ВВЕДЕНИЕ
1 ГЛАВА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и признаки недобросовестной конкуренции
1.2 Виды недобросовестной конкуренции
2 ГЛАВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
2.1 Государственный контроль в сфере недобросовестной конкуренции
2.2 Ответственность за недобросовестную конкуренцию
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Рыночные отношения давно уже не обходятся без такого экономического процесса, как конкуренция, которая выступает главным механизмом развития рыночной системы. Роль конкуренции состоит в регулировании различных показателей производства, которые направляют производителей на разработку научно-технических достижений, чтобы увеличить показатели производительности и усовершенствовать систему труда работников.
Сущность конкуренции как основного фактора рыночной экономики состоит в упорядочении цен, а также стимулировании современных инновационных процессов. С помощью конкуренции осуществляется вытеснение из рыночной сферы непродуктивных предприятий, происходит рациональное использование ресурсов, осуществляется искоренение монополистов по отношению к покупателям.
Конкуренция, как один видов соперничества, пользуется разными методами и средствами. Так, первые методы не нарушают никакими способами, принятые нормы конкуренции, а вторые – постоянно вступает в противоречие с государственными принципами, и преследуют своей целью нарушение законодательства. Поэтому законодатель выделяет добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Суть отличия недобросовестной конкуренции является то основание, что она нарушает экономический рост в любой сфере государства.
С тех пор, как только появилось ремесленное дело и торговля, люди пытались бороться с недобросовестной конкуренцией, но явно эта проблема сформировалась только в период научно-технической революции, которая поспособствовала развитию рыночных отношений в значительных размерах, а также формированию крупных предприятий, которые в процессе борьбы друг с другом за потребителей часто используют методы недобросовестной конкуренции. Исходя из этого, тема о важности изучения методов по борьбе с недобросовестной конкуренцией не только для организаций, страдающих от данного явления, но и государством, для формирования стабильного экономического благосостояния страны, является актуальной.
Современный этап исследований проблем недобросовестной конкуренции характеризуется значительным количеством работ. Можно назвать следующих авторов: М.В. Залесской, В.И. Еременко, С.А. Паращука, К.Ю. Тотьева, Л.Е. Гукасяна.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с борьбой с недобросовестной конкуренцией.
Предметом выступают содержание и правовые средства пресечения недобросовестной конкуренции.
Цель работы – комплексный анализ сущности недобросовестной конкуренции и средств ее пресечения.
Выявленная цель работы решается следующими задачами:
- рассмотреть термин недобросовестной конкуренции;
- выявить формы, определяющие недобросовестную конкуренцию;
- определить возможные способы борьбы и средства пресечения недобросовестной конкуренцией;
- изучить ответственность за использование методов недобросовестной конкуренции.
К методологической основе работы относятся общенаучные (анализ, индукция, формально-логический метод) и частно-научные методы (формально-юридический, системно-правовой).
В работе были использованы нормативные акты и научная литература в области правового регулирования недобросовестной конкуренции.
Структура и объем работы соответствует целям и задачам исследования и включает в себя: введение, два раздела, заключение и список использованных источников.
1 ГЛАВА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и признаки недобросовестной конкуренции
В научных источниках, посвященных проблеме конкуренции, определяют три подхода к определению понятия конкуренции.
Сторонники первого подхода, относящиеся к отечественной школе, определяют конкуренцию как форму состязательности в рыночных отношениях. Второй подход характеризуется классической экономической школой, которая рассматривает конкуренцию как один из элементов рыночного механизма, устанавливающий спрос и предложение. Современная теория морфологии рынка выделяет третий подход, рассматривающий конкуренцию как критерий, с помощью которого формируется тип отраслевого рынка.
Так, анализируя первый подход более подробно, то можно отметить, что он сформирован на повседневном представлении конкуренции как о виде соперничества за лучший результат в любой из возможных ситуаций. Сформулировать типичные определения термина конкуренция можно следующим образом[1]:
- под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов или предпринимателей, в процессе, когда их самостоятельные действия продуктивно определяют возможности каждого из них влиять на основные условия передачи товаров в рыночных отношениях и участвуют в стимулировании производительности такой продукции, которая необходима для потребителей;
- это есть вид состязательности в рыночных условиях в ходе отсутствия монополии;
- форма честной экономической борьбы, в процессе которой при наличии одинаковых шансов у любой из претендующих организаций, победит такая, которая более предприимчивая;
- определение конкуренции как соперничество между участниками экономического рынка за лучшие условия производства и продажи продукции.
