Введение
Глава 1. Теоретические подходы к изучению ценовой политики предприятия
1.1 Состав и структура цены
1.2 Себестоимость в составе цены
1.3 Прибыль в составе цены
1.4 Ценовая политика предприятия
Глава 2. Анализ структуры цен на продукцию ООО «Адонис»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Формирование цены на продукцию компании
Глава 3. Пути совершенствования структуры цены ООО «Адонис»
Заключение
Список литературы
В современной экономической литературе принято различать понятия «состав цены» и «структура цены». Состав цены - это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, затраты и прибыли, выраженные в рублях).
Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Можно сказать, что структура цены отражает удельный вес каждого элемента в цене товара.
Определение структуры цены позволяет понять, какую долю в цене составляет себестоимость, прибыль, налоги. На основе этой информации можно принимать решения о возможных резервах и направлениях снижения цены, издержек производства и об увеличении прибыли.
Информация о структуре цены необходима при разработке стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это можно расценивать как сигнал снижения конкурентоспособности, поскольку предприятие не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции. Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости свидетельствуют об обратной ситуации - предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать фактор снижения цен.
Структура цены хорошо показывает влияние двойного налогообложения на цену товара (в случае если данный товар облагается акцизом), а также влияние большого числа посредников на формирование розничной цены товара (чем шире круг посредников, тем большее число раз в структуре цены товара будут появляться такие элементы, как покупная и продажная цена оптового посредника, что приведет к увеличению доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене.
Цель курсовой работу – изучение ценовой политики производственного предприятия.
Объект работы – ООО «Адонис». Предмет работы – установление цен на продукцию ООО «Адонис».
Задачи работы:
- Рассмотреть понятия состава и структуры цен на промышленные товары;
- Оценить роль себестоимости в составе цены;
- Определить формирование прибыли в составе цены;
- Охарактеризовать деятельность ООО «Адонис»;
- Проанализировать структуру цены на продукцию ООО «Адонис»;
- Предложить мероприятия по совершенствованию структуры цены на предприятии.
Методической базой курсовой работы являются материалы научной и учебной литературы, а также периодических изданий по вопросам управления ценообразованием. Работа основан на материалах ООО «Адонис».
Глава 1. Теоретические подходы к изучению ценовой политики предприятия
1.1 Состав и структура цены
Цена включает в себя несколько элементов. При этом состав цены - это ее составные элементы, выраженные абсолютными показателями (например, показатели затраты и прибыли, выраженные в рублях).
Структура цены - это ее отдельные элементы, выраженные в процентах. Структура цены отражает удельный вес каждого элемента в общей сумме цены товара. Общая структура цены представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Структура цены[1]
В качестве основных элементов цены обычно выделяют следующие.
- Себестоимость - это затраты на производство и реализацию товаров, выраженные в денежной форме.
- Прибыль - показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме.
В количественном эквиваленте - это разница между ценой и затратами на производство и (или) реализацию товара Предприятие-изготовитель устанавливает изначальную цену на свою продукцию. Эта величина цены существенно изменяется в процессе движения товара от производителя к конечному потребителю: она возрастает. Сумма себестоимости изготовления и прибыли производителя представляет собой цену производителя товара. Она еще называется оптовой ценой предприятия без НДС.
- Акцизы и НДС. Акцизы устанавливаются по подакцизным товарам и включаются в состав цены производителя. Сумма себестоимости изготовления товара, прибыли изготовителя, акциза и НДС представляет собой оптово-отпускную цену предприятия. На пути следования товара от производителя до потребителя важными звеньями являются оптовые и розничные торговые организации. Они включают в состав цены свою надбавку, за счет которой они и функционируют. Величина данной надбавки зависит от множества факторов: вида товара, спроса на товар, срока годности товара, удаленности изготовителя и т.д.
Надбавка оптовой организации. Оптовые организации являются, как правило, тем звеном на пути движения товаров от производителя к потребителю, через которое реализуется большая часть продукции производителя. Величина надбавки оптовой организации, как правило, меньше надбавок организаций розничной торговли, т.к. необходимую прибыль они получают за счет большого оборота товара, экономии на торговых площадях и т.д. В состав торговой надбавки оптовой организации входят прибыль оптовой организации и издержки обращения оптовой организации. Сумма оптово-отпускной цены производителя и торговой надбавки оптовой организации составляет цену оптовой организации.
Надбавка розничной организации. Через розничные торговые организации продукция предприятия изготовителя попадает непосредственно к потребителю. В состав торговой надбавки розничных организаций входят прибыль розничной организации и ее издержки обращения. Сумма цены оптовой организации и надбавки розничной торговой организации составляет розничную цену товара, по которой конечный потребитель приобретает товар. Информация о структуре цены важна в процессе разработки стратегии и тактики ценообразования. Если в структуре цены наибольшую долю занимает себестоимость, то это свидетельствует о снижения конкурентоспособности. В результате фирма не может принимать полноценное участие в ценовой конкуренции.[2]
Большая доля прибыли и налогов и низкая доля себестоимости говорит об обратном - предприятие конкурентоспособно и может в конкурентной борьбе использовать снижения цены. Структура цены показывает, какой вклад делает каждый участник товародвижения в уровень цен. Чем больше посредников на пути движения товара от производителя к конечному потребителю, тем большее число раз в структуре цены товара будут появляться такие элементы, как покупная и продажная цена оптового посредника, что приведет к увеличению доли снабженческо-сбытовых надбавок в розничной цене.
В целях анализа цен и конъюнктуры следует изучить соотношения цен:
- на технологически взаимосвязанные товары (соотношение ценового и технологического эквивалента);
- на продовольственные и промышленные товары; соотношение стоимости сырья и стоимости вырабатываемой из него продукции;
- на материально-технические ресурсы и цены готовой продукции в промышленности;
- на взаимозаменяемые продукты;
- на один и тот же продукт в государственных, акционерных, частных магазинах и на колхозном рынке;
- покупок различными социальными и экономическими категориями населения (в частности, группами по доходу);
- по различным территориям: регионам, городской и сельской местности, в крупных и мелких городах и даже в разных районах крупного города;
- на основную экспортируемую и импортируемую продукцию.