ниша относительно свободна. Из разрозненных общественных организаций и мероприятий с приглашением известных людей с целью собрать деньги формируется полноценная отрасль со своей ассоциацией, регулярными конференциями и наградами. Сбором денег на благотворительные цели теперь занимаются НКО — некоммерческие организации. Их деятельность с 1996 года регулируется специальным законом № 7-ФЗ [2], но изменения в него вносятся практически каждый год. Фандрайзинговые организации — общественные объединения и фонды.
Объект исследования – фандрайзинг как процесс поиска финансирования благотворительных проектов.
Предмет исследования – особенности применения фандрайзинга в социокультурной сфере России.
Цель исследования – оценка специфики реализации фандрайзинга в социокультурной сфере России.
Задачи работы:
- Раскрыть сущность фандрайзинга;
- Рассмотреть инструменты фандрайзинга и зарубежный опыт реализации проектов;
- Описать специфика российского фандрайзинга;
- Исследовать развитие фандрайзинга в социокультурной сфере России.
Работа включает введение, основную часть и заключение. Основная часть содержит две главы. Курсовая работа основана на материалах научной и учебной литературы.
Глава 1. Теоретические основы фандрайзинга
1.1 Сущность фандрайзинга
Фандрайзинг — привлечение материальных (денежные средства, товары) и нематериальных ресурсов (участие волонтеров, информационная поддержка, полезные связи) для осуществления общественных и благотворительных проектов, не имеющих коммерческой выгоды.
Фандрайзинг можно отнести к специфическому виду продаж, когда в роли товара выступает возможность сделать доброе дело, помочь нуждающемуся. Этот вид деятельности — целая наука, которая призвана заинтересовать в проекте, убедить других в том, что цель организации социально важна, и что заявленные проблемы действительно можно решить, либо же сделать серьезные шаги для достижения прогресса на пути их решения.
Для того чтобы результат оправдал усилия, нужно придерживаться следующих принципов: [3, c. 28]
- Определенность
Прежде чем обратиться к потенциальным донорам за поддержкой, следует выстроить безупречную логическую схему планируемого проекта. В ней должно быть учтено всё: требуемый бюджет проекта, поэтапный план выполнения мероприятий, сроки, нужные материалы, расходы на транспорт и прочие затраты. Каждый пункт должен быть аргументирован. Общий результат выполнения всех мероприятий должен давать положительный эффект для обеих сторон.
- Заинтересованность
Привлекая к сотрудничеству людей, важно заинтересовать их своей идеей, донести её значимость. Убедить человека в том, что это важно для него тоже и вместе вы сможете это осуществить.
- Личность
В любой организации работают люди, именно к ним, а не к абстрактным ИП и ООО фандрайзеры обращаются за помощью. Сделать ставку нужно на определенного человека: руководителя компании либо ответственного сотрудника. Начать общение с того, что близко и понятно этому человеку. Показать, насколько важен именно его вклад в общее дело и каков будет конечный результат.
- Долгосрочность
Следует приложить максимум усилий, чтобы поддержка благотворителя не оказалась разовой. Постараться завязать долгосрочные партнерские отношения. Регулярно лично напоминать о себе интересными идеями, оригинальной подачей проекта.
- Осведомленность
Прежде чем начать процесс привлечения потенциального донора, следует собрать о нём как можно больше информации. Узнать какие проекты и какими суммами он уже поддерживал, какие темы проектов ему интересны, что для него в приоритете.
- Огласка
Чем больше людей знают и говорят о проекте, тем лучше. Чтобы охватить большую аудиторию можно давать объявления по радио, ТВ, оставлять визитки с данными проекта потенциальным благотворителям. Популярно размещение тем на Интернет-ресурсах.
- Копилка
Даже незначительное в суммарном выражении пожертвование имеет свой вес. Это посильный вклад человека в реализацию проекта. Постепенно из небольших сумм вырисовываются серьезные цифры.
- Благодарность
Обязательно нужно благодарить людей за поддержку. Называть имена на мероприятиях, публиковать отзывы на сайте. Человек нуждается в искренних комплиментах.
- Принципы фандрайзера
Принципы и этические нормы труда фандрайзера закреплены в этическом кодексе. Согласно этому документу, определены принципы работы: [8, c. 48]
- Добросовестность и честность;
- Уважение к общему делу;
- Открытость и ответственность.
В кодексе учтены этические нормы трудового процесса фандрайзера:
- Сбор средств проводится исключительно на добровольной основе;
- Цели расходования средств согласовываются с благотворителем в обязательном порядке;
- Средства не могут быть использованы для личной выгоды фандрайзера;
- Следует оценивать риски для организации при получении средств от лиц с негативной репутацией в обществе;
- Нести ответственность перед работодателем, жертвователем и благополучателем;
- Не заниматься недобросовестной конкуренцией;
- Использовать и предоставлять только достоверную информацию, соблюдая при этом правила работы с конфиденциальными данными;
- Размер оплаты за услуги не может быть выражен в процентном отношении к сумме собранных средств, заработная плата оговаривается заранее;
- Запрещается получение вознаграждений от любых лиц при принятии от имени организации решения о сотрудничестве;
- Нельзя указывать ложную информацию о своих достижениях в предыдущих проектах.
При реализации проектов по привлечению потенциальных благотворителей следует учитывать их вероисповедание, менталитет, национальные традиции.
Еще одним узким моментом являются административные расходы благотворительной организации. Жертвователи хотят видеть, что их средства помогли реальному человеку, а не были израсходованы на заработную плату сотрудникам фонда. Если эти расходы невозможно оплатить из других источников, тогда в информации о статьях планируемого расходования пожертвований стоит упомянуть об этом отдельной строкой. Это будет честно в отношении благотворителей, позволит избежать конфликтных ситуаций и сохранить доверие между сторонами.
Виды фандрайзинга:
- Внутренний (поиском и привлечением новых ресурсов занимаются непосредственно сотрудники организации);
- Внешний (для гарантированно положительного результата привлекаются профессиональные консультанты и фандрайзеры).
Существует градация фандрайзинга на проектный и оперативный. В первом варианте привлечение средств идет на конкретный проект, во втором — на текущие расходы организации в процессе её функционирования.