Рассматривая советский период изучения конкуренции, то можно отметить ее отрицательный характер в целом. Тогда ученые рассматривали конкуренцию как антагонистический вид экономического соревнования частных производителей товаров. Расцвет изучения конкуренции приходится на период капиталистического способа производства, где в задачу конкуренции входит борьба за получение максимально большей прибыли. В свою очередь, следует отметить, что в тот период в процессе такой конкуренции идет массовое разорение мелких и средних производителей и происходит банкротства многих крупных предприятий.
Поздние труды поменяли точку зрения по отношению к конкуренции, так она стала определяться как вполне естественная черта, присущая всем рыночным отношениям. Здоровая конкуренция имеет положительное качество для потребителей, потому что для получения прибыли производителям, поставщикам товаров и продавцам необходимо удовлетворять качественно запросы покупателей.
Следует также рассмотреть классическую экономическую теорию, где конкуренция выступает как неотъемлемый элемент рыночных отношений. Важно отметить точку зрения А. Смита, который под конкуренцией понимал поведенческую категорию, в ходе которой индивидуальные продавцы и покупатели соперничают между собой в рыночных отношениях за более выгодные продажи и покупки. Конкуренция выступает той самой «невидимой рукой» рынка, где координируется работа его участников[2].
Что касается недобросовестной конкуренции, то в юридической литературе не сформулировано цельного понятия. Проблемный вопрос о том, что понимается под недобросовестной конкуренцией и как с ней бороться, до сих пор остается спорным.
Запрещение методов недобросовестной конкуренции установлено на конституционном уровне. Так статья 8 Конституции РФ обосновывает свободу экономической деятельности, а, например, п. 2 ст. 34 Конституции РФ не разрешает формы экономической деятельности, которые могут быть направлены на монополизацию и недобросовестную конкуренцию[3].
В свою очередь, термин недобросовестной конкуренции и его понятие, закреплено в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции». Так, согласно п. 9 статьи 4, под недобросовестной конкуренцией законодательство понимает любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на извлечение преимуществ, осуществляя предпринимательскую деятельность, которые противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, принципам добропорядочности, справедливости и допускают или могут допустить причинение убытков иным хозяйствующим субъектам – конкурентам или нанести вред для их деловой репутации[4].
Понятие недобросовестной конкуренции на международно-правовом уровне узаконено в пункте 2 ст. 10 Парижской Конвенции, которая закрепила, что актом недобросовестной конкуренции выступает любой акт конкуренции, который противоречит честным нормам в индустриальных и торговых сферах. В этой же статье в пункте 3 указано, что запрету также подлежат[5]:
- действия хозяйствующих предприятий, которые направлены на то, чтобы покупатель по ошибке принял предприятие, товары, или услуги этой компании за предприятие или услуги, являющегося деятельностью конкурентов;
- наличие искаженных материалов при выполнении предпринимательской деятельности, которые могут компрометировать организацию, и товары конкурентных компаний;
- запрещается употреблять в процессе коммерческой деятельности варианты обозначений, которые по разным причинам могут вводить в заблуждение покупателей касаемо способа изготовления, характеристик и использования товаров.
Для того чтобы распознать недобросовестную конкуренцию, следует знать ее определенные признаки, к которым относятся:
- осуществление действий организацией, работающей в конкретном секторе рынка, направленных на создание максимально невыгодного положения для других участников рынка. Если никаких подобных действий организация-конкурент не осуществляет, то и говорить о том, что она незаконным образом разоряет конкурента, невозможно;
- проведение каких-либо мероприятий, которые направлены на получение определенных преимуществ. При этом действия могут быть как упорядоченными, так и хаотичными. Главная цель от этого не меняется – получение преимуществ, которые при этом могут быть необоснованными;
- проведение каких-либо мероприятий, анализ которых показывает, что происходит явное нарушение правовых норм, норм морали, а также сложившихся обычаев делового оборота;
- организация-конкурент, которая попала под действия о незаконной конкуренции, терпит реальные убытки, выражающиеся в упущенной прибыли и возросших расходах на осуществление своей деятельности, либо оказалась испорчена репутация организации, что повлекло невозможность заключения соглашения с одним из своих клиентов;
- нанесен вред репутации фирмы, которая является ее нематериальным активом, позволяющим извлекать определенную величину прибыли. Нанесение вреда репутации может быть расценено как признак недобросовестной конкуренции, если в результате снизился объем прибыли, которую организация получает, а также объем заключаемых договоров и контрактов, а уже существующие партнеры отказываются от сотрудничества[6].