ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Управленческая деятельность и её составляющие
1.2 Основные функции особенности управленческой деятельности
1.3 Особенности управленческой деятельности в организациях
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЕЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Особенности управленческой деятельности
2.2 Управленческая деятельность: структура и характерные черты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность исследования. Вопросы управленческой деятельности в большей или меньшей степени затрагивают любые руководители (далее под словом «руководитель» можно понимать как владельца предприятия, так и наемного менеджера высшего звена). Сегодня данными задачами занимается, как правило, управленец по персоналу (директора по персоналу, руководители отдела кадров и пр.). Это может быть только один сотрудник или целая служба.
Важно такое наблюдение: в области управления человеческими ресурсами нет четких критериев эффективности труда, нет общих требований и стандартов (помимо документооборота и требований ТК РФ). То есть каждая отдельная организация разрабатывает собственную кадровую политику в сфере управления персоналом.
Времена, когда были единые правила для всей страны, прошли. Каждая организация разрабатывает свой подход и правила, а также традиции в сфере управления кадрами. И те, кому это удается лучше, нежели конкурентам, имеют большие преимущества на рынке труда, что в свою очередь становится значительным фактором успеха. Так как стоимость человеческих ресурсов становится все более существенной статьей затрат. Чтобы сотрудники могли активно помогать в реализации целей предприятия, им необходимы не только знания и опыт в своей конкретной сфере, но и осведомленность о потребностях руководителей низшего звена.
Степень теоретической разработанности проблемы. Исследование вопросов управления имеет богатую историю. Анализу процессов сознательного управления общественной жизнью посвящены труды многих мыслителей прошлого. Проблемы возникновения и развития различных управленческих систем, их влияние на общество в целостном виде ставятся в работах Платона, Аристотеля, Лукреция Кара, Конфуция, Мэн-цзы. С позиции взаимоотношений государства и человека проблемы управления рассматриваются Б. Спинозой, Т. Гоббсом, Дж. Локком, Н. Макиавелли, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Марксом и другими.
Цель данной работы – изучить управленческая деятельность, её отличие от других видов человеческой деятельности.
Для достижения поставленной цели определено решение следующих задач:
- Управленческая деятельность и её составляющие;
2 Основные функции особенности управленческой деятельности;
3 Особенности управленческой деятельности в организациях;
4.Особенности управленческой деятельности;
5.Управленческая деятельность: структура и характерные черты;
Объект исследования – управленческая деятельность.
Предмет исследования – процесс исследования эффективности управленческой деятельности.
Информационной базой работы явились труды Генкина Б.М., Егоршина А.П., Кибанова А.Я., Попова С.Г., Яковлева Р.А. и др. В процессе подготовки курсовой работы были использованы методы экономического анализа, метод наблюдения, метод графического и табличного отображения данных.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Управленческая деятельность и её составляющие
Управленческая деятельность, это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии. Управление как особая разновидность профессионального труда возникло и развивалось вместе с эволюцией организации, постепенно выделяясь в самостоятельный тип. Поэтому понять истоки и природу этой деятельности можно, лишь обратившись к феномену управления как общесоциальному явлению[1].
Управление как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло до того, как оно стало предметом социальных исследований. Присуще людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласия, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что” управление старо как мир”. Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции и является из ее важнейших факторов.Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя. Подобно тому, как руководитель играет центральную и наиболее важную роль в любой организационной системе, так и изучение этой деятельности объективно выступает главной проблемой теории управления. От правильного, полного понимания сущности и содержания управленческой деятельности во многом зависит решение всех иных управленческих проблем, формирование адекватного общего представления о «науке управления». Поэтому основная цель состоит в том, чтобы охарактеризовать сущность и психологическое содержание управленческой деятельности, а также определить закономерности ее взаимодействия с главными компонентами функционирования организации. Чтобы составить правильное и полное представление об этом предмете, следует учитывать основные трудности психологического изучения деятельности руководителя, сложности выделения деятельностной проблематики из общеорганизационной[2]. Основные из них состоят в следующем:
Во-первых, деятельность руководителя объективно и неразрывно связана со всеми иными аспектами функционирования организации. Следовательно, проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена. Изучение управленческой деятельности выступает специфическим аспектом при рассмотрении всех существующих проблем управления. С одной стороны, это позитивно, так как создает «широкий фронт» для изучения управленческой деятельности, но с другой — гораздо ощутимее негативные последствия этого. Они проявляются в неопределенности предмета и сферы изучения психологии управленческой деятельности, в ее «размытости» по иным разделам теории управления. Во-вторых, проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем, т.е. является предметом исследования в целом комплексе дисциплин. В качестве таковой она и разрабатывалась, но при этом явно доминировали внепсихологические ее аспекты: организационный, социологический, экономический, инженерный, социотехнический и др.
В-третьих, психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является такая трудноуловимая, «неосязаемая» сфера, как психическая реальность. Закономерно поэтому, что в, гораздо большей степени, чем она, раскрыты и изучены внешние проявления управленческой деятельности, а не ее внутреннее содержание. Тем не менее, анализ внешней картины управленческой деятельности, хотя и является объективно необходимым этапом и условием ее познания, еще недостаточен для ее глубокого и всестороннего раскрытия. Отсюда вытекает фундаментальный принцип познания управленческой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего — объективированного содержания — и ее внутреннего — имплицитного содержания[3].
Понятие деятельности имеет статус общенаучной категории. Она изучается во многих науках: социологии, экономике, инженерных дисциплинах, философии, физиологии, психологии и др. В своем предельно общем виде она определяется как индивидуальная форма существования общественных отношений и характеризует способ включения личности в существующую структуру общественного разделения труда. Это общее — философское — определение специфическим образом конкретизируется в каждой из наук, изучающих деятельность, а необходимость синтеза получаемых в них знаний обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. Ключевую роль в комплексном, междисциплинарном изучении деятельности играет психология[4].
Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Управленческая деятельность по определению предполагает наличие ряда «управляемых» субъектов, т.е. является совместной. Однако она не перестает быть при этом индивидуальной, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для структуры индивидуальной деятельности. Более того, индивидуальная деятельность руководителя, направленная на решение задач управления, существенно изменяется; предстает в максимально развернутом виде; резко повышается ее сложность, ответственность. Одновременно и совместная деятельность под воздействием на нее управления строится не как простая кооперация, а по типу иерархической организации. Тем самым она также приобретает наиболее сложный и психологически богатый вид. Поэтому в психологическом плане управленческая деятельность трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности. В нем происходит и своеобразное «отрицание», снятие двух других, основных типов деятельности, но одновременно и усиление основных черт индивидуальной и совместной деятельности[5